Календарь новостей
пнвтсрчтптсбвс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Культурная астраханская революция. Новые лица в старых креслах

29.10.2010, 15:17

 

Нынешняя осень явно станет знаковой для астраханской культуры. Уход глав учреждений культуры со своих постов, начавшийся несколько месяцев назад, пожалуй, достиг пика: три человека за месяц. Что это, случайность или закономерность? Будут ли еще отставки? И каковы перспективы развития наших театров и музеев?

ОСЕННИЙ ЛИСТОПАД

Похолодание и дожди многих прямо-таки гонят на выставки и спектакли. Где еще встречаться тем, кто любит и себя показать, и на других посмотреть? Подстегивают особо искушенных и слухи о массовых отставках в заведениях культуры.

Краткая хроника осени. В начале сентября ушла на пенсию директор училища культуры Нина Михайлова, проработавшая в этом учебном заведении несколько десятилетий. Ее преемницей стала директор детской музыкальной школы Алла Смиховская

Далее, по собственному желанию покинул кресло директора историко-архитектурного музея-заповедника Сергей Кузнецов. Это кресло вообще стало некоей катапультой: за последние полтора года в музее появился уже третий директор. Одному из старожилов Алевтине Карасевой благополучно удалось проследовать в нем на пути от социалистического общества к демократическому. А сменившая ее Людмила Караваева продержалась на посту пять лет. Теперь директора музея меняются просто с феерической быстротой. Археолог Юрий Павленко, выигравший в начале прошлого года конкурс на замещение должности, объявленный министерством культуры, ушел из музея весной этого года. Сменивший же его инженер "Водоканала" Сергей Кузнецов вообще проработал лишь полгода. Теперь борьба претендентов (да еще в два этапа, как при назначении Павленко) уже не проводится. Если раньше смена директоров музея была глобальным событием, которое обсуждалось годами, то теперь это становится будничным делом, почти что рутиной. Недавно музей возглавила Татьяна Васильченко, ранее работавшая в администрации Приволжского района.

Цикл срока службы руководителей областной библиотеки им. Крупской также сокращается. До сих пор в библиотеках города и области вспоминают о проработавшей лет двадцать Людмиле Соболевой. На смену ей пять лет назад пришла Лариса Коленко, которая недавно уволилась по собственному желанию. На днях директором библиотеки стала Светлана Мамаева, пришедшая из Астраханского госуниверситета.

В министерстве культуры Астраханской области считают столь стремительную смену кадров естественным делом - ну, дорос человек до пенсионного возраста и даже перерос его. Или решил поменять работу. Действительно, ничего особенного в этом нет. Но только ли в этом дело?

КОНФЛИКТ

Начался этот беспримерный процесс замены руководства учреждений культуры несколько месяцев назад. Уже тогда он приковал к себе всестороннее внимание. В марте 2009 года пост областного министра культуры заняла Ирина Тарасова (ранее возглавлявшая центр культуры "Виктория" предприятия "Газпром добыча Астрахань"), сменив Бориса Полевого. Осенью прошлого года были уволены заместители министра культуры Елена Емеличева и Ольга Сорокина. Затем пришла очередь начальника управления по сохранению культурного наследия в Астрахани Александра Богатенко (сейчас этот пост занял Иван Кузнецов), в конце прошлого года-директора филармонии Владислава Базова, причем, как он рассказал "АВ", ему просто предложили уйти. Как он отметил впоследствии, "с новым министром культуры мы по-разному понимаем, как должна работать филармония".

У В. Базова были единомышленники. За правдой, как всегда, обратились в Москву, причем подписантами письма в федеральное министерство культуры стали в основном сотрудники федеральных учреждений культуры - композиторы, профессора консерватории и преподаватели музыкального училища. Их не устраивало, как они писали отстранение новым министром от работы людей, имеющих "соответствующее образование, профессиональную грамотность и авторитет специалиста того направления в области искусства, которое они возглавляли". И то, что их места занимают кадры, "занимающиеся самодеятельностью, клубные работники". Определенной кульминацией "культурного бунта" стала статья о положении в культуре области, опубликованная в газете "Музыкальное обозрение". Так конфликт стал достоянием общественности. Как выяснилось, недовольны министром культуры были многие. Ей ставили в вину "амбициозные проекты" и "вымывание" профессионалов из сферы культуры.

СТАВКА НА МЕНЕДЖЕРОВ

Но профессионалами у нас, похоже, не разбрасываются. Г-н Базов, к примеру, в настоящее время возглавляет оперную труппу музыкального театра.

Театры успешно работают, радуют премьерами. В общем, И. Тарасова пока держит удар и даже приобретает новых единомышленников.

По словам одного из руководителей учреждения культуры, "если подойти к проблеме с другой стороны барьера, министерской, то получится как раз то, что и происходит".

В областном министерстве культуры с прошлого года заявляли, что главным при кастинге директоров заведений культуры, теперь будет наличие как у работающего руководителя, так и у претендента на директорскую должность определенных деловых качеств, знаний и умений менеджера. Кстати, по мнению издателя Геннадия Лосева, весьма известного в культурных кругах, не исключено, что музею как раз и нужен грамотный администратор, хотя бы и "непрофильный". Говорят, г-жа Васильченко вполне определенно делает ставку на свои организаторские способности, хозяйскую жилку. "АВ" она сообщила, что главными направлениями в работе историко-архитектурного музея-заповедника станет расширение взаимодействия с турбазами, профессионально-техническими колледжами, национальными обществами, общественными организациями. Посмотрим. Скоро музей откроется после ремонта.

ВПЕРЕД - К АВТОНОМИИ!

