Календарь новостей
пнвтсрчтптсбвс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Интервью министра экономического развития Астраханской области Э.Полянской "Интерфаксу"

24.10.2013, 18:24

 

В рейтинге министерства регионального развития РФ Астраханская область в текущем году заняла первое место по темпам роста промышленного производства, четвертое - по инвестиционной привлекательности и 14-е - по сводному индексу социально-экономического развития среди субъектов.

В регионе реализованы крупные проекты в сфере топливной энергетики, электроэнергетики, транспорта, судостроения, пищевой промышленности, готовятся к реализации масштабные проекты в сфере сельского хозяйства.

Не отстает от крупного бизнеса и малое и среднее предпринимательство, активно развивая туризм, сферу услуг, создавая малые производственные предприятия и фермерские хозяйства.

О том, какие меры предпринимают власти для повышения инвестиционной привлекательности региона, как снимают административные барьеры и формируют комфортные условия для создания и развития бизнеса, что делают для поддержки малого и среднего бизнеса, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказала министр экономического развития Астраханской области Элина Полянская.

- Элина Викторовна, по официальным данным, Астраханская область лидирует в Южном федеральном округе по объемам инвестиций, привлеченных в экономику. Какие условия власти региона создают для реализации инвестиционных проектов? Какие механизмы используются для привлечения крупных компаний?

- Если говорить о лидирующих позициях в привлечении инвестиций, то, безусловно, здесь играет главную роль бизнес-климат, созданный в регионе. Это выражается не только в предлагаемых инвесторам условиях в виде налоговых льгот, снижении административных барьеров, государственных программах. В первую очередь выстраиваем персональный контакт с каждым инвестором, помогаем оперативно решать возникшие проблемы. Каждый проект курирует группа из четырех-пяти специалистов министерства экономического развития, профильных министерств. В случаях, когда необходимо ускорить согласование документации, к примеру, на землю, на строительство, подключаются не только специалисты рабочих групп, но и министры. Я лично курирую несколько проектов и постоянно отслеживаю их реализацию.

Наши инвестиционные успехи - это, прежде всего, результат непосредственной, персональной работы с каждым инвестором, последовательного формирования инвестиционного законодательства и работы специально созданных в области государственных институтов.

К примеру, для улучшения инвестиционного климата и взаимодействия с инвесторами при правительстве создан инвестиционный совет, который уполномочен предоставлять налоговые льготы, направлять бюджетные инвестиции и принимать решения о выделении субсидий на реализацию проектов из бюджета региона. По решению совета инвестор может получить государственные гарантии по кредиту в банке, область может предоставить под залог имущество для обеспечения обязательств инвестора перед банками.

На заседаниях инвестиционного совета мы определяем особо важные проекты, предоставляем им соответствующий статус, таким образом, предоставляем компаниям право воспользоваться перечисленными мерами поддержки. Это лишь один аспект по формированию инвестиционного климата.

За счет областного, муниципальных бюджетов проводим землеустроительные работы, ставим на государственный кадастровый учет земельные участки. Также подводим энергетическую, инженерную и транспортную инфраструктуру. Мы ведем экспертизу проектов, мониторинг их реализации.

Не прекращаем работу по совершенствованию инвестиционного законодательства. По инициативе правительства региональная дума приняла ряд законов, направленных на повышение привлекательности территории для инвесторов. Один из таких примеров - серьезные налоговые льготы для компаний, реализующих крупные социальные инвестпроекты.

- При этом министерства стараются не афишировать стоимость проектов, чему не очень радуются журналисты.

- Лично я не сторонник рассказывать о проектах, пока они не начнут реализовываться. Когда появляется инвестор, готовый вкладывать в регион большие деньги, - мы это не афишируем. Зачастую инвестору нужно найти софинансирование проекта, пройти множество согласований с энергоснабжающими компаниями, профильными ведомствами. Если по каким-то объективным причинам проект не будет запущен, компания может понести репутационные потери, по крайней мере, в глазах людей.

К тому же, если компании с новым продуктом или услугами потребуется не просто выходить на рынок, а завоевывать его, то до поры до времени конкуренты должны быть не в курсе ее планов. К примеру, на сочинском форуме, где были подписаны шесть инвестиционных соглашений, журналисты пытались выяснить параметры проектов, но раскрыть интересующие подробности согласились только двое руководителей.

- Как на практике ведется борьба с пресловутыми административными барьерами?

- Астраханская область не просто ведет борьбу, мы создаем условия для того, чтобы у чиновников не было возможности их искусственно создавать, причем как на областном, так и муниципальном уровнях. Астраханская область стала одним из 11 пилотных регионов по внедрению стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.

Стандарт, разработанный Агентством стратегических инициатив, - это довольно четкие правила взаимоотношений чиновников с инвесторами. Сегодня его внедрение в регионе находится в завершающейся стадии. Также распоряжением губернатора муниципалитетам дано поручение внедрить стандарт деятельности органов местного самоуправления.

