Календарь новостей
пнвтсрчтптсбвс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Налоги, самозанятость и банкротство. Что ждёт малое предпринимательство в 2010 году?

28.10.2012, 06:42

 

В прошлую пятницу в Астраханской торгово-промышленной палате (АТПП) на заседании "круглого стола", которое традиционно проводится с участием нашей газеты, вновь собрались представители власти и бизнеса. И хотя заявленная тема касалась изменений в системе налогообложения в кризисный период, обсуждение увело собравшихся далеко за пределы предложенных рамок. Что же сейчас волнует малый бизнес Астрахани?

СТРАШНОЕ СТРАХОВАНИЕ

На этот раз главной темой стало изменение социального налогообложения. Дело в том, что летом Госдума РФ приняла закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", предполагающий замену с 2010 года единого социального налога (ЕСН) страховыми взносами. Причем с 1 января 2011 года размеры страховых взносов для всех работодателей повысят до 34%.

Выплаты в Пенсионный фонд России будут в размере 26% (сейчас 20%), в Фонд социального страхования - 2,9% (сейчас 2,9%) и в фонды обязательного медицинского страхования - 5,1% (сейчас 3,1%, из которых в федеральный - 1,1%, в региональный - 2%).

По словам экспертов, новый закон необходим для устранения дефицита Пенсионного фонда РФ (около 50%). Раньше он покрывался за счет профицитного бюджета, но сейчас это невозможно.

Наталья Морозова, и.о. президента АТПП, сообщила собравшимся:

- На состоявшемся недавно "круглом столе" в РТПП было озвучено мнение, что в связи с принятием этого закона совокупная налоговая нагрузка на предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД), с 2011 года вырастет сразу на 140%. Для сравнения: плательщики, применяющие общий режим налогообложения, станут платить лишь на 30% больше, а плательщики единого сельхозналога - на 40%. По мнению большинства экспертов, эта ситуация подтолкнет бизнес к переходу в тень или к самоликвидации.

- Это уже сейчас происходит, - посетовал заместитель регионального министра экономического развития, начальник отдела поддержки малого и среднего предпринимательства Сергей Орлов. - За первые шесть месяцев сего года количество субъектов малого предпринимательства (СМП) в регионе уменьшилось на 500. Ежедневно от налоговых органов приходят три-пять требований о банкротстве тех или иных предприятий или предпринимателей.

Председатель профсоюза "Торговое единство" Алевтина Харюшина предложила объяснение этому феномену:

- Отчасти это может быть связано с принятием в конце прошлого года поправок в закон РФ о банкротстве. Правила ужесточились, и под эту процедуру стало попадать гораздо больше предприятий и предпринимателей. Причем не единичны случаи, когда банкротству подвергаются предприятия с задолженностью порядка 12 тысяч рублей (минимальная планка, обозначенная в законе). Что интересно, при этом, по данным службы занятости, безработица в регионе остается вполне на приемлемом уровне. Как так выходит?

ФИЛОСОФИЯ САМОЗАНЯТОСТИ

Объяснить феномен взялся г-н Орлов. Он сообщил:

- Совокупными усилиями Минэкономразвития и службы занятости сейчас развертываются программы по стимулированию самозанятости: безработным предлагаются различные субсидии и помощь в открытии собственного дела. Отчасти люди уходят туда, происходит компенсация. Но, честно говоря, не факт, что эти программы являются панацеей от безработицы. У нас недавно была делегация из Пензенской области. И их министр эконом-развития рассказывал, что весной в Пензе был настоящий бум по программам самозанятости: люди организовывались в потребкооперативы, пытались совместно семьями или по-соседски начинать какое-то дело. На март у них было создано 500 таких кооперативов. Но к осени пошла волна по самоликвидации такого бизнеса - сейчас их осталось всего 86. В чем причина? Вот, например, кто-то купил гусей - осенью они их порубили, продали, извлекли прибыль. А что делать дальше? Хотелось бы, чтобы эти предприниматели продолжили закупку новых партий гусей. Но вырученные деньги - это законный заработок, люди имеют полное право их проесть. И будут проедать... 58,8 тысячи рублей-деньги небольшие, их легче потратить, чем запустить бизнес.

- А в Пензе (или, может, в Астрахани) не проводилось исследований о причинах массовых банкротств? В чем причины? - задал вопрос член областной общественной палаты Валерий Пащенко.

- Причин множество, - подумав, ответил Сергей Орлов. - Но главное - это громоздкий чиновничий аппарат, который не способен выстроить эффективную инфраструктуру помощи бизнесу. Сейчас сделано очень многое для облегчения существования бизнеса, но большая часть этих мер приняты с опозданием, лишь как реакция на кризис, а не как предупреждение. Это и закон о проверках, и все те же программы по самозанятости, и вот даже обсуждаемая программа по пенсионным выплатам. Но часто случается, что помогать уже попросту некому - все ушли с рынка.

ПРОБЛЕМЫ ГОСЗАКАЗА

На заседании говорили и о работе Евроинфоцентра. Его учредитель, предприниматель Александр Неврединов, сказал:

- Прежде чем критиковать, попробуйте узнать, почему мы еле работаем. А потому, что денег нет и не было. Хотя по контракту бюджет должен платить центру деньги за оказываемые услуги. Но не платит. В типовом договоре на госзаказ у нас значится "оплата по мере поступления средств в бюджет". И это проблема не только Евроинфоцентра, но и всех предпринимателей, кто в надежде спастись от кризиса решил уйти в якобы "стабильный" сектор госзаказа. Мы миллионы вынимаем из оборота своих фирм и потом ждем месяцами эти деньги обратно. И проблемы эта не праздная: совокупная величина государственного и муниципального заказа на территории региона составляет около 21 млрд. рублей. И едва не в половине случаев деньги бюджетами задерживаются. В некоторых регионах в контрактах четко прописано - возврат средств в течение месяца. Почему у нас так не делается?

Заместитель руководителя совета по предпринимательству при губернаторе Есентай Нургалиев заявил:

- Нужно срочно менять типовой договор госзаказа. Это в полномочиях правительства. Я провел консультации как с ФАС, так и с областной Думой, где узнал, что такой договор не относится к законодательному уровню, это нормативный акт министерства экономики либо регионального правительства. И вносить этот акт необходимо не в начале будущего года, а прямо сейчас - например, в виде дополнительного соглашения с субъектами, уже заключившими госконтракты.

Валерий Пащенко предложил заняться поднятым вопросом всерьез. Он отметил:

- Я думаю, мы вполне можем изменить ситуацию, если четко обозначим, какие отрасли страдают, какие суммы затронуты и какой конкретно чиновник несет ответственность за задержку средств. Мы можем придать делу широкую огласку, по предложению общественной палаты мы можем поднять вопрос даже на уровне правительства, так что проигнорировать его не удастся.

Алексей Кожевников,

"Астраханские ведомости" №45 от 20.11.09.

comments powered by HyperComments