Календарь новостей
пнвтсрчтптсбвс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

Зачем странам Каспия ОКЭС?

08.10.2009, 02:47

 

Самая «горячая» и обсуждаемая тема в преддверии совещания по безопасности Каспия, которое пройдет в октябре, – создание Организации каспийского экономического сотрудничества. В пользу рождения новой организации говорят два фактора – региональной бюрократии необходима новая и весьма удобная площадка для необременительного экономического сотрудничества в регионе, а также очередная структура для пиара.

В конце октября в Баку пройдет первое совещание прикаспийских государств, посвященное вопросам безопасности. Эксперты полагают, что одной из важнейших тем обсуждения станет идея создания Организации каспийского экономического сотрудничества.

Сама идея региональной экономической организации для Каспия не нова. Она предлагалась Тегераном в начале 2000-х. Неоднократно обсуждалась на экспертном уровне. Иными словами, была в активе у дипломатов как минимум трех стран: России, Ирана, Казахстана. Каждая вкладывала в нее свое содержание. Но нынче инициатором и организатором выступила Россия.

Поражает скорость и необычная нацеленность россиян довести до реализации этот проект. Похоже, он призван стать очередной «инициативой Медведева» в рамках его концепции «умного» внешнеполитического влияния РФ. Ожидается, что концепция и устав организации будут готовы к третьему саммиту каспийских государств, который состоится в Баку, вероятно, в будущем году (дата не определена пока — авт.). На нем как минимум будет подписан меморандум о создании организации.

Конечно, ОКЭС не будет первой целевой экономической организацией, созданной на пространстве бывшего СССР из числа стран СНГ и государств «дальнего зарубежья» (таких примеров достаточно — ШОС, ОЧЭС, СВМДА и т.д.). Однако ОКЭС в случае создания станет первой сумевшей объединить в своих рамках региональные противоречия Азербайджана, Туркмении и Ирана.

Сможет ли ОКЭС выработать новый язык политического взаимодействия для этой тройки? Зная Иран как труднейшего в мире переговорщика, трудно предположить как сложится взаимодействие с этой страной. Очевидно, что Иран в качестве участника ОКЭС добавит организации больше политических трудностей, чем экономической выгоды. Но также очевидно, что оградить ОКЭС от Ирана, значит, ограничить амбиции новой структуры, с самого начала свести ее к локальному аналогу СНГ.

Кроме того, по мнению ряда представителей постсоветских западно-ориентированных элит каспийских стран, ОКЭС ставит государства-участников в ситуацию выбора: «быть заодно с Россией» или остаться «в стороне». Кажется, выбор непростой, особенно для тех, кто либо не вступал раньше в региональные организации (Туркмения), либо стремился диверсифицировать и уровнять свои внешнеполитические векторы (Азербайджан). Но коль скоро ОКЭС будет позиционироваться как «не жесткая» организация, в отличие ЕврАзЭС или ОДКБ, то риск оказаться «под влиянием РФ» не столь велик.

В итоге — ОКЭС будет позиционироваться как региональная бюрократическая организация низко-конфликтного взаимодействия с вполне «позитивной», то есть не политической, повесткой, призванной сосредоточить внимание участников на общих вопросах регионального развития. То есть чисто казахстанский формат — «без особых напрягов».

Безусловно, плюсов создания новой экономической организации на Каспии немало. Однако тот опыт многостороннего взаимодействия каспийских стран, способы решения конфликтных вопросов и глубина вовлечения интересов геополитики третьих государств в решение каспийских проблем не внушает оптимизма относительно перспектив ОКЭС. Уже очевидно, что миссия у организации будет двойная — создать отсутствующий институт экономических переговоров на Каспии, который в свою очередь, даже несмотря на низкий КПД, станет лишь очередной пиар-структурой деятельности региональной бюрократии.

Александр КАРАВАЕВ,

Информационно-аналитический портал "Республика"

comments powered by HyperComments