Календарь новостей
пнвтсрчтптсбвс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

Почему астраханцы платят за газ больше москвичей? Николай Меркулов: «Цель у всех одна: увеличение прибыли»

10.06.2014, 13:21

 

Руководитель Астраханского Управления федеральной антимонопольной службы — человек, который, кажется, знает ответ на любой вопрос. "МК в Астрахани" узнал у Николая Меркулова, чем грозят конкурентные разборки, почему астраханцы платят за газ больше москвичей и как наказать нерадивых чиновников.

Об интересах астраханцев

– В Астраханской области существует запрет на торговлю пивом и сигаретами в киосках, он имеет якобы гуманистическую направленность. Не пролоббирован ли этот запрет владельцами крупных торговых супермаркетов и магазинов? Не является ли он нарушением Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»?

– Данный запрет не является нарушением закона о защите конкуренции в связи с тем, что запрет на торговлю пивом и сигаретами в киосках устанавливается иными федеральными законами: законом о табакокурении в одном случае, а в другом – об обороте спиртной продукции. По этой причине этот запрет не может носить антиконкурентный характер. Это такой же федеральный закон, как №135-ФЗ «О защите конкуренции», соответственно, это ограничение предусмотрено действующим законодательством.

– Согласно п. 12 ст. 14 гл. 2 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», «при трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи…», но на деле в Астраханской области звук рекламы значительно превышает звук прерываемой передачи. С чем связано, что подобное нарушение федерального закона никем не пресекается?

– Действительно, есть прямой запрет на то, чтобы реклама значительно не превышала средний уровень звука передачи. Но как таковой методологии по определению того, насколько реклама выше по уровню звука по сравнению с прерываемой передачей, нет. Кроме того, в Астраханской области нет соответствующей аппаратуры, которая могла бы это фиксировать не только для проведения расследования по признакам нарушения ФЗ № 38, но и в дальнейшем при отстаивании позиций антимонопольного органа в суде. Мы время от времени сами видим, как и рядовые жители, что подобные нарушения имеются, но некоторое время, по всей видимости, еще будем с этим мириться. На данный момент мы предпринимаем все усилия для того, чтобы получить необходимые консультации, базу, оборудование для успешной борьбы с этим нарушением. Пока же мы в Астраханском УФАС ни одного подобного дела не возбудили. Но мы разрабатываем собственные методики для доказывания именно этого нарушения. Конечно, пока я не могу говорить о них во всеуслышание.

– При наличии в квартире газовой плиты и централизованного горячего водоснабжения москвичи платят за газ 39,01 рублей за одного человека (тариф установлен в ноябре 2013 года и пока не повышался). Астраханцы платят 43,43 рубля, т.е. на 4,42 рубля больше. И это при том, что доходы москвичей несопоставимы с доходами астраханцев. С чем связано подобное ущемление интересов жителей нашего города?

– Во-первых, оплату за газ устанавливаем, к сожалению, не мы, а федеральные и региональные службы по тарифам. Во-вторых, логистические моменты, а именно способ, которым осуществляется подача газа, нередко приводят к таким казусам. В-третьих, подобная ситуация, когда очевидно, что удаленные регионы имеют цену на газ ниже, чем районы газодобычи, имеет место не только в Астрахани, но в других городах России. Разумеется, президент и правительство принимают меры по улучшению порядка регулирования тарифов. Есть надежда, что со временем подобный дисбаланс будет устранен. Хотя, конечно, ситуация очень удивительна.

О компаниях

– Часто ли астраханские компании нарушают законодательство?

– К сожалению, подобные события имеют место быть, и количество антимонопольных нарушений со стороны астраханских компаний не имеет тенденций к снижению как со стороны крупных монополистов, так и со стороны мелких и средних хозяйствующих субъектов. Антимонопольные требования постоянно ими нарушаются. С чем это связано? Во-первых, с незнанием действующего законодательства, во-вторых, с умыслом, направленным на извлечение дополнительной прибыли. Если это касается монополистов, они всячески ущемляют потребителя, пользуясь своим положением. Мелкие и средние же компании постоянно пытаются получить конкурентные преимущества, чтобы вытеснить конкурентов с рынка и заработать как можно больше. Таким образом, цель у всех одна: увеличение прибыли.

– Сталкиваетесь ли вы с конкурентными разборками? Пытаются ли конкуренты решить свои проблемы, жалуясь в УФАС?

– Вопрос очень сложный. Да, у нас есть лица, которые постоянно пишут жалобы в Астраханское УФАС. По большей части такие жалобы признаются необоснованными, не ведут ни к каким следствиям, но лица пользуются своими правами, которые им дал закон – как общее право законного обращения граждан, так и специальные права, предусмотренные ФЗ №135 («О защите конкуренции»), ФЗ №38 («О рекламе»), ФЗ №44 («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Не скрываем мы то, что часто люди пытаются достичь позитивных результатов (восстановить справедливость), но порой преследуют и негативные цели. На данный момент мы обращаем пристальное внимание на подобные жалобы. Дело в том, что с весенней коллегии УФАС мы привезли новые методики выявления и борьбы с разнообразными сговорами на торгах и другими антиконкурентными действиями и собираемся «обкатать» их на территории Астраханской области. Наша конечная цель – устранить антиконкурентные разборки.


О чиновниках

– А государственные структуры много совершают нарушений?

