Календарь новостей
пнвтсрчтптсбвс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

“Каждый может проанализировать свои ошибки”. Интервью с победителем “Тотального диктанта” в Астрахани Руфиной Жубановой

13.11.2013, 12:48

 

Давно я хотел взять интервью у нашей отличницы, девятиклассницы из школы имени Джанибекова села Растопуловка Приволжского района, в этом году она одна из ста пятидесяти трёх жителей Астраханской области (около 90% - школьники) написала текст всемирной акции «Тотальный диктант» на «5».

Но разные обстоятельства позволили задать интересующие вопросы только сейчас.

ЕВГЕНИЙ БИКМАЕВ: Руфина, как ты относишься к идее «Тотального диктанта»? Ведь суть проекта в том, чтобы каждый желающий мог не только проверить свой уровень грамотности, но и повысить его в ходе подготовки и анализа своей работы. Как ты считаешь, акция может справиться именно со второй частью задачи повышения уровня грамотности?

РУФИНА ЖУБАНОВА: К идее «Тотального диктанта» я отношусь положительно. По моему мнению, эта акция справляется с данной задачей, так как каждый может проанализировать свои ошибки и, следовательно, повысить свой уровень грамотности.

БИКМАЕВ: Сегодня в обществе разные мнения о состоянии языка. От того, что тема безграмотности не стоит обсуждения и что ничего страшного в языке не происходит, до того, что «прекрасный наш язык клонится к падению» (цитата из «Московских новостей»), причём как первую, так и вторую позицию поддерживают и филологи, и простые люди. А что ты думаешь по этому поводу?

ЖУБАНОВА: Мне кажется, тему безграмотности ни в коем случае нельзя оставлять без внимания.

БИКМАЕВ: В нашей стране уже 12 лет, начиная с первого эксперимента в отдельных регионах, существует Единый государственный экзамен, в том числе и по русскому языку. В Астраханской области он уже 10 лет, из них 5 это общеобязательная форма проверки знаний ученика. ЕГЭ по русскому языку ведь тоже должен способствовать повышению уровня грамотности хотя бы среди выпускников – чтобы успешно выдержать один из обязательных экзаменов, нужно быть грамотным. Выполняет ЕГЭ роль стимула быть грамотным?

ЖУБАНОВА: Конечно, ведь каждый выпускник желает получить высшие баллы по экзамену и поступить в престижный ВУЗ.

БИКМАЕВ: Если сопоставить ЕГЭ и социальный или даже коммерческий проект, в основе которого лежит популяризация русского языка (не только «Тотальный диктант», сейчас широко распространены конкурсы, компьютерные игры), то какие отличия можно выделить в достижении высокого уровня грамотности молодёжи?

ЖУБАНОВА: Главное отличие заключается в том, что ЕГЭ обязателен для всех независимо от того, какой уровень грамотности имеет выпускник, а в социальных проектах участвуют по желанию, и каждый может выбрать направление, которое ему ближе и нужнее.

БИКМАЕВ: Вернёмся к «Диктанту». Каждый год этот проект даёт 50% двоек и 1-2% пятёрок – это голый факт. Некоторые журналисты делают из этого вывод о тотальной безграмотности, а организаторы говорят, что эти результаты нельзя воспринимать как срез грамотности населения. Я беспристрастно поддерживаю вторую точку зрения. А как ты считаешь?

ЖУБАНОВА: Мне так же, как и вам, ближе вторая точка зрения. Вывод о тотальной безграмотности можно было бы сделать, если бы всё население в обязательном порядке проходило проверку.

БИКМАЕВ: Среди участников ТД, написавших плохо, есть такие, кто говорит: «Приду в следующем году и напишу лучше!», и такие, кто во всём винит сложность текста и строгость критериев, иногда даже условия проведения. Кто из них прав?

ЖУБАНОВА: На всё надо смотреть с позитивной точки зрения. То есть человек, который говорит: «Приду в следующем году и напишу лучше!» безусловно, прав. А винить сложность текста и строгость критериев – это удел слабых.

БИКМАЕВ: По критериям акции оценка «2» ставится тем, у кого более восьми ошибок, но некоторые допускают около пятидесяти. Получается, что двойки получают люди с очень разным уровнем грамотности: у кого-то «всего» 9 ошибок, а у кого-то … В этом году в оргкомитете обсуждалась идея перехода к стобалльной системе оценки с сохранением и пятибалльной, то есть человек будет также узнавать свою обычную оценку и балл от 0 до 100, рассчитанный на основе точного количества орфографических и пунктуационных ошибок, и я принимал участие в этом обсуждении. Как ты относишься к этой идее?

ЖУБАНОВА: Я думаю, что переход на стобалльную систему оценивания необходим. Это будет честно по отношению ко всем участникам проекта.

БИКМАЕВ: Руфина, и в заключение, хотела бы ты что-то изменить в «Тотальном диктанте»? Есть ли у тебя какие-то предложения или пожелания?

ЖУБАНОВА: Чтобы стимулировать участие в «Тотальном диктанте» в дальнейшем, хотелось бы поощрить участников проекта независимо от оценки.

Об авторе

Евгений Бикмаев, 18 лет. Победитель всероссийского “Фестиваля русского языка” в 2012 г.

Два года подряд организует “Тотальный диктант” (ежегодная международная образовательная акция, направленная на развитие культуры грамотного письма) в Астрахани.

Блог Евгения Бикмаева: mirglazamicheloveka.blogspot.ru

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 36 (545), 20.09.2013 г.

comments powered by HyperComments