Перед муниципалами поставлена задача создать новые условия для улучшения бизнес-климата, повысить инвестиционную привлекательность территорий и снизить административные барьеры. Они уже приступили к разработке пошаговых планов с конкретными мероприятиями. В каждом муниципалитете будет разработан инвестиционный паспорт, модернизирован интернет-портал, организован канал прямой связи инвестора с руководством района, подготовлена инвестиционная стратегия.

К примеру, инвестору удобно, чтобы информация об инвестплощадках, земельных участках, телефоны ведомств и их сотрудников, ответственных за те или иные направления, были доступны в открытом доступе. Это опять же перечень условий, которые муниципалитеты могут предложить инвесторам. О проделанной работе ежегодно и публично будет отчитываться глава района.

Приоритетным направлением в формировании условий для развития бизнеса является сокращение сроков оказания муниципальных и государственных услуг. В частности, мы отрабатываем механизмы сокращения сроков по выдаче разрешения на строительство и предоставление земельных участков. Мы проверили сроки оказания услуг, и выяснилось, что необходимо потратить до двух лет, чтобы оформить участок для организации на нем бизнеса.

- Какие действия предприняли областные власти по итогам проверки?

- Область совместно с муниципалитетами пересмотрели регламенты оказания услуг и поминутно расписали, сколько времени должно занимать оказание каждой услуги. Мы подготовили проект, который позволит сократить сроки предоставления земельного участка в 2 раза - с 255 дней до 130 дней. Документ уже прошел согласования и скоро будет подписан губернатором.

- Какие меры поддержки Астраханская область оказывает малому и среднему предпринимательству?

- Для субъектов малого и среднего бизнеса также запущен целый ряд механизмов государственной поддержки. Все они соответствуют требованиям федерального законодательства. Если говорить о непосредственной поддержке, то здесь основными механизмами являются гранты начинающим предпринимателям и инновационным предприятиям, субсидирование части лизинговых платежей, процентной ставки по кредитам, затрат на приобретение оборудования.

В рамках нашей госпрограммы поддержки малого бизнеса субсидируем внедрение энергосберегающих технологий или подключение к электросетям, в том числе и фермерскими хозяйствами. Перевод производственных мощностей на газовое топливо, внедрение капельного орошения позволяет снизить затраты на энергоресурсы, снизить стоимость единицы произведенной продукции, следовательно, помогает местной продукции стать конкурентоспособной на российском рынке.

Продолжает действовать программа микрофинансирования и поддержка залогового фонда. Фонд у нас работает уже несколько лет, работает успешно, его услуги востребованы среди предпринимателей. Как он работает? Когда предпринимателю или малому предприятию не хватает обеспечения для получения кредита в банке, то фонд предоставляет бизнесу до 50% средств от объема необходимого залога.

- Пожалуйста, уточните, каков объем фонда?

- Сегодня его капитализация составляет 308,553 млн рублей. В 2008 году на формирование уставного капитала фонда из средств федерального бюджета и бюджета Астраханской области было направлено 30 млн рублей. Капитализация выросла, как видите, в 10 раз. За пять лет его услугами воспользовались 197 предпринимателей и компаний.

Объем предоставленных для залога средств составил 1,1 млрд рублей, что позволило привлечь кредиты на 1,8 млрд рублей. За восемь месяцев 2013 года принято 17 положительных решений о предоставлении поручительств на 77,9 млн рублей, что позволит бизнесменам привлечь кредиты в размере 165,9 млн рублей.

- Кто обращается в залоговый фонд за поддержкой?

- Обращаются организации самого широкого спектра деятельности. Вместе с тем, следует отметить, что примерно две трети обратившихся в фонд - сельхозтоваропроизводители.

- Вы упоминали субсидии для предпринимателей. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

- Оказывается поддержка в виде субсидирования лизинговых платежей, процентной ставки по кредитам, затрат на приобретение оборудования. С начала года по этому направлению было выдано 27,7 млн рублей, что на 56% больше, чем в прошлом году.

В регионе работает программа микрофинансирования предпринимателей. В первую очередь, она нацелена на развитие сельских территорий, позволяя на селе развивать сферу услуг, открыть небольшие производства или развивать имеющиеся: из десяти проектов пять идет по сельскому хозяйству. Мы даем кредит сроком на один год в пределах 1 млн рублей. Ставка по кредиту - 9,5%. На сегодняшний день это самая низкая ставка. Если в селе нет магазина, парикмахерской, то можно взять кредит, открыть свое дело и зарабатывать.

Развитию предпринимательства в сельской местности мы уделяем особенное внимание: без развития производства и сферы услуг невозможно само развитие села. Чтобы быть ближе к предпринимателю, живущему в отдаленном районе, создаем в районных центрах рабочие места по приему заявок на микрофинансирование. Не нужно ехать за десятки, сотни километров в областной центр, чтобы оформить заявление на заем. С начала года микрозаймы на 44,9 млнрублей получили более 50 предпринимателей.

Помимо этого, предприниматели получают на льготных условиях в аренду площади в бизнес-инкубаторах, расположенных в областном центре и двух районах. Строится третий бизнес-инкубатор в Лиманском районе в поселке Оля, где расположен одноименный грузовой порт.

