Календарь новостей
пнвтсрчтптсбвс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

ТОЧКА ВХОДА НА КАСПИЙ. Интервью губернатора А.А. Жилкина журналу "Эксперт"

12.09.2011, 10:26

 

Астраханская область, помимо реализации крупных нефтегазовых проектов, активно привлекает инвестиции в другие направления — строительство, туризм и АПК. В этих сферах, по мнению губернатора области Александра Жилкина, регион готов конкурировать с европейской продукцией и за европейского туриста.

Объём инвестиций в экономику Астраханской области в первом полугодии растёт — прежде всего, за счёт крупных работ по освоению нефтегазовых месторождений Северного Каспия. При этом развитием только топливно-энергетического комплекса дело не ограничилось. Астрахань стала активно позиционировать себя как туристический регион, известный не одной лишь рыбалкой. Для этого развивается соответствующая инфраструктура, в том числе одна за другой открываются гостиницы европейского уровня. Существенную роль стали играть инвестиции в сельское хозяйство: в области стараются расширить задачи — не только производить, но и перерабатывать. По словам Александра Жилкина, уже в следующем году региональные проекты в сфере АПК должны «выстрелить» на всю Россию.

Нефтяной стимул

Какова сейчас динамика привлечения инвестиций в экономику региона? Удалось ли достигнуть докризисного объёма инвестирования?

— Сразу хочу сказать, что привлечение инвестиций в различные сферы экономики является для нас стратегической задачей, которую мы сформулировали и успешно реализуем уже несколько лет.

Мы рассчитываем, что по итогам нынешнего года их рост составит 6 процентов — это примерно 65 миллиардов рублей. Примерно 85 процентов из них — это частные инвестиции, 10–15 процентов — социальные, бюджетные инвестиции. До конца 2008 года инвестиции были выше по темпам, так как реализовывался проект 450-летия Астрахани, под который были выделены очень серьезные средства. В этом году по объёмам инвестиций мы достигнем уровня 2008 года, а в следующем году, по нашим расчётам, уровень инвестиций превзойдёт показатели текущего года, причём рост будет порядка 40 процентов.

За счёт каких проектов растут объёмы инвес­тиций?

— Таких проектов достаточно много в самых разных отраслях. Отмечу сначала самые крупные.

Сегодня компания «ЛУКОЙЛ» ведёт масштабные работы по освоению Северного Каспия, и инвестиции здесь серьезные, потому что нужно реализовать огромный объём буровых работ, а для этого, соответственно, необходимо построить буровые установки. Мы уже имеем опыт реализации таких высокотехнологичных проектов. И это дает нам существенное преимущество в конкурентной борьбе за «лукойловские» заказы. Активно ведётся разработка лёгкой нефти в Черноярском районе Астраханской области, в следующем году начнётся её добыча. У «Газпрома» в нынешнем году инвестиционная программа равна по объёмам программе 2008 года — это тоже вносит вклад в рост инвестиций.

Какой эффект на развитие других отраслей региональной экономики уже оказывают проекты ЛУКОЙЛа и «Газпрома»?

— Три отрасли по инвестиционной привлекательности напрямую связаны с активизацией углеводородного направления. Во-первых, параллельно с началом разработки нефтяных и газовых месторождений Северного Каспия стало улучшаться положение дел в судостроении. Если мы в октябре выигрываем контракт ЛУКОЙЛа, то на ближайшие три года все судостроительные заводы области будут полностью обеспечены заказами. Во-вторых, строительный комплекс. В этой отрасли объёмы инвестиций в текущем году выросли на 30 процентов; до конца года будет запущено несколько новых производств под инфраструктурное обустройство всех объектов, которые будут расположены как на Каспии, так и на материке. Наконец, в этом году активизировалась инвестиционная составляющая в энергетике. Мы запустили парогазовую установку на 110 мегаватт, сегодня строятся 235-мегаваттные ПГУ, 44-мегаваттная установка в городе Знаменске, в проектном решении находятся ещё две станции: на 60 мегаватт в Ахтубинске и на 22 мегаватта в порту Оля. В следующем году мы уже начинаем их строить.

