Календарь новостей
пнвтсрчтптсбвс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

КАСПИЙСКАЯ СТОЛИЦА НАВОДИТ МОСТЫ С ЕВРОПОЙ. Интервью С. Боженова журналу "Эксперт"

08.11.2011, 09:49

 

В октябре Астрахань стала одним из четырёх городов России, представивших свои экспозиции на крупнейшем европейском форуме коммерческой недвижимости Expo Real в Мюнхене.

Для астраханской делегации мюнхенская выставка — продолжение участия в каннском форуме MIPIM, где в марте каспийская столица России впервые вышла на глобальный уровень позиционирования своего бренда. По мнению мэра Астрахани Сергея Боженова, участие в таких выставках, как MIPIM и Expo Real — это возможность продемонстрировать, что городская модель управления и развития территории соответствует мировым стандартам.

Какие цели преследовало участие астраханской делегации в Expo Real?

— У нас две взаимосвязанных задачи. Первая — привлечение инвесторов под конкретные необходимые для развития города проекты. Вторая — глобальное позиционирование города, развитие нашего бренда как каспийской столицы. Мы выбрали для этих целей две международных площадки — MIPIM и Expo Real — и одну российскую — форум ProEstate в Санкт-Петербурге.

Чем мюнхенская выставка отличается от MIPIM по содержанию, аудитории и статусу?

— Это исключительно деловая выставка, там минимум политики, минимум «пафоса». Expo Real значительно превышает все существующие в Европе деловые площадки, инвестиционные форумы — это около 38 тысяч посетителей, примерно 1,6 тысячи экспонентов, площадь порядка 65 тысяч квадратных метров, то есть Expo Real в два раза крупнее, чем MIPIM. В составе экспонентов — только инвестиционные и девелоперские компании, среди посетителей также только деловые круги. Expo Real всё-таки более деловая выставка. В отличие от Канн, там менее праздничная атмосфера. Но в любом случае участие в MIPIM и Expo Real — это два аспекта одного процесса. Формирование бренда — это задача для MIPIM, поддержка бренда и конкретные инвесторы — это Expo Real.

Насколько представительной была российская делегация в Мюнхене?

— Россию на Expo Real представляло всего четыре города — Москва, Петербург, Краснодар и Астрахань, а также три региона — Московская, Ростовская и Калужская области. То есть мы стали в один ряд с ведущими российскими мегаполисами, позиционируя себя как крупный современный развивающийся город. Позиционирование на таком уровне позволяет заявить, что та модель инвестиционного развития, которую мы выбрали для себя, соответствует уровню ключевых городов страны.

MIPIM и Expo Real позиционируются на выставочном рынке как выставки коммерческой недвижимости. Эта сфера сегодня — главный приоритет инвестиционной политики Астрахани?

— Первоначальная задача — привлечь капитал в сектор промышленного производства. Мы рады любому инвестору и не делим их на любимых и нелюбимых. Любой инвестор может поинтересоваться, как таким известным брендам, как Metro или McDonalds, работается в Астрахани, и думаю, что отзывы будут самые положительные. Приняв участие в MIPIM и Expo Real, мы сработали на имидж, и теперь рассчитываем, что имидж будет работать на нас и инвесторов в Астрахани станет больше.

Какие именно проекты Астрахань показала в Мюнхене?

— Прежде всего это проекты комплексной застройки микрорайона «Звезда Каспия» площадью 21 гектар по улице Бакинской и транспортно-логистического комплекса на территории Заболдинского района. По первому проекту у нас была встреча с российскими девелоперами, которые присутствовали в числе посетителей и экспонентов Expo Real, а по транспорту и логистике мы встречались с потенциальными инвесторами, представлявшими интересы как российских, так и иностранных компаний. Несмотря на небольшую площадь нашей экспозиции, мы смогли сделать привлекательную площадку, включив в неё яркие, интересные элементы. Скажем, мы назвали свой стенд «Принцесса Каспия», чтобы в очередной раз рассказать инвесторам об одном из наших плюсов — выгодном географическом положении. Но мы ехали в Мюнхен не для того, чтобы вызвать интерес к Астрахани, который в любом случае нам был бы обеспечен, — задача состояла в концентрации возможностей с демонстрацией наших проектов конкретным заинтересованным в них лицам. Например, компания Becar заинтересовалась рядом наших предложений и намерена прийти в Астрахань с одним из своих проектов; прошли встречи с агентством Location for Business, с группой компаний «Пионер», которая занимается жилищным строительством, по коммерческой недвижимости — с компанией «Бестъ».