Кроме того, с 2013 года министерством вводится новый вид финансовой поддержки - поддержка социального предпринимательства. Она предполагает долевое финансирование затрат на создание развития групп дневного время препровождения дошкольников.

- Для молодых, начинающих бизнесменов какие меры поддержки предусмотрены?

- Гранты на создание бизнеса могут получить молодые предприниматели в возрасте до 30 лет или компании, 50% уставного капитала которых контролируют граждане в возрасте до 30 лет. При этом деятельность предприятий и предпринимателей должна соответствовать стратегии социально-экономического развития Астраханской области - это обязательное условие.

Можно получить компенсацию в размере 2/3 от суммы затрат на создание бизнеса. Гранты на общую сумму 5,6 млн рублей на эти цели в нынешнем году получили 23 предпринимателя. Число получателей к прошлому году выросло на 21%.

Кроме того, в рамках реализации подпрограммы "Содействие развитию молодежного предпринимательства" проводятся образовательные мероприятия. Среди них проект "Бизнес - Погружение". Он реализуется во всех детских оздоровительных лагерях в течение лета для детей из старших отрядов. Главная задача проекта - показать детям, как важно иметь свое дело и как это может помочь ему в жизни. Команды участников прошли курс по разделам - "Мир проектов", "Команда моей мечты", "Я и моя цель", "Веселые бизнес цифры". Запущен проект интернет-телевидения "Бизнес-мания", который дает возможность целевой аудитории получить необходимую информацию в сфере бизнеса в доступной и привлекательной форме.

Мы запустили такое направление, как "создание положительного имиджа предпринимательства Астраханской области", которое предусматривает различные обучающие программы. Одна их них - "Азбука предпринимательства" для тех, кто только открывает дело. Также действует "Экономическая клиника" на базе кафедры министерства экономики в астраханском государственном техническом университете. Предприниматели консультируют студентов, естественно, под нашим надзором.

Создано 49 клубов молодых предпринимателей. Есть группа бизнесменов, которая работает с молодежью, рассказывает, как открыть свое дело и как его "поднять".

Действует клуб "Народный предприниматель". Мы его создали совместно со школой "Астрахань-Линк". Работаем активно уже третий год. В прошлом году проводили школу, куда пригласили учителей астраханских школ. Главное было - нацелить школьников, подтолкнуть к действиям.

В первом полугодии 2013 года эти мероприятия охватили более 500 молодых людей. К концу года подпрограммой развития молодежного предпринимательства будет охвачено уже около 1,3 тысячи школьников и более 1 тысячи молодых людей.

- В регионе число предпринимателей сокращается, подчиняясь общероссийской тенденции? Или эта тенденция нас не коснулась?

- Если смотреть с начала года, то отмечается снижение числа предпринимателей - сказывалось повышение страховых взносов. Пошла волна перерегистраций, что связано со стремлением снизить налоговую нагрузку. Если говорить в цифрах, то за первое полугодие 2013 года число предпринимателей сократилось на 11% - до 28,811 тыс. человек. При этом численность работников и оборот предприятий по сравнению с первым полугодием 2012 года увеличились на 8,8% и 25,1% соответственно.

Мы проследили динамику численности в течение нескольких лет. Наблюдаются цикличные колебания. Всего же, для справки, в течение года в Астраханской области свой бизнес открывают порядка 5,5 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства.

- Губернатор Александр Жилкин заявлял о том, что в 2005 году главный показатель экономики области - валовой региональный продукт - составлял 50 млрд рублей. Сколько он составляет сейчас?

- ВРП в 2012 году составил 200,2 млрд рублей, рост к 2011 году на 9,9% - это один из лучших показателей в России. При этом доля малых и средних предприятий в ВРП составила 32,4% против 30,3% в 2011 году. К 2016 году планируется рост доли малого и среднего бизнеса в ВРП до 50%.

- Насколько реально добиться такого увеличения?

- Для того чтобы оценить возможности развития экономики, оценить наши возможности по увеличению ВРП, мы проводим серьезный анализ по всем отраслям, всем макроэкономическим показателям. Мы работаем с предприятиями, расположенными в регионе, учитываем их прогнозы, их планы. Даже если какие-то проекты не будут реализованы, у нас на этот случай есть страховая "подушка" - некоторые проекты мы в прогнозе не учли, они остались за его рамками. Уверена, что заявленные параметры достижимы.

- В Астраханской области ежегодно проходит день предпринимателя. Какие мероприятия пройдут в этом году?

- День предпринимателя в Астраханской области отмечается ежегодно с 1997 года. По итогам конкурса, проводимого в рамках мероприятия, самым успешным предпринимателям вручаем дипломы "Золотой бизнес". В этом году решено существенно расширить масштаб празднования - в течение месяца проводить конкурсы достижений и образовательные программы для учащейся молодежи. Предусмотрены экологические, спортивные и развлекательные акции. Пройдет награждение в номинациях "Лучший предприниматель года", "Астраханская марка". В заключение состоится Губернаторский бизнес-бал.

interfax-russia.ru

comments powered by HyperComments