Государство поставило перед культурой задачу зарабатывать деньги. Чиновники взяли под козырек и рьяно принялись за дело. С будущего года учреждения культуры не будут все подряд "тупо" финансироваться из бюджета, они должны выбрать для себя новую форму существования. Желательно стать автономным учреждением. В областном министерстве говорят, что это "самая прогрессивная форма управления". Это предполагает большую свободу финансовых действий для руководства, но и лишает львиной доли господдержки.

Кстати, в настоящее время идет процесс перевода музыкального театра в автономное учреждение. Генеральным директором автономного учреждения культуры "Астраханский музыкальный театр" в октябре назначена Лолита Сильвиан. Оно будет базироваться в новом здании музыкального театра, презентация главного зала которого состоится через несколько дней, 2 ноября.

Торопиться со сроками сдачи театра г-жа Сильвиан не намерена.

В перспективе в это здание перейдет коллектив существующего музыкального театра, директором которого пока остается Михаил Астанин.

Переживут ли наши театры автономное, безбюджетное существование - отдельный разговор. За границей стационарных репертуарных театров практически нет. Но мы же только строим новое общество.

А ДАЛЬШЕ ЧТО?

На интернетовских форумах второй месяц активно обсуждается "исход" директоров учреждений культуры. Среди тex, ктo якобы еще собирается уйти, назывались директор картинной галереи Наталия Марисова и директор ОГУ "Астроблкиновидеопрокат" Андрей Немиров. Г-жа Марисова пока находится в отпуске, но всё в один голос заявляют, что ее уход - дело решенное. А г-н Немиров сообщил "АВ", что продолжает работать.

Чиновники пока затрудняются спрогнозировать дальнейшие отставки. Но их позиция ясна: новому "культурному" директору совсем не обязательно обладать определенным багажом литературных или искусствоведческих знаний.

Обстоятельства требуют от них деловой хватки и умения притягивать деньги. Следовательно, это и должно определять выбор регионального министерства.

В областном министерстве культуры уверены, что происходящие кадровые изменения пойдут на благо отрасли, укрепят ее экономическую базу. Ожидается, что астраханские музеи, театры и библиотеки будут крепко стоять на ногах.

Ну а у работников театров, музеев и библиотек, с которыми общался корреспондент "АВ" нет единого мнения. Одни считают, что преобразования могут привести к полному развалу отрасли. Другие, наоборот, не исключают дальнейшего расцвета. Некоторые даже пытались объединить две эти версии - типа на пепелище старой отрасли подобно птице феникс из пламени возродится новая.

Кстати, на состоявшейся на прошлой неделе встрече министра культуры Ирины Тарасовой с представителями творческой интеллигенции вопрос о перспективах обсудить не успели. Больше говорили о премиях (хореографы тоже хотят поощрять лучших танцоров наряду с литераторами, художниками, артистами, музыкантами) и о квартирах...

МНЕНИЯ

ОЛЬГА ПРОКОФЬЕВА, заместитель министра культуры Астраханской области:

- В мае-июне этого года от руководителей подведомственных министерству учреждений поступили предложения о создании автономных учреждений путем изменения типа существующих. Министерство провело анализ их финансово-экономической деятельности и согласовало создание с 1 января 2011 года следующих автономных учреждений культуры Астраханской области: "Астраханский драматический театр" "Астраханский театр юного зрителя", "Астраханский театр кукол" "Астра^ ханская филармония","Региональный культурный центр им. Курмангазы" "Государственное научно-производственное учреждение "Наследие", "Астракино" (путем изменения типа существующего областного государственного учреждения по прокату киновидеофильмов "Астоблкиновидеопрокат").

Изменение типов существующих государственных учреждений не является их реорганизацией и влечет лишь внесение в устав учреждений соответствующих изменений. Поэтому ранее возникшие трудовые отношения сохраняются.

ЭЛИНА РОЖКОВА, искусствовед:

- Новые руководители - новые проблемы. Думаю, что не стоило менять наименование картинной галереи. Имя Кустодиева - раскрученный бренд, Догадина мало кто знает. Знающие туристы обычно искали в залах галереи работы Кустодиева.

Говорят, что картинную галерею хотят сделать филиалом краеведческого музея. Но подчиненное положение явно не будет устраивать нынешнее руководство галереи. Хотя быть директором музея достаточно сложно, знающие специалисты сто раз подумают, прежде чем занять соответствующие посты.

Похоже, политика министерства - избавление от профессионалов. Чего стоит только увольнение директора филармонии Базова.

БОРИС ПОЛЕВОЙ, проректор по воспитательной работе АИСИ (бывший министр культуры Астраханской области):

- Дело не в смене руководителей, дело в том, на кого их меняют. Похоже, в настоящее время в культуре сложилась определенная ситуация, когда появились и внешние, и внутренние причины для замены людей. Внешние - это прежде всего переход к автономным организациям, ставящий сложные задачи перед директорами учреждений. Некоторые сами могут покинуть насиженные места накануне непонятных перемен. Как и при предыдущих преобразованиях, в нашей стране могут пройти годы, прежде чем федеральные чиновники признают, что это была очередная ошибка. Но до этого многое успеют порушить. Кроме того, директоров учреждений астраханской культуры явно не устраивает стиль руководства, сложившийся в этой сфере, об этом уже писали СМИ.

А вообще смена кадров - достаточно естественный процесс. В период, когда я был министром культуры, появились новые директор и режиссер в драматическом театре, поменялись директора в историко-архитектурном музее-заповеднике и картинной галерее.

Кира Орехова,

"Астраханские ведомости" № 42, 29.10.10.

comments powered by HyperComments