Календарь новостей
пнвтсрчтптсбвс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Русский можно не учить

16.02.2011, 13:59

 

Предложенные Минобразования РФ новые образовательные стандарты радикально меняют систему обучения старшеклассников

На прошлой неделе депутаты астраханской облдумы приняли обращение к министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко, в котором выразили крайнюю озабоченность по поводу представленного на общественное обсуждение проекта образовательного стандарта для старшей школы. По мнению парламентариев, этот проект разрушает традиции отечественной школы и отнюдь не способствует развитию личности.

РУССКИЙ И МАТЕМАТИКА — ПО ВКУСУ

Напомним, новые образовательные стандарты для старшеклас¬сников были разработаны специалистами института стратегических исследований в образовании РАО в прошлом году. Их главное отличие от нынешних в том, что школьникам предлагается самим выбирать, какие именно предметы они будут изучать и на каком уровне — интегрированном, базовом или профильном. Обязательными в стандарте значатся только три дисциплины — ОБЖ, физкультура и Россия в мире. Кроме того, каждый ученик должен подготовить индивидуальный исследовательский проект. Все остальные предметы предлагается поделить на шесть предметных групп — русский язык и литература, иностранные языки, математика и информатика, общественные науки, естественные науки, искусство или предмет по выбору. Из каждой группы школьник обязан будет выбрать предмет, из какой-то предметной области можно выбрать два.

Защитники проекта говорят, что школьники сейчас так перегружены, что обязательные 14 предметов просто не в состоянии освоить. В результате одни бросают учебу, другие занимаются спустя рукава и получают на ЕГЭ тройки и двойки, что здорово портит статистическую картину в образовании. В случае внедрения новых стандартов число предметов уменьшится до 9-10. Еще один аргумент «за» — европейский опыт. В Англии старшеклассники изучают 5-6 предметов, в Финляндии — 7-8. Правда в Англии развивать детей начинают не в семь лет, а в два года.

В Финляндии, где образовательная система считается одной из лучших, развитие ребенка начинается чуть ли не с пеленок.

С начала ноября 2010 года проект нового документа разместили на сайте Минобрнауки в открытом доступе для обсуждения, которое не заставило себя долго ждать. Пожалуй, ни один законопроект последних лет не вызывал в обществе столь бурной реакции. В Интернете развернулось широкое обсуждение, своеобразным апофеозом которого стало высказывание Натальи Солженицыной о том, что, «если ввести этот чудовищный проект, наша школа неминуемо будет выпускать недоразвитых недоучек». Обстановка накалилась до предела, а недавно в глобальной паутине появилось открытое письмо президенту страны, под которым подписались более 20 тысяч человек: учителя, родители, блоггеры и даже чиновники.

ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ПРОТИВ

Основные претензии учителей и десятков тысяч россиян, подписавшихся под протестной петицией, — нельзя перекраивать программу старших классов, переводя русский язык, математику, литературу и остальные общеобразовательные предметы в разряд «по выбору». По мнению активных противников стандартов, отказ от обязательного изучения русской литературы может привести вообще к катастрофическим последствиям, ведь «именно в старших классах читают Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Шолохова, Платонова, Солженицына… Без знания этих авторов невозможно сформировать гармонично развитую личность».

Педагоги ждали, что курс ОБЖ войдет в программы многих дисциплин — химии, биологии, физики, физкультуры. Вместо этого, в отличие от них, рекомендовано сделать ОБЖ обязательным. Предложение увеличить число часов на физкультуру вызвало тревогу у многих директоров школ. Идея хорошая, но как ее выполнить, когда не во всех учебных заведениях есть спортзалы, не говоря уже о бассейнах, теннисных кортах, раздевалках и душевых.

