Календарь новостей
пнвтсрчтптсбвс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Оппозиционный политолог Н. Гришин о высшем образовании в Астрахани

01.11.2012, 22:04

 

I. Демографическая яма.

Высшее образование в Астрахани вошло в полосу "демографического кризиса". Как и по всей России, в 2009 г. число выпускников школ резко сократилось.

В 2010 г. количество выпускников школ сократится по сравнению с предыдущим годом еще на 15%, падение продолжится и в 2011 г. Некоторые оптимисты говорят, что эта "демографическая яма" будет до 2012-2013 гг.

Это не вполне так. До этого времени будет продолжаться падение численности выпускников школ (читай - потенциальных абитуриентов ВУЗов). В 2012-1013 гг. это падение прекратится. Но существенного роста, возвращения на прежний уровень уже не будет никогда.

Это значит, что денег в высшем образовании будет меньше, чем раньше, а бороться за абитуриента (= за деньги) придется с удвоенной энергией.

II. Конкурентные преимущества ВУЗов

Как ВУЗы будут бороться за сократившийся контингент потенциальных студентов? Как известно, конкуренция может быть либо в цене, либо в качестве.

Будут ли ВУЗы снижать плату за обучение, что бы привлечь студентов к себе? Маловероятно. Дело в том, что государственные ВУЗы в последние полтора года резко потеряли в бюджетном финансировании. Финансовые проблемы серьезные, куда уж плату за обучение снижать.

Тогда конкуренция в качестве? А что такое конкуренция в качестве на провинциальном "рынке образовательных услуг"? Здесь только один вариант ответа - снижение требований к студентам.

Но есть ли тут у ВУЗов перспективы для маневра? В принципе, снижать требования дальше почти некуда. Посещение занятий уже абсолютно не обязательно. Многие студенты во всех ВУЗах Астрахани имеют пропуски до 90-95% всех часов за семестр, и вопрос об их отчислении даже не ставится. К зачетам/экзаменам абсолютно не готовится (по моим оценкам) около 30% студентов. Требованиям госстандарта знания соответствуют не более чем у 20% студентов. Тем не менее, отчислений по неуспеваемости практически нет.

Есть такой закон - если студент на сессии получает "неуд" по 3 предметам, он должен быть отчислен без права пересдачи. Этот закон не действует вообще. Его нарушают все ВУЗы в Астрахани на свой страх и риск.

АГТУ (Рыбвтуз) в Астрахани всегда славился высоким уровнем требований. Год назад в одном из деканатов АГТУ я лично видел такую сцену - пришли абитуриенты-школьники, и работники деканата их агитировали поступать к ним на факультет. Несколько раз прозвучала фраза - "учиться у нас легко.. преподаватели у нас добрые, зачеты всем ставят... Здесь никого не мучают". Это говорят школьникам еще до поступления в ВУЗ. Потому что знают - в глазах потенциальных студентов это и есть главное конкурентное преимущество.

III. Высшее образование - для всех.

По идее высшее образование должны получать не все, а немногие - лучшие. Сейчас шутят, что в ВУЗы берут всех выпускников школ. Это не вполне так, на самом деле - все еще хуже.

Вот уже несколько лет подряд в астраханские ВУЗы зачисляется больше абитуриентов, чем школы выпускают выпускников. Высшее образование перестало быть высшим - оно стало всеобщим. Под гребенку берут всех выпускников школ (вне зависимости от уровня образования и профессиональных планов) плюс опустошают резервы - выпуснкиков школ прошлых лет, которые в свое время не получили высшее образование.

От того, что высшее обраование теперь могут получить все, больше всего потеряла сама молодежь.

Падает фактический престиж диплома о высшем образовании. Раньше человек учился пять лет, в 22 года выходил особым специалистом с перспективной. Он был одним из немногих. Теперь человек учится 10 лет в школе плюс пять лет тратит в ВУЗе - и в 22 года... он не особый специалист, а такой, как и все его ровесники.

Высшее образование перестало выполнять функции социального лифта.

Раньше диплом был нужен, что бы пробиться наверх, теперь он необходим, что бы не отстать от всех.

IV. Качество высшего образования - под уровень "потребителя"

Качество высшего образования на очень низком уровне.

Те, кому сейчас больше 30 лет, не могут себе даже представить, на каком уровне мы сейчас вынуждены работать. Школьное образование рухнуло - благодаря ЕГЭ в ВУЗы идут люди с колоссальными "белыми пятнами" в знаниях. Есть очень умные и талантливые студенты, но их мало. Самое проблемное - астрономический разрыв между ними и их сверстниками.

Представьте себе проблему преподавателя - я вынужден работать с аудиторией, где есть 2-3 очень продвинутых человека, а на них - около 10, которые по советским критериям находятся на уровне дошкольников. На кого из них ориентироваться, когда читаешь лекцию? Конечно, приходится ориентироваться на слабое большинство. В итоге страдают те студенты, которые как раз достойны учиться в ВУЗе. Они не получают нормального развития. Для преподавателя это тоже деградация.

Несколько примеров из преподавательской практики в этом году.

1. На специальности "государственное и муниципальное управление" на экзамене ни один человек из группы не смог объяснить, что такое федерация и почему Россия называется федерацией. Самый популярный вариант ответа - потому что во главе страны стоит президент.

2. На истфаке один из лучших студентов (как я думал) неоднократно повторил, что большевики поддерживали царскую власть, были правящей партией при Николае Втором, а Ленин был главой правительства в период правления Николая Второго. Когда он это говорил, никто из его однокурсников не хихикал, так как не были уверены, что это это не так.

V. Финансовая яма.

ВУЗы обеднеют не только из-за сокращения бюджетного финансирования и сокращения контингента студентов.

Третья финансовая угроза - это опасность неплатежей со стороны нынешних студентов. Люди в Астрахани беднеют, это факт.

В марте 2010 г. в АГУ был установлен печальный рекорд - своевременно оплатили за обучение только 40% коммерческих студентов. Такого не было ни разу после 1990-х гг.

Ходят слухи, что летом у преподавателей будут проблемы с получением зарплаты и отпускных.

comments powered by HyperComments