Календарь новостей
пнвтсрчтптсбвс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Импортозамедление

12.04.2018, 12:47

 

Импортозамедление По данным “Ъ”, сдача первого круизного лайнера на входящей в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) верфи «Лотос» может задержаться минимум на девять месяцев. Причиной источники “Ъ” назвали импортозамещение: вместо предполагавшейся по проекту финской Wartsila поставщиком силовой установки стал «Русэлпром». Но и ему потребовался импортный двигатель, и вместо Wartsila его поставщиком стала японская Yanmar, из-за чего пришлось менять проект лайнера. В ОСК пока подтверждают текущее отставание на три месяца, но говорят, что стараются сократить этот срок.

Астраханское АО «Судостроительный завод "Лотос"», входящее в ОСК, задержит сдачу круизного лайнера PV300VD не менее чем на девять месяцев, рассказали “Ъ” источники в отрасли. Судно заложено в августе 2016 года для Московского речного пароходства (МРП, входит в AEON Романа Троценко).

Источники “Ъ” связывают срыв сроков с выбором силовой установки. Судно спроектировано под оборудование финской Wartsila, но на тендере поставщиком был выбран «Русэлпром» (компании не ответили на запросы “Ъ”). «Все закупки по проекту проходят через ОСК»,— говорит один из источников “Ъ”. «Русэлпром» собирался поставлять свой генератор с дизельным двигателем от Wartsila. Как поясняют собеседники “Ъ”, Wartsila отказалась поставлять двигатель «Русэлпрому», и на замену выбрали оборудование японской Yanmar. «Мы были сторонниками Wartsila, выбор "Русэлпрома" — идея ОСК в рамках политики импортозамещения,— подтвердил глава МРП Константин Анисимов.— Предполагалось, что системы "Русэлпрома" будут поставлены с двигателем Wartsila, но компании не договорились, поэтому было принято решение привлечь к проекту Yanmar».

Но замена потребовала перепроектирования: выяснилось, что у японского двигателя слишком большая теплоотдача, говорит один из источников “Ъ”. «Yanmar не хуже, он иначе спроектирован,— поясняет он.— При сохранении исходного проекта жилые помещения, граничащие с машинным отделением, превратились бы в парилку. Пришлось концептуально переделывать лайнер: заново рассчитывать все, вплоть до остойчивости».

«Выбор нового поставщика занял около полугода, еще несколько месяцев заняло перепроектирование»,— объяснил один из собеседников “Ъ”. Смена поставщика приведет к задержке не менее года, уверены источники “Ъ”, один из них полагает, что «при определенных обстоятельствах сроки могут сдвинуть и на два года». В таком случае сдача лайнера сдвинется с навигации 2019 года на 2020 или 2021 год. Схожий круизный лайнер строится для «Водохода» в Нижнем Новгороде на «Красном Сормово» (также входит в ОСК). Он заложен в марте 2017 года, и там удалось избежать смены поставщика силовой установки, ее поставит Wartsila, говорят источники “Ъ”.

Константин Анисимов утверждает, что пока большой задержки нет. Сейчас двигатели Yanmar собираются и проходят испытания в Японии, их погрузка намечена на июнь, говорит он. По большинству параметров, в том числе по теплоотдаче, двигатели аналогичны Wartsila, утверждает топ-менеджер, но их установка потребовала переделки фундаментов и систем креплений. Если ОСК не сдаст лайнер в июне-июле 2019 года, МРП попросит перенести сроки на весну 2020 года. «Осенью лайнер не нужен, в ноябре-декабре планируется его отстаивать в Астрахани, Баку или в Сочи, где он может использоваться как гостиница»,— отметил господин Анисимов. По его словам, МРП уже принимает заявки и продает туры на лайнер, в том числе зарубежным компаниям.

В ОСК “Ъ” заявили, что сейчас отставание от графика — три месяца, а основные причины — «сложности с проектными работами». «Идет восстановление компетенций по проектированию и строительству судов данного типа»,— говорят в корпорации, добавляя, что сейчас «выполняются мероприятия по компенсации накопленного отставания».

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров называет импортозамещение оборудования в судостроении чрезвычайно острым вопросом, решение которого напрямую влияет на конкурентоспособность верфей. Но ключевыми для заказчика остаются экономическая эффективность, цена, стоимость жизненного цикла и сроки строительства, говорит он, а при лизинговых и кредитных схемах задержки могут серьезно ухудшить финансовую модель. «Если ОСК удалось убедить МРП, что замена силовых установок обеспечивает лучшую экономическую эффективность или оптимизирует стоимость, это позитивный момент»,— замечает господин Бурмистров, добавляя, что при задержке срока сдачи практически на год недополученная выручка МРП составит не менее 100 млн руб.

Анастасия Веденеева,
Газета "Коммерсантъ"