О планах создания в Астраханской области производственной базы заявляла французская нефтесервисная компания «Шлюмберже». Как идёт работа над этим проектом?

— База строится, по планам её должны завершить в следующем году. На работу уже принято 250 человек, после завершения всего комплекса число работников достигнет почти 500. Это высокооплачиваемые специалисты, они работают с нашим Институтом нефти и газа — кстати, его открытие и оборудование было профинансировано «Газпромом». Очень серьёзный центр по подготовке кадров для работы на буровых в море построил и ЛУКОЙЛ: этот центр будет обслуживать не только нашу компанию, но и предлагать свои услуги всем прикаспийским государствам, в год он сможет обучать 2500 человек.

В какой стадии сейчас находится модернизация портовой инфраструктуры Астраханской области?

— Объёмы перевалки порта Оля к концу года должны достичь более трёх миллионов тонн. Но в перспективе ближайших двух лет этого мало, и порт будет продолжать развиваться, средства уже заложены — это и частные инвестиции, и бюджетное участие федерального уровня. Если за следующий год мы успеем сделать всё намеченное, то в первом полугодии 2013 года выйдем на объёмы перевозок в шесть миллионов тонн.

Удаётся ли загружать растущие мощности порта?

— Несмотря на санкции, которые сейчас используются против Ирана, объём перевозок у нас остаётся на том же уровне, который был до кризиса. Опасений, что мы не загрузим порт Оля, нет, потому что при увеличении его мощности из черты Астрахани будут выведены неуместные в городе портовые сооружения, прежде всего главный грузовой причал. Сегодня он находится около большого нового отеля «Аль-Паш» и мешает развитию города. Поэтому, как только в порту Оля мы достигнем объёмов в четыре миллиона тонн, эта площадка из города уйдёт. Там меньше «плечо» прохода караванов в зимний период — на 100 километров ближе к морю; сейчас строятся зерновой терминал, терминал для контейнеров и генеральных грузов.

Какой вклад астраханские судостроители могут внести в модернизацию российского пассажирского флота? Этот вопрос стал особенно актуален после крушения теплохода «Булгария».

— То, что пассажирский флот старый, а волжское направление пользуется спросом, — это факт. Модернизация флота необходима, иначе в скором времени мы увидим пустые Волгу, Дон и Балтику — надо строить суда и принимать программы, которые будут стимулировать крупные компании этим заниматься. Мы сегодня готовим как раз такой проект и начинаем строить несколько прогулочных теплоходов европейского уровня — очень комфортных, но при этом не таких дорогих, как может показаться на первый взгляд. Мы пустим водные такси по внутригородским каналам: сейчас по этому проекту взаимодействуем с проявившими к нему интерес питерскими фирмами. Продолжаем реконструкцию каналов: в трёх местах ведутся крупные работы, которые завершатся к следующему году, — 30 километров внутригородских каналов будут в хорошем состоянии. Кроме того, реализуется проект по углублению дельты Волги. Что касается круизных теплоходов, то сегодня правительство приняло программу развития торгового и пассажирского флота страны, так что, конечно, сюда придут крупные иностранные компании, компании из других регионов России.

Главное — перерабатывать

Как изменяется отраслевая структура инвестиций в экономику Астраханской области?

—В нашей стратегии развития области мы не ограничиваемся только топливно-энергетическим комплексом. Стратегия носит комплексный характер. И сегодня мы уже видим результаты своевременно принятых нами решений. Хорошо развивается строительная отрасль, серьёзными темпами начинает привлекать инвестиции сельское хозяйство. В этом году мы запускаем несколько предприятий в сфере АПК: крупный молокозавод мощностью 100 тонн молока в сутки, мясокомбинат в Лиманском районе, который будет перерабатывать и расфасовывать продукцию по европейским стандартам. Плюс несколько небольших молочных ферм и два крупных томатных завода, которые мы запустим к концу первого квартала 2012 года. Это будет колоссальный прорыв не только для области, но и для стр аны — мы сразу заместим своей продукцией до 60 процентов импорта томатной пасты. Это очень капиталоёмкие начинания, но они уже реализуются — проекты готовы, площадки выбраны, к ним тянут коммуникации.