– К сожалению, государственные и муниципальные структуры при проведении торгов и при соблюдении действующего антимонопольного законодательства допускали и допускают правонарушения. В чем это выражается? В издании актов, которые кого-то ограничивают. Огромное количество нарушений допускают государственные организации, которые распределяют какие-либо ресурсы, либо дают возможность пользоваться какими-либо ресурсами, разрешают что-либо. Такие учреждения часто допускают перегибы и страдают двойственностью позиций, когда при одинаковых условиях одних лиц допускают к торгам, других нет. Недавно у нас проходило много процессов с региональной структурой управления по Росрыболовству, которая проводила торги по рыбопромышленным участкам. На организацию была подана масса жалоб по поводу того, как подводились итоги по этому конкурсу. За исключением одной жалобы все остальные были признаны обоснованными. Данное ведомство действительно совершило множество ошибок. Если касаться ФЗ №44 о контрактной системе, здесь все перед законом равны. Нарушения допускают и муниципальные, и региональные, и федеральные структуры. В некоторых муниципалитетах ситуация очень и очень плохая. Например, в городе Ахтубинске практически все крупные торги, проводимые в этом и прошлом году, заканчивались скандалами и часто отменялись по решению Астраханского УФАС.

– Есть ли злостные нарушители, которые не желают исполнять законов?

– Да, примеры я приводил выше: Росрыболовство, г. Ахтубинск и др.

– Стоит ли чиновникам надеяться, что им удастся избежать наказания, если они допускают нарушения?

– Разумеется, все хотят избежать наказания, когда что-либо нарушают, но здесь особое желание. Оно заключается в том, что при совершении антиконкурентных, антимонопольных действий, в том числе на торгах, структуры привлекаются по статье №14/9 Кодекса об административных правонарушениях. В чем заключаются особенности этой статьи? В том, что она, кроме штрафных санкций, предполагает такую меру воздействия на нерадивых чиновников, как дисквалификация. Если чиновник будет допускать злостные нарушения неоднократно, он имеет все возможности лишиться своего кресла. К сожалению, на территории РФ такие примеры уже имеются. Нам бы хотелось, чтобы все проводилось в конкурентной атмосфере без каких-либо возможных нарушений.

О службе

– Каковы самые интересные и яркие достижения антимонопольной службы по Астраханской области?

– Показатели УФАС по Астраханской области неизменно высоки. Мы чуть ли не единственный орган, куда люди обращаются в борьбе с монополистами, с муниципальными и государственными структурами, т.е. это орган для физических лиц и предпринимателей, который позволяет им в случае нарушения их прав восстановить справедливость. Жалобы рассматриваются в течение пяти рабочих дней. На территории РФ нет ни одной отработанной процедуры, когда за такой короткий промежуток времени выносится конкретное решение и восстанавливаются права лица, которые были нарушены – в нашем случае при проведении соответствующих торгов. Это ноу-хау антимонопольной службы Астраханской области, и оно активно действует. В прошлом году мы рассмотрели более 150 жалоб по ФЗ №94, чуть ли не половина этих жалоб была обоснованной, по ним восстановлена справедливость, т.е. права лиц, которые были отстранены от участия в торгах, были восстановлены. Торги, которые проводились с грубыми нарушениями действующего законодательства, были приостановлены и аннулированы, либо комиссия антимонопольного органа обязала государственных и муниципальных заказчиков привести документацию в такое надлежащее состояние.

Кроме того, сейчас мы проводим конкурс детского рисунка и эссе. Дети должны были рассказать о том, как они понимают, что такое конкуренция. Мы пытаемся ребятам всех возрастных групп с раннего возраста дать понимание того, для чего нужна конкуренция, реклама, антиконкурентные действия и к чему это все приведет. Хотим показать реальную связь: там, где присутствует конкуренция, есть развитие и прогресс, а там, где ее нет, кроме ущемления прав физических и юридических лиц больше ничего не будет.

О планах

– Каковы ближайшие планы совершенствования работы Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области?

– Планов много, выражаются они в нескольких направлениях работы. Так, мы регулярно собираем общественно-консультативный совет, где с представителями предпринимательского сообщества, некоммерческих, общественных организаций вырабатываем и корректируем свои планы для работы, получаем рекомендации, на что обратить внимание в целях наиболее полной защиты прав предпринимателей и физических лиц. У нас также организовано несколько экспертных советов. Их цель та же самая: сформировать рекомендации, обратить внимание на массовые нарушения антимонопольного законодательства и в дальнейшем их устранить. Мы проводим круглые столы для предпринимателей, где разъясняем, если это необходимо, суть некоторых антимонопольных правонарушений, чтобы бизнесмены их не допускали. Организуем обучающие семинары для государственных и муниципальных заказчиков, чтобы предупредить нарушения на торгах. И самое главное, мы стараемся всеми способами не скрывать свою деятельность от общественности, а доводить до людей информацию о том, что мы делаем, чтобы максимальное количество физических и юридических лиц знали, куда им обращаться в случае нарушения прав. Если возникает необходимость, мы получаем обратную связь, чтобы понимать, в каком направлении двигаться, на что обратить внимание в сиюсекундный момент. Каждый новый доклад, семинар, который мы проводим, не похож на предыдущий, потому что жизнь не стоит на месте, в т. ч. экономическая и юридическая жизнь общества. Каждый раз мы рассказываем о чем-то новом. 

Елизавета Колоколова, "Московский Комсомолец в Астрахани", ast.mk.ru

comments powered by HyperComments