Календарь новостей
пнвтсрчтптсбвс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

В Астрахани подготовка к армейской службе идёт из рук вон плохо!

23.11.2012, 01:05

 

Некоторое время назад состоялось совместное заседание Государственно-патриотического клуба партии «Единая Россия», комитета Госдумы по обороне и ДОСААФ. Событие это не рядовое. Выступившие на нём депутаты и общественные деятели страны предложили комплекс мер по активизации работы добровольного общества по содействию армии, авиации и флоту в деле подготовки к службе молодёжи в силовых ведомствах и патриотическому воспитанию по новой организационной и технологической основе. Дело в том, что в последние годы российская армия испытывает серьёзные затруднения в комплектации частей и подразделений новобранцами. Особенно тех частей и подразделений, которые являются единицами постоянной боевой готовности. Ведь не секрет, что третья часть молодёжи страны признаётся во время призывных кампаний негодными к воинской службе. А те, что призываются годными, ни строем ходить не могут, ни боевым оружием пользоваться. В общем, полный полуфабрикат, над которым потом отцам-командирам приходится работать да работать…. Особенно сержантам.

Именно они работу с ними начинают с нулевой отметки. Такая ситуация негативно отражается на боевой подготовке войск. Это не может не беспокоить армейское начальство, депутатов, руководителей страны. Раньше всё было проще. Будущих солдат готовила государственная организация содействия армии, авиации и флоту – ДОСААФ. В её школах призывная молодёжь обучалась вождению автомобилей, изучала радиодело, знакомилась с флотскими профессиями. И, естественно, приходила в войска практически подготовленной. И это при том, что впереди у солдат и матросов была служба не один год, как сейчас, а три-четыре, а ещё раньше – и пять лет. Так что было время стать настоящим специалистом своего дела, мастером вождения танка, автомобиля, классным радистом. Поэтому и считалась наша армия одной из самых подготовленных и боеспособных армий в мире. Теперь о высокой боеспособности можно говорить с большой натяжкой. Кроме спецподразделений, которые по долгу службы должны быть всегда готовы к любым ситуациям, похвалиться нашему армейскому начальству нечем.

Раньше, кроме ДОСААФ к армии готовили неплохо в школах. Во всяком случае, в старших классах учащиеся хорошо маршировали, неплохо знали автомат Калашникова. Могли на время и даже с закрытыми глазами его разбирать и собирать. Стрелять из него. Теперь и в школах занятия по начальной боевой подготовке, так называемые НВП, проводятся формально, а мероприятия, которые проводятся в рамках НВП носят скорее спортивный, чем учебный и познавательный характер.

В октябре 2006 года Государственная Дума России приняла закон о возвращении в школы начальной военной подготовки. Этот курс назвали «основы военной службы», и вошёл он составной частью в предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). В старших классах – десятом и одиннадцатом отвели на подготовку к службе 34 часа. Этого явно недостаточно. Выпускники 2007 года пошли в армию такими же неподготовленными. Впрочем, выпускники последующих лет также ничем не отличались от их предшественников. Они не умели ни портянки правильно намотать на ногу, ни ботинки одеть на скорость. А уж о том, чтобы в случае необходимости оказать первую помощь пострадавшему, и говорить не приходится. Такая вот школьная военная подготовка оказывается на деле.

Мало того, что основам военной службы в школах уделено немного времени, уроки эти, как это ни печально, сведены до уровня добровольных посещений. Как говорится, хочешь – посещай, не хочешь – не посещай. И не посещают. А потом возмущаемся, откуда это у молодёжи такое нежелание служить Родине?

Отрицать, в общем-то, не стоит, что у нас в стране нет программы военно-патриотического воспитания. Эта программа есть, но она не работает в том объёме, в каком работала, скажем в шестидесятые-семидесятые годы. И самое главное – развалилась такая патриотическая подготовка молодёжи к службе в армии в рамках добровольного общества содействия армии, авиации и флоту. И если эту организацию реанимировать в прежнем объёме, потребуется серьёзная и основательная помощь и поддержка со стороны государства.

В данный момент в субъектах Российской Федерации по линии министерства образования работают военно-патриотические клубы, решаются организационные вопросы. Но всё это делается самостоятельно, разрозненно. И ДОСААФ должна стать объединяющей, базовой организацией, на основе которой и должно всё решаться. Об этом обо всём и говорили депутаты Госдумы на совместном заседании по проблемам военно-патриотического воспитания российской молодёжи.

В Астраханской области работа с подготовкой к армейской службе ведётся не на должном уровне. И, в первую очередь, в общеобразовательных школах. Везёт тем школам, где ОБЖ ведут бывшие военные – отставные офицеры. Но таких школ, не преувеличивая, скажу: раз, два – и обчёлся. В основном в наших школах «основы военной службы» ведут случайные люди. Я знаю, как в одной из астраханских школ предмет ОБЖ длительное время вела преподаватель английского языка. Правда, она некоторое время до этого поработала в милиции, конечно же, на хорошую подготовку к службе в армии здесь рассчитывать не приходится. Во многих астраханских школах ОБЖ ведут преподаватели физкультуры. Это куда уже ни шло. Хуже, когда этот предмет и, в частности, «Основы военной подготовки» будут вести гардеробщицы или технички. Тогда из Астраханской области в войска уйдут ходячие мишени, а не солдаты.

О том, что в советское время допризывная военная подготовка была на довольно высоком уровне, можно судить по потерям в локальных войнах. В Афганистане, например, за десять лет войны погибло 34 астраханца. А в первой чеченской военной кампании – 300. Разница, как видим, значительная.

Вот и думайте, нужна нам допризывная военная подготовка или не нужна? Нужны ли нам организации типа ДОСААФ и подобные им? Нужна ли начальная военная подготовка в учебных заведениях? При нынешнем сроке службы в один год, отцам-командирам приходится решать довольно непростую задачу: то ли обучать новобранцев строевой подготовке, то ли учить военному делу – умению обращаться с техникой на случай защиты родины, если это потребуется. Я, например, молю Бога об одном, чтобы не потребовалось… Защитники-то сейчас у нас очень уж ненадёжные…

Борис Касаткин,

"Факт и компромат" № 5, 18.02.11.

Загрузка...
comments powered by HyperComments