Календарь новостей
пнвтсрчтптсбвс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

Астрахань должна торговать собственной переработанной продукцией. Андрей Маркин: «Крупные компании не спрашивают о ваших проблемах»

15.07.2014, 12:59

 

Каспийская столица известна во всей России как рай для рыбаков. На прошлой неделе, 13 июля, Астрахань отпраздновала День рыбака, а в преддверии этой даты мы решили поговорить с Андреем Маркиным, президентом некоммерческой организации, союза рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий «КАСПРЫБА».

О защите биоресурсов

– Как вы оцениваете работу множества государственных ведомств, призванных защищать и сохранять биоресурсы и бороться с их расхитителями?

– Для того чтобы сделать что-то новое, имеет смысл изучать опыт зарубежных стран. На сегодняшний день понятно одно: есть четкие шаги, которые направлены на то, чтобы сохранить биоресурсы региона. Александр Жилкин много раз об этом говорил. Никто Америку в этом плане не открывает. Понятно, что нужно заниматься воспроизводством рыбы, жестким контролем на водоемах, создавать понятное правовое поле для работы на воде. Если честно, то сейчас, совершив огромную спиралевидную дугу, мы возвращаемся к тем самым основам работ, которые были еще при Советском союзе. Все новое – это хорошо забытое старое. Нам не надо ничего придумывать. Есть понятная конструкция, которая позволяет сберечь рыбу и для нас, и для последующих поколений. Отрадно, что областная администрация в лице губернатора считает точно так же.

– Назовите три вещи, с помощью которых можно побороть браконьерство в Астраханской области.

– Как я уже говорил, это понятная правовая конструкция, которая включает в себя и промысловую зону, и максимальное количество вылова для любителей, и множество других не менее важных факторов. Кроме того, необходимо регулярное воспроизводство рыбы, понятные правила игры для многочисленных туристов, приезжающих в нашу область. Представьте себе, если 2-3 млн гостей, которые приезжают сюда, выловят по 10 кг рыбы каждый, этот объем будет сопоставим с промышленной квотой. Если вывозить рыбу такими темпами, то ее скоро не останется, и привлекательность нашего региона как рыболовной мекки будет падать. Поэтому здесь огромное поле для организации работы.

О рыбалке

– А сами вы любите рыбачить, и если да, то где?

– Рыбачить я очень люблю, но на это почти не остается времени. Только тогда выезжаю, когда маленькая дочка подвигает на это. Однозначно ловить люблю в нашем регионе. Это фундамент, основа жизни. Это воздух, которым мы дышим, и мир, которому мы радуемся. И мы себя вне этого мира представить не можем. Наша природа не надоедает. Я постоянно нахожусь по работе в низовьях Волги и на взморье, но на отдых тянет туда же.

О наболевшем

– Почему на астраханских прилавках еще встречается рыбная продукция неместных производителей? Ведь, казалось бы, астраханские производители могли бы выдавить иногородних из магазинов как ценой, так и качеством.

– Это общий тренд развития всего рыбного хозяйства. Морской рыбы в России добывается несколько миллионов тонн, а речной – всего несколько десятков-сотен тысяч тонн. Раз морской рыбы больше, она становится более доступной. И так же, как во всем мире, наша рыба рано или поздно окончательно перейдет в разряд деликатесных продуктов, и это совершенно правильно и заслуженно. Другой вопрос в том, что на самом деле обеспечить снабжение местных магазинов нашей привычной рыбой – это дело чести, прежде всего, для рыбников. На сегодняшний день одним из серьезных направлений политического развития (именно политического, потому что это не приносит глобальных дивидендов) я вижу организацию садков, плавмагазинов с рыбой в Астрахани. Но, к сожалению, некоторые структуры недостаточно серьезно к этому относятся, но отрадно, что местные власти видят необходимость такого развития сектора продажи живой охлажденной рыбы, привычной для астраханцев. В городе есть реальный спрос, реальные ожидания людей. И мы не должны их разочаровывать, лишать любимого продукта.

– Почему же до сих пор никто не зарегистрировал бренд «Астраханская вобла»?

– Дело в том, что огромное количество разного рода дельцов по России выпускают ту самую астраханскую воблу иногда сомнительного качества. В те самые 90-е годы фактически произошел развал рыбной промышленности. Мы должны смотреть на эти вещи объективно. Безусловно, нашу рыбу надо перерабатывать здесь. Вспомните: наши деды, прадеды, все делали именно так. Даже у Шолохова есть заметка, что в Астрахани запах рыбный, и без него шага ступить невозможно. Все вялят, коптят, солят рыбу, чтобы отвезти ее в матушку Россию. И ни у кого не было бредовых мыслей, чтобы взять рыбу сырьем и повезти ее в таком виде на продажу. В 90-е годы система вообще была доведена до абсурда. «Благодаря» некоторым горе-политикам, которые закрывали глаза на развитие производственной базы рыбной промышленности, вся Россия, кроме Астрахани, стала перерабатывать нашу рыбу. Одним из таких ужасных показателей стало то, что даже щучью икру стали закатывать не в нашем городе. А горе-предприниматели, многие из которых до сих пор присутствуют на рынке, не думают о другом бизнесе, кроме как вычерпать все до последней рыбешки и продать сырьём. Такие бизнесмены равняются на низменные потребности общества, а «конфетку» из этой рыбы делают другие производители. Так жить нельзя. Жизнь сильно меняется, сейчас основная продажа рыбных товаров идет через торговые сети. Данный процесс будет только нарастать. Администрация области неоднократно проводит совещания, на которых производителей пытаются свести с представителями крупных сетей. Это мировой тренд, базис экономики. К огромному сожалению, большинство рыбников существуют в мире, оторванном от реальных экономических процессов, и считают, что для развития ничего делать не надо. Такого не бывает, для подобных предприятий рано или поздно песенка будет спета. Но для сетей неинтересны мелкие фирмы. Для них важно качество продукта, его цена и объем. И зимой, и летом продукция от производителя должна поступать именно в том количестве, которое требует сеть магазинов. Крупные компании не спрашивают о ваших проблемах, они обладают понятными европейскими стандартами качества, культурой работы и всем прочим. Если хочешь жить, умещайся в этом прокрустовом ложе. Нет – занимайся чем-то другим. Реально выдержать такие объемы могут около 10 из 90 астраханских квотодержателей. Все остальные всю жизнь будут сырьевыми придатками каких-то организаций средней России. И кроме как продать мороженого леща м о с к о в с к о й фирме N, у них мыслей нет. Соответственно, прибавочная стоимость, рабочие места будут где-то там, а не в нашем регионе. Поэтому приятно, что некоторые наши организации вошли в число крупнейших поставщиков и смогли работать с федеральными сетями. Это маленький подвиг на ниве производства. Например, одна из наших организаций «Оранжереинские деликатесы» вошла в пятерку крупнейших производителей вяленой рыбы и смогла подвинуть серьезных конкурентов. С таким объемом и качеством продукции это предприятие может работать напрямую с самыми притязательными сетями («Магнитом», «Лентой», «Покупочкой»), ни на кого не оглядываясь. Все развивается правильно.

О конкуренции

– Как вам удается пробиться через конкурентов?

– Все зависит от команды, которая работает на предприятии. Наша группа профессионалов старается улучшить ситуацию так, чтобы быть востребованными на рынке. Поэтому какие-то замечания по поводу качества продукции, ее внешнего вида, всегда бывают к месту. К примеру, однажды после резкой критики мы поменяли всю команду технологов. После этого продажи вяленой рыбы в «Магните» возросли в 3,5 раза. Человек должен получать удовольствие от нашей продукции, поэтому мы постоянно совершенствуемся. Поступательно, шаг за шагом идем к структурированию бизнеса. Мы исходим из того, что законы экономики абсолютны, и для того чтобы чего-то добиться в каком-либо секторе, нужно просто соответствовать этим законам и пытаться принимать креативные решения, чтобы вписаться в основной тренд развития. Главное, выдержать то направление, в котором развивается весь пищевой рынок. Но Астрахань обязательно должна торговать переработанной продукцией и присутствовать на рынках.

О деятельности и планах

– Каковы планы развития НО СРРП «Каспрыба»?

– Недавно услышал от одного закупщика, что астраханцы снова научились перерабатывать рыбу. Это и есть магистральный путь развития рыбной промышленности. Ассоциация «Каспрыба» всей душой желает, чтобы появилось как можно больше таких предприятий, а публика отошла бы от местечковых интересов. Мир неизмеримо шире приемного пункта в низовьях Волги. Надо смотреть, куда рыба пойдет дальше, какую пользу можно принести своему предприятию, региону, стране от того, что она будет правильно переработана и продана. Мы видим, что сейчас, как говорится, процесс пошел, и перспективы, если последовательно и четко идти по этому пути, самые радужные. Следующим нашим шагом является приобретение одним из предприятий «Каспрыбы», а именно Кировским рыбозаводом, консервного цеха, который был отсоединен от завода в 90-е годы и все это время существовал как отдельное предприятие. И если честно, он работал не очень продуктивно. Но сейчас складывается безумно сложная ситуация с запуском этого цеха. На рынках консервов астраханцев никто не ждет. Но правильная организация работы и понимание того, что мы сидим на сырьевой базе, позволяет делать серьезные шаги. Сейчас мы смогли войти с продукцией из сазана в товары премиум-качества «Ленты», «Покупочки». Двигаемся вперед. Экспансия «Каспрыбы», по правде говоря, – это головная боль для всех переработчиков центральной России, которых мы, астраханцы, и породили.

– Расскажите о благотворительной деятельности, осуществляемой вашим некоммерческим партнерством.

– Мы для себя совершенно четко осознаем, что нельзя жить и ничего не привносить в окружающий мир. Честно сказать, мне не очень удобно о таких делах говорить. Если это делается мной и моими коллегами, то от чистого сердца. Мы сотрудничаем с фондом «Шаг навстречу», помогаем в строительстве храмов, реконструкции памятников. Это зов души, и я считаю, что не надо говорить об этом на каждом углу. Если что-то можно сделать, то это надо делать, на наш взгляд. 

Елизавета Колоколова, ast.mk.ru ("МК в Астрахани")

comments powered by HyperComments