На минувшей неделе к противникам новых стандартов официально присоединились и депутаты Думы Астраханской области, аргументы которых в целом созвучны «общероссийским» противникам проекта. Депутаты обеспокоены исключением обязательного изучения русского, то есть государственного, языка, владение которым должно составлять основное умение каждого гражданина страны, математики, являющейся основой не только изучения точных дисциплин, но и необходимой юным гражданам в современном меняющемся мире, истории — основного воспитателя патриотизма. «Проект не учитывает традиции отечественной школы, разрушает проверенные временем, доказавшие свою эффективность подходы к организации учебного процесса, — резюмирует руководитель фракции «Единая Россия» в областной думе Ирина Родненко. — Меняющийся мир требует перемен во всех социальных сферах, в том числе и в образовании. Депутаты за модернизацию общественной жизни, ее укладов и устоев, но в то же время против революционных, непродуманных, не проверенных практикой преобразований, затрагивающих интересы всех граждан страны, в особенности подрастающего поколения».

В СПОРАХ РОЖДАЕТСЯ ИСТИНА

Столь бурная общественная реакция привела к тому, что министра образования РФ Андрея Фурсенко вызвали «на ковер» сразу в обе палаты Федерального собрания. А главный разработчик новых стандартов — гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков сел за стол переговоров с автором нашумевшего письма, московским учителем Сергеем Волковым.

Общественная дискуссия дала свои плоды. Стандарты будут приняты только после тщательного обсуждения. По словам разработчиков, уже сейчас в них внесено более 200 изменений и дополнений. В частности, решено не разделять русский язык и литературу. Ранее предполагалось, что из блока «Русский язык, литература» учащийся должен был выбрать для изучения один предмет. По итогам переговоров разработчики стандартов согласились отказаться от наделавшей много шума запятой в предметной группе словесности.

В ближайшее время новый вариант документа появится в сети на официальном сайте Федеральных государственных образовательных стандартов. После этого еще как минимум месяц проект будет активно обсуждаться. Как заявил Андрей Фурсенко, пока проект не получит общественную поддержку, он не будет вноситься в Думу. Апробация его начнется не раньше 1 сентября 2013 года, а обязательным для всех новый стандарт старшей школы станет только в 2020 году.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сурия МАГЕРРАМОВА, председатель комитета по образованию и науке администрации города Астрахани:

— Я считаю большим плюсом то, что стандарт находится в свободном доступе и его можно обсуждать, что сейчас и происходит. В том виде, в каком документ представлен сегодня, он не учитывает интересы отечественной школы. Благодаря дискуссиям должна быть выработана концепция, устраивающая все заинтересованные стороны.

Наталья АФАНАСЬЕВА, депутат Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань», председатель думского комитета по образованию, науке и молодежной политике:

— Жизнь меняется, должны меняться и образовательные стандарты. Сегодня из десяти детей только трое рождаются здоровыми. 8-14-часовой рабочий день с учетом школьных занятий и домашнего задания — непосильная нагрузка для многих. Я считаю, чтобы качественно научить детей тому, что человечество выработало за все эти годы, нужно «разгрузить» детей. Однако подходить к этому надо взвешенно. Необходимо оставить те азы, которые всегда делали нашу российскую школу передовой, а знания крепкими. Что же предлагают новые стандарты? Выкинуть основы культуры человека, а добавить ОБЖ и физкультуру? Этот подход отнюдь не ведет к созданию общности под названием «граждане России», а создает перекосы в воспитании личности.

Татьяна ЛЕНДОВА, директор МОУ «Гимназия № 4»:

— Каждый из предлагаемых новыми стандартами обязательных предметов важен по-своему: хороши и проектировочные навыки, и акцент на здоровье и обеспечении безопасности жизнедеятельности. Однако возникает ряд вопросов. Например, где проводить третий час физкультуры? В нашей гимназии два спортзала, бассейн. Тем не менее с расписанием будут сложности. В теплое время года дети смогут заниматься и на площадке, а как быть зимой, когда на улице заниматься нельзя, а в каждой параллели по 5-6 классов и каждому нужна физкультура? С другой стороны, нельзя все время сидеть за книжками и компьютером. Впрочем, новое часто воспринимается в штыки, потому что все привыкают к стереотипам. Спустя какое-то время все приживается. Главное, довести сегодня эти стандарты до ума.

Ксения ЯВАЕВА,

"Горожанин" № 6, 16.02.11.

comments powered by HyperComments