Каким образом вам удалось получить эту аудиторию?

— Незадолго до Expo Real мы участвовали в ProEstate — самом передовом российском форуме недвижимости, и это помогло нам в Мюнхене. Гильдия управляющих и девелоперов, которая организует ProEstate, — это крупнейшая в России ассоциация девелоперских компаний, включающая также иностранных игроков. Эта организация представляет российские интересы на международном уровне, имеет массу контактов и коммуникационных каналов и помогает своим партнёрам обеспечивать выставочные мероприятия. Теперь в числе их партнёров находимся и мы. Незадолго до Expo Real Гильдия управляющих и девелоперов заранее представила информацию о двух наших основных проектах, подготовила прямые встречи с конкретными заинтересованными в них людьми. Поэтому все три дня в Мюнхене у нас шли встречи в режиме нон-стоп в формате матч-мэйкинга, когда идёт защита инвестиционного проекта перед конкретным заинтересованным лицом.

Одна из главных проблем региональных экспозиций на инвестиционных форумах — качество проработки проектов. Как вы с этим справляетесь?

— Наши проекты отличает высокая степень подготовленности. Например, проект по логистике был проработан компанией Ernst&Young, входящей в «большую четвёрку» аудиторско-консалтинговых групп. Ernst&Young показала возможности развития нашего транспортно-логистического проекта и его административной поддержки на всех стадиях. Поэтому инвесторы готовы более углублённо изучать проект и определять точки вхождения в него. С точки зрения иностранных инвестиций Россия является рисковым рынком, и потенциальных инвесторов интересует не столько ставка доходности, сколько степень безопасности бизнеса на территории страны. Как можно доказать это иностранцам? Только мнением сторонних организаций, независимых международных агентств, поэтому мы и привлекаем подобные структуры к сопровождению наших проектов — и это находит одобрение и интерес иностранных инвесторов.

Удалось ли вам подписать на Expo Real соглашения с инвесторами или достигнуть иных договоренностей?

— Надо подчеркнуть, что мы не ехали за подписанием каких-то соглашений. Все прекрасно знают, что соглашениям, заключаемым на крупных инвестиционных форумах, предшествует длительная предварительная отработка всех условий. Поэтому такие соглашения часто оказываются «показухой». Мы же главной задачей участия в статусных выставках видим получение новых коммуникационных каналов для того, чтобы дальше эти связи развивать, — и эту задачу мы в Мюнхене выполнили полностью. Причём, повторю, это не случайные, а заранее выстроенные контакты, по каждому из которых мы будем детально прорабатывать возможности реализации проектов. Где-то это будут консультанты, которые сводят инвесторов и девелоперов, где-то прямые инвесторы, где-то девелоперы, которые привлекают инвесторов. То есть мы получили массу контактов — это самое важное в таких выставках. В частности, они дают возможность выбора прямых консультантов, позволяющих более эффективно привлекать инвестиции. На всех выставках уровня Expo Real присутствует огромное количество консалтеров, которые так или иначе пытаются продать свои услуги, поэтому есть возможность выбрать наиболее сильных партнёров, умеющих сводить интересы инвесторов и девелоперов и продвигать проекты.

Насколько успешно реализуется сотрудничество с компаниями, с которыми Астрахань в марте вела переговоры на MIPIM?

— Результатом участия в MIPIM является сам факт, что Ernst&Young оценила возможность развития нашего транспортно-логистического комплