Календарь новостей
пнвтсрчтптсбвс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Тарифный водоворот. О долгах астраханцев за воду и деловых качествах руководителей МУП «Астрводоканал»

17.11.2016, 16:57

 

Тарифный водоворот. О долгах астраханцев за воду и деловых качествах руководителей МУП «Астрводоканал» В условиях экономического кризиса и девальвации национальной валюты резко упал показатель средней зарплаты, который представляет собой приемлемую сумму лишь по причине специфического вычисления этого показателя: доходы обедневшего населения присовокупляют к заработной плате чиновников высокого ранга и высшего звена менеджмента, что и позволяет получить сносное среднее значение.

И на этом фоне в Российской Федерации продолжается безудержный рост тарифов на услуги ЖКХ. Такое положение дел в конечном итоге привело к тому, что население «обросло» долгами, оплатить которые самостоятельно в большинстве случаев уже не в силах.

Российское правительство, которое, казалось бы, и должно заботиться о нас, гражданах, в сложившейся ситуации пошло по пути ужесточения штрафных санкций за несвоевременную оплату услуг ЖКХ. Именно пеня и составляет львиную долю в общей сумме задолженности физических и юридических лиц структурам жилищно-коммунального хозяйства.

Так, долги астраханцев за воду за полтора года выросли с 325 до 519 млн руб. Причём в должниках находятся не только жители нашего города, но и многочисленные юридические лица: предприятия и организации, являющиеся для большинства горожан единственным местом работы, а, следовательно, и последним источником получения финансовых средств, которых, увы, не хватает даже на более-менее приемлемое существование.

И что же? А вот что…

Осознав всю глубину проблемы, депутаты городской думы Астрахани пообещали оказать помощь в данном вопросе. Вы думаете астраханцам? Вы подумали, что народные избранники озадачились поиском путей погашения этих колоссальных долгов, поскольку основная часть должников составляет слои населения с низкими доходами? Ошибаетесь! Вся мощь депутатского корпуса будет подключена к дополнительному уведомлению неплательщиков о недопустимости такого поведения!

Вот и выходит, что «Астрводоканал», в число абонентов которого входят почти полмиллиона астраханских потребителей, решил дополнительно привлечь к извлечению долгов «коллекторов» из гордумы. Они-то и напомнят всем нам о том, что платить надо вовремя!

Вся комичность ситуации заключается ещё и в том, что сам «Астрводоканал» испытывает острую нехватку финансовых средств не только на развитие предприятия, но и выплату зарплаты своим сотрудникам. В недавнем прошлом только вмешательство инспекции труда заставило руководство изыскать 14 млн руб. для погашения долгов перед своими работниками, которых на предприятии числится 1200 человек.

Оправдывает ли сложившаяся ситуация руководство «Астрводоканал»? Полагаем, вряд ли…

Если вы думаете, что менеджмент этого муниципального предприятия пытается найти возможности повысить эффективность своей работы за счёт применения новых принципов организации труда, то вы заблуждаетесь. Единственное, на что хватает энергии руководителей «Астрводоканала», это обратиться в гордуму с жалобами на гадких астраханских жителей и коммерсантов, купающихся в роскоши, но забывающих своевременно платить за водоснабжение. Или же предложить старое, годами проверенное средство – повысить тарифы за водоснабжение. Даже глава города А.В. Губанова негативно отреагировала на этот пассаж, понимая, что экспроприация денег у «обезжиренного» населения не может носить постоянный характер. Да и можно ли взять что-то там, где нет ничего, кроме многомиллиардного долгового океана за услуги ЖКХ, в котором «плещутся» и 519 млн руб. за неоплаченное холодное водоснабжение…

Но, так или иначе, нельзя бесконечно сетовать на изношенность водопроводно-канализационного хозяйства в России, доставшееся нам в наследство от Советского Союза.

Дело в том, что по всей стране износ основных фондов этого сектора колеблется от 50% до 70% и ежегодно увеличивается на два-три процента. По этой самой причине отечественные водоканалы вынуждены вместо планово-предупредительного ремонта заниматься аварийно-восстановительным, что на 200-300 процентов увеличивает финансовые потери компаний.

К тому же инфраструктура водоснабжения, созданная в советское время, не предусматривает экономии электроэнергии, что в условиях непродуманной тарифной политики влечет огромные финансовые расходы водоканалов из-за опережающего роста тарифов на электроэнергию. При этом реконструкция водопроводно-канализационного хозяйства в таком городе, как Астрахань, где на балансе «Астрводоканал» числится 1282,9 км водопроводных сетей, 87 повысительных насосных станций и пять очистных сооружений водопровода, обойдется в 15 млрд руб.

Однако известно и то, что найти необходимые средства на модернизацию инфраструктуры из федерального и регионального бюджета в текущей экономической ситуации вряд ли получится. То же самое можно сказать и о повышении тарифов – жители банально откажутся оплачивать неподъёмные услуги. Источником финансирования могут стать лишь новые абоненты, появление которых, в свою очередь, возможно только при интенсивном жилищном строительстве. Вот и выходит, что все эти меры не применимы к нашим реалиям.

«Астрводоканал» – монополист: из 531 179 жителей города на начало года его абонентами являются, как мы уже писали выше, 498 593 потребителя. Следовательно, руководству предприятия необходимо искать новые пути для модернизации системы водоснабжения областного центра.

В сложившейся обстановке руководству «Астрводоканал» стоило бы обратиться к опыту водоканалов Ростова, Улан-Удэ, Подольска, Санкт-Петербурга, где в работе используются такие механизмы финансирования, как акционирование с целью привлечения стратегических инвесторов, концессионные соглашения, финансирование за счёт инвестиционной надбавки в тарифе и платы за подключение…

В частности, водоканал Северной столицы, использующий в работе разнообразные инновационные технологические решения, использует в работе математическую модель, делающую возможной проведение многовариантных гидравлических расчётов, с целью создания стабильного давления во всей сети трубопроводов, при одновременном сокращении неучтённых потерь воды. Данные расчёты проводятся на специализированном программном комплексе. И это – лишь один из механизмов, применяемых в северной столице.

Вместо того, чтобы использовать в Астрахани опыт Питера, самого успешного города России в сфере обустройства системы водоснабжения населения, мы устанавливаем на главной площади города скульптуры из Северной Пальмиры. Во главе же «Астрводоканала» ставятся люди, для которых самой совершенной схемой управления огромным хозяйством остается повышение тарифов.

И это в то время, когда даже студенты современных ВУЗов знают, что рост тарифов на оказываемые услуги, что применимо и к системе водоснабжения крупного города, может быть успешным лишь при условии появления новых абонентов. И только руководство «Астрводоканала», подключившее к своим сетям всё население Астрахани, полагает, будто повысив тарифы, им удастся выбраться из ловушки хронической нехватки финансовых средств.

Мы уверены, что менеджмент «Астрводоканала» знает о новшествах, применяемых в отрасли. Только предпринимаемые ими шаги заставляют нас усомниться в деловых качествах водоканальных руководителей.
Вадим Куликов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 41 (700)
comments powered by HyperComments