То есть идеология развития АПК в Астраханской области состоит в смещении акцентов с производства на переработку?

— Да, мы сегодня уже вышли на систему управления объёмами выращиваемой продукции. Например, если нам нужно вырастить урожай 1000 тонн, то мы делаем 1000 тонн. Теперь главное — не только производить, но и перерабатывать, потому что избыточные объёмы сырья тяжело реализовать, особенно в период пика. В овощеводстве мы находимся в группе регионов-лидеров по объёмам производства, выращиваем уже более миллиона тонн продукции. И наши усилия и меры государственной поддержки, которые сегодня приняты правительством, дают основания считать, что мы на следующий год, что называется, «выстрелим». И переработка здесь — действительно самое главное. У нас уже сейчас есть предприятия, продукция которых по качеству, по вкусу и по упаковке ни в чём не уступает европейским товарам. В этом году будет запущено производство замороженных овощей под нашей маркой «Четыре сезона», до конца года планируется произвести восемь тысяч тонн замороженных овощей — горошка, помидоров, баклажанов и так далее. Кроме того, появляются новые конкурентоспособные технологии. Например, одно из предприятий АПК только в этом году вложило около 300 миллионов рублей в своё развитие и на этом не планирует останавливаться. Да, продукция наша не всегда дёшева, но зато качественна — расходится по крупным супермаркетам очень быстро.

Есть ли сопоставимые планы по развитию другой фирменной отрасли региона — рыбоводства? Когда удастся переломить плачевную для российских производителей ситуацию на этом рынке?

— В 2005 году область выращивала всего 2,5 тысячи тонн рыбы в прудах. Прошлый год мы закончили на 17 тысячах тонн. Сейчас задача — выйти на 20 тысяч тонн. Каждый год идёт увеличение прудов, применяются новые технологии, на этих прудах заводят гусей — это стимулирует рост рыбы. Но это лишь один из ресурсов, поэтому сейчас разрабатывается большая программа, направленная на мощное воспроизводство рыбных запасов и имеющая финансовую поддержку государства. Это реальный проект, который уже действует, — увеличение количества рыбы понемногу началось, и если мы будем продолжать реализовывать эту программу, то уже через пять лет рыбы здесь будет очень много. Другое дело, что надо контролировать вылов. Главная цель — делать так, как в цивилизованных странах: сколько выловили, столько и вырастили. Сейчас мы вылавливаем порядка 50 тысяч тонн.

Каспий — замкнутое море, дельта Волги — тоже ограниченное пространство; здесь невозможно, как в мировом океане, добывать миллионы тонн.

Потому готовим мы и совершенно новые проекты. Получает кредиты крупный завод замкнутого цикла по разведению и выращиванию осетровых, он будет стоить порядка 100 миллионов долларов. У нас уже есть шесть частных рыбоводческих хозяйств, но производство такого масштаба появится впервые.

Не отстать от соседей

В Астрахани рыболовство напрямую связано с туризмом, но в последнее время стали развиваться и другие направления отдыха. Каких результатов здесь удалось достичь?

— Сегодня экологическое давление на дельту Волги очень высоко. За пять лет мы увеличили количество туристов, посещающих область, с 300 тысяч до более 2,5 миллиона человек. Это приятно: рыба есть, и только ленивый её не ловит. Но если одним нравится каждый день сидеть в лодке и рыбачить, то другие хотели бы немного разнообразить свой отдых. Поэтому сегодня у нас развивается исторический туризм: не случайно на месте столицы Золотой Орды создаётся исторический парк Сарай-Бату — это будет туристическая Мекка, куда поедут люди. Есть у нас и маршрут «Дорога кочевников», где можно познакомиться с бытом казахов: самим сварить национальное блюдо, попробовать сплести кошму, и т.п. Но главный проект, которым мы сейчас заняты, — это обустройство Городского острова в черте Астрахани; проект попал в перечень объектов, поддерживаемых в сфере туризма правительством России. Он сможет принять одновременно около 250 тысяч человек, там будут дендропарк, марина для яхт, пляжные зоны, аквапарк, парк развлечений. Это дорогой проект, но он будет реализован в течение 2,5 лет, если начнём в следующем году.

На каких туристов сейчас ориентируется регион?

— На всех. Конечно, хочется, чтобы сюда приезжало больше не только наших сограждан, но и иностранцев . В течение последнего месяца были очень серьёзные контакты с Японией. Оттуда приезжала группа, которая проходила обучение в рамках президентской программы, и они не знали, что здесь есть лотосы. После этого вторая японская делегация приезжала — их это действительно заинтересовало, они всерьез заявили, что рассматривают вариант направить сюда туристический поток, хотя лететь далеко — девять часов. Но у нас есть международный аэропорт, один из лучших региональных аэропортов России. Скоро заработает музыкальный театр, на открытие приглашены артисты из театра «Ла Скала». Где можно в России посмотреть на спектакли «Ла Скалы»? Только в Астрахани — у нас заключено соответствующее соглашение.

Насколько этому соответствует гостиничная инфраструктура Астрахани?

— Если сравнивать с нашими соседями — Волгоградом и Ростовом, то у нас, пожалуй, качество гостиниц выше. Например, у нас есть пятизвёздочный отель «Аль Паш», есть новый сетевой отель Park Inn — всего лишь третий в стране. Достраивается гостиница «Европейская», бывшая «Астраханская», это копия отеля «Европа» в Петербурге. В неё остаётся вложить 300-400 миллионов рублей — думаю, что в первом полугодии следующего года её завершат. Ещё один отель высокого класса — гостиница «Московская» — сейчас на очереди под реконструкцию.

Какой эффект для Астраханской области дало образование Таможенного союза России, Украины и Казахстана?

— Сейчас у нас с Казахстаном фактически единые границы, и в результате многократно увеличились объёмы взаимных поставок разного рода товаров. Если с 1 января до 1 июля прошлого года — до введения Таможенного союза — через границу за год прошло 600 грузовиков, то с 1 июля до 1 января этого года — уже 3900. Постоянные контакты позволяют выстраивать доверительные отношения, при которых бизнес себя чувствует достаточно комфортно. Динамично развивается наше сотрудничество и с другими прикаспийскими странами. Например, мы предложили Азербайджану интересную площадку по ремонту подвижного состава — раньше они гоняли свои вагоны в Чехию, а у нас есть свой очень серьёзный модернизированный завод. Вместе с Туркменией мы строим объекты по разработке нефтегазовых месторождений.

Есть ли сегодня существенные проблемы во взаимоотношениях с соседями? По каким направлениям Астраханская область конкурирует с ними?

— Проблем нет, а конкуренция есть — и это очень хорошо. Ведь если конкуренции не будет, то мы снова окажемся в очень глубокой яме. Мы сегодня действительно видим активность всех прикаспийских государств в области индустриализации, поэтому не должны отставать с точки зрения развития инфраструктуры. В первую очередь мы боремся за заказы в судостроении. Верфи Азербайджана — очень серьёзный конкурент, и здесь важно, кто выполнит заказ лучше, быстрее и дешевле. Но при этом у нас много интеграционных инициатив, например, сохранение биоресурсов Каспийского моря и судоходство — здесь мы не конкуренты, просто работаем и помогаем друг другу; ведь если инфраструктура портов у нас будет слабенькая, то пострадают и Азербайджан, и Туркмения, и Иран. Ну, а сам менталитет населения, которое проживает на берегах Каспийского моря, одинаков, это такой своеобразный анклав. Фактически это один народ — люди разных национальностей тысячелетиями живут вместе, и между ними есть особые отношения. Отношения, которые могут и должны способствовать нашему общему движению вперед.

Виктория Ханова,

Журнал «Эксперт Юг» №35-36 (175)

comments powered by HyperComments