Календарь новостей
пнвтсрчтптсбвс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Образовательная коррупция, как она есть. Почему взятки в астраханских ВУЗах неискоренимы

03.10.2013, 17:57

 

Тема взяточничества в высших учебных заведениях Астраханской области в наше нелёгкое время частенько освещается в «Факте и компромате».

Так знают ли, к примеру, руководители астраханских ВУЗов о наличии этой проблемы в стенах их заведений? Будьте уверены – они отлично осведомлены об этом. В неофициальных разговорах с людьми из некоторых крупных астраханских ВУЗов удалось выяснить о тех глубинных предпосылках, благодаря которым и слагается такое явление, как взятки.

Ректор Лунёв и взятки

Взятка в учебном заведении для преподавателей – это стабильный в своей периодичности способ извлечения дополнительных денег. В зависимости от ранга преподавателя, явный доход сотрудников учебного заведения колеблется в очень широком диапазоне. Аспирант и молодой учёный в нашем городе за назначенные часы может получать небольшие деньги.

ВУЗ – это маленькое государство. В нём есть свой средний класс, есть богатые и бедняги, чьи доходы позволяют лишь сводить концы с концами, и работают они там лишь из-за любви к науке. Однако не сомневайтесь, любой «препод» прекрасно знает наперёд, сколько и с кого у него в очередной раз будет пополнен личный карман!

В период экзаменов и зачетов каждый преподаватель может получить возможность слегка подработать. Иные из преподавателей видят в этом даже некий благой момент для студентов, ведь тем не придется излишне напрягаться. Особенно студентам, которые учатся на коммерческой основе или заочно.

Способных ребят такая проблема обычно обходит стороной. Но в годы студенчества многим попадались и до сих пор встречаются очень принципиальные учителя, которые любого умника убедят в необходимости поделиться деньгами.

Ведь известно, что лучше самого преподавателя никакой студент знать предмет не может. Эти ученые головы прекрасно владеют мастерством преподавания своих предметов, отлично разбираются во всех тонкостях дисциплины, которой обучают. В основном это преподаватели из «среднего класса» ВУЗовской «страны». Конечно, какому-нибудь ректору, к примеру, ректору Астраханского государственного университета Александру Лунёву лично взятки вообще не нужны. Для него, с его доходами это была бы слишком мелкая и неказистая рыбёшка. Да и других проблем у него хватает – с «рыбалками» гораздо масштабнее... Ведь в руках у Александра Павлович всё вузовское хозяйство, где суммы вращаются для студентов вовсе не представимые и к стезе строго научной относящиеся лишь косвенно. А то, что его подчиненные «подрабатывают», это считается нормальной ситуацией. Некоторые, наверняка, и поделиться бы могли с не крёстным «папой». Но вряд ли ему это вообще нужно. У него нынешнего ректора АГУ совсем другие приоритеты.

Как это работает

Преподавателей–взяточников с трудом можно было бы назвать патриотами своей профессии. Для них куда важнее вопрос дополнительных денег, чем снабжение студентов фундаментальной основой знаний.

Нередко многие студенты слышат от своих преподавателей, что ВУЗы – это не тоже самое, что общеобразовательная школа; хотите стать специалистами, тогда прикладывайте максимум личных усилий. «Учитесь, короче, сами. А наша задача – вас как следует протестировать, выявить уровень вашей профессиональной пригодности. А если в голове вашей пусто, то, что-то должно уравновешивать эту пустоту».

В свою очередь, взятка обеспечивает большинству из нерадивых студентов возможность продолжения обучения. Каждый такой студент заинтересован вовремя заплатить, чем быть отчисленным. Многие из таких ребят часто подбивают и своих одногруппников, чтобы, по возможности, всей группой отблагодарить «препода» за его понимание и проявленное им участие. Так ещё и дешевле может обойтись, чем одиночная взятка! А упрямцы пусть сдают, как хотят и если смогут. И чем выше становится ступень на лестнице обучения, тем все болеё возрастают ставки.

От талантливых ребят тоже требуются серьёзные денежные вложения в учёбу. Это приходится делать, например, в случае, когда они, проявив недюжие способности, отлично окончили основной этап обучения и, получив диплом, поставили себе целью обретение научной степени. Часто бывает, что такие вложения в дальнейшем вообще никогда не оправдываются.

Один из знакомых астраханских студентов-заочников рассказал мне об особенностях процесса дачи взятки преподавателю, почерпнутых из его собственного опыта. Оказалось, что перед передачей денег нередко случаются торги с преподавателем, в которых определяется приемлемая для обеих сторон сумма взятки. Обычно преподаватель в этот момент уже не стесняется выдвинуть свое условие. Но и студент пытается вырвать возможность снизить сумму. Часто из группы, которая собралась «купить» преподавателя, выдвигается делегат – наиболее резвый и смелый, «умеющий договариваться» студент. В этом случае преподаватель сперва обычно делает вид, что не понимает о чем идет речь. И лишь определив, по каким-то своим критериям, что здесь всё чисто, перестаёт разыгрывать удивление и негодование. В других случаях находят некого человека, который имеет сложившуюся и надежную взаимосвязь с данным «преподом», и практически профессионально и давно уже занимается дипломатическими переговорами. Через дипломатического посредника торги для изменения суммы часто невозможны. Здесь практически всегда она фиксированная. Для преподавателя посредник выполняет ещё и функции разведчика и ловца кошельков: через своих знакомых студентов (в основном тех, кто сам пользуется такой услугой) он запускает слух о предстоящей возможности, а после выясняет статистику ожидаемых бонусов. Сам он с этого обычно получает оговоренный с «преподом» или лично надбавленный процент.

ВУЗы без мздоимства? Это фантастика!

В общем, это бизнес. Бывает, что благодаря этим явления студенты из параллельной группы, у которых только предстоит встреча «на ковре», получают сведения о сумме взятки у тех студентов из других групп, которым посчастливилось уже пройти эту процедуру и получить заслуженный результат в зачетную книжку.

Наличие высшего образования – самого по себе – это небольшой плюсик в современной ситуации. Многие стали это понимать, поэтому в ВУЗах образовался свой внутренний рынок, со своими экономическими законами и принципами. Все это знают. Получение иного зачёта может стоить копейки, сравнительно с серьёзным и неизбежным экзаменом. Ценообразование за услуги формируется под действием платежеспособности самих обучающихся, под влиянием традиционных договоренностей, рейтинга важности предмета, статуса преподавателя и других причин. Порою кажется, что без взяток астраханские ВУЗы торопливо опустели бы. Поубегали бы из них бездарные студенты, поубавилось бы «преподов». Страшно даже представить, сколько «Титаников» раскололось бы тогда об льдину полной победы над коррупцией в ВУЗах. Студенты принялись бы бездельно скитаться по улицам, а преподаватели торжественно съели бы своего ректора вместо гуся на новогоднем застолье. Этого ни в коем случае допускать нельзя.

Никита Варшавский,

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 28 (537), 26.07.2013 г.

comments powered by HyperComments