Календарь новостей
пнвтсрчтптсбвс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

Падёж терминалов. Рынок платежных аппаратов залихорадило

01.11.2012, 22:23

 

Давно известно: строгость российского законодательства компенсируется необязательностью его исполнения. В последние дни каждый из нас мог наблюдать этот принцип в действии. Дело в том, что с 1 апреля все владельцы платежных терминалов должны были оснастить аппараты фискальными регистраторами (контрольно-кассовой техникой - ККТ) либо закрыть их до лучших времен. И вот "день икс" настал, Рубикон пройден, а многие терминалы так и продолжают работать без ККТ. При этом далеко не все аппараты выдают взамен на платеж кассовые чеки, а многие к тому же стали требовать вдвое большую комиссию за своиу слуги.

ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ

Летом прошлого года Госдума РФ приняла закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", обязывающий владельцев платежных терминалов к 1 апреля 2010 года раскошелиться на установку контрольно-кассовой техники (ККТ). Когда закон был опубликован, негодованию участников рынка не было предела. Тем не менее, даже несмотря на десятимесячный запас времени, немногие из участников рынка озаботились переоснащением аппаратов. Уже в марте сего года представители налоговой службы сообщили СМИ, что, хотя до 1 апреля (даты вступления закона в силу) остаются считанные недели, количество обращений за регистрацией ККТ для переоснащения терминалов остается на минимальном уровне.

К чему это в итоге привело? А к тому, что большая часть владельцев платежных терминалов к дате вступления закона в силу были не подготовлены. Как сообщили специалисты управления Федеральной налогой службы по Астраханской области, из 1180 терминалов, которые подлежат переоснащению, пока прошли процедуру регистрации ККТ лишь 351 (29,7%). Свою роль сыграл и тот факт, что многие "терминальщики" откладывали подготовку на последний момент и, когда тот настал, столкнулись с очередями в налоговых органах и нехваткой комплектующих у поставщиков IT-компонентов. Те владельцы терминалов, кто неуспел переоснастить парк оборудования вовремя, вынуждены были выбирать: либо останавливатьаппарат после 1 апреля, либо оставлять его работать без ККТ - с риском быть оштрафованным. А ведь штрафы за такое нарушение составляют довольно существенную сумму: согласно статье 14.5 Административного кодекса - от 30 до 40 тысяч рублей.

Опасаясьсанкций,многие владельцы платежной техники все-таки предпочли поставить бизнес на паузу. Федеральные СМИ уже в первыедни апреля сообщили, что приостановили работу от четверти до трети всех работающих в России платежных терминалов. Учитывая, что, по данным руководителя Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Бориса Кима, в стране насчитывается порядка 200 тысяч таких аппаратов, цифра выходит внушительная. Впрочем, на финансовых показателях рынка такая массовая остановка сказалась не очень: средства, которые люди не смогли перечислить через неработающие терминалы, пошли по другим каналам - через салоны сотовой связи, банки или ритейлеров, принимающих платежи по кассе. Так, в Евросети (чьи терминалы стоят по всей стране) подсчитали, что в первые дни апреля объем платежей через салоны связи удвоился - с $5 млн. до $10 млн. 85% этих средств - оплата услуг сотовой связи.

ЗАКОНАМ ВОПРЕКИ

В Астрахани также многие терминалы обзавелись табличками "Не работает". Многие, но не все. Надзорные органы пока что не приступили кмасштабным проверкам наличия ККТ в терминалах, и многие предприниматели продолжают работать, надеясь на авось.

Но есть в Астрахани и законопослушные владельцы терминалов. Генеральный директор одной из фирм Ильдар -Измайлов сказал:

- Закон на то и закон, что его надо исполнять. Очень неприятно видеть, что некоторые наши конкуренты пренебрегают своими обязательствами и работают без ККТ. Проверяющие органы еще пока не занялись масштабными проверками терминалов, но, думаю, такие ревизии не за горами. Я по собственному опыту знаю, что переоснащение - хоть и хлопотное и дорогостоящее мероприятие, но вполне реальное: наша компания еще в конце марта приостановила работу всех 40 терминалов на несколько дней и провела установку ККТ.

ПРО ЖАРЕНОГО ПЕТУХА

Как бы то ни было, владельцы терминального бизнеса сейчас озадачены одним - как можно быстрее собрать (или компенсировать) средства на переоснащение. Собирать эти деньги они будут, естественно, с нас - клиентов. Один из экспертов сказал:

- Многие клиенты отметили, что в тех терминалах, которые остались работать (как с ККТ, так и без нее), с начала апреля серьезно выросла комиссия. Если раньше аппараты забирали порядка 3-5% от суммы платежа, то теперь берут уже 7-10% (хотя банки, магазины и салоны сотовой связи продолжают брать деньги по старой комиссии или вообще без нее). Это удорожание сложно объяснить чем-либо иным, нежели попыткой отбить затраты на переоснащение, которое обходится в 20-30 тысяч рублей (около половины обычной стоимости самого терминала).

И тут возникает один довольно щекотливый вопрос. Терминальный бизнес всегда приносил довольно высокую прибыль: вернуть затраты на покупку аппарата можно было за 6-10 месяцев.

Значит, и расходы на переоснащение аппарат может возместить с тем же успехом за полгода-год, при этом без всякого повышения комиссии.

И во-вторых, кто сказал, что "отбив" все затраты с помощью высоких комиссионных, владельцы бизнеса вернутставки к привычному нам уровню в 3-5%? В российской экономике, как показывает практика, без резкого окрика свыше ничто не дешевеет.

Впрочем, такой "окрик" вскоре вполне может последовать. Дело в том, что хотя законодательство никоим образом не ограничивает возможную величину комиссии за прием платежей (ведь у самих операторов и в салонах она все равно меньше, а значит, у потребителя остается выбор), однако их одновременное повышение сразу у нескольких поставщиков услуг может вызвать нарекания со стороны антимонопольного ведомства. Эксперты УФАС могут обвинить владельцев терминалов в картельном сговоре, что в итоге может повлечь наложение штрафов величиной в 1-15% от годовой выручки предпринимателей.

По мнению Бориса Кима, на восстановление работы российских терминалов в полном объеме потребуется один-два месяца. Причина столь длительного простоя в том, что в налоговых органах уже выстроились очереди из владельцев терминалов, торопящихся поставить на учет фискальные "приставки" для своих устройств (обращений так много, что налоговики пошли навстречу предпринимателям и при предварительном согласовании готовы регистрировать ККТ в выходные). А поставщики этого специализированного оборудования столкнулись с дефицитом - поэтому даже при желании быстро переоборудовать точку приема платежей не всегда возможно.

Вы пользуетесь терминалами? Прямая речь

Фархад Туктаров, председатель комиссии по бюджету, финансам и налогам Гордумы Астрахани:

- Пользуюсь постоянно. Это очень удобная вещь. Думаю, что сеть будет расширяться, поскольку это нужно людям.

Алексей Золин, генеральный директор ООО "Волго-Каспийская транспортная компания":

- Я не пользуюсь терминалами. Услуги сотовой связи оплачиваю через операторов. А за коммунальные услуги рассчитываюсь через банк. Иногда в терминалах заканчивается

бумага для чеков.

Наталья Морозова, старший вице-президент Астраханской торгово-промышленной палаты:

- Да, я по-прежнему пользуюсь терминалами для оплаты услуг сотовой связи, кабельного телевидения и Интернета. Честно говоря, не заметила каких-либо изменений в чеках. Правда, за услуги кабельного телевидения вместо 220 рублей мне пришлось заплатить 232 рубля.

Сергей Кичигин, артист Астраханской филармонии:

- Да, и терминалом, и банкоматом. Комфортно, но недешево. Например, когда нужно срочно позвонить, кладешь десятку, а остается пятерка. Зато быстро.

Вера Ковалевская, руководитель агентства недвижимости "Жилищная стратегия":

- Да, считаю, что это очень удобно.

Майя Мышковская, и.о. директора страховой компании "Гута-страхование" (Астраханский филиал):

- Нет, я и большинство наших сотрудников оплачиваем услуги непосредственно через банк, так намного надежнее.

Елена Семенюк, директор НОЧУ АТУЦ ДОПП "Навигатор-плюс":

- До сих пор оплачиваю услуги мобильной связи и Интернет через платёжные терминалы - быстро и удобно.

Алексей Кожевников,

"Астраханские ведомости" №14, 16.04.10.

comments powered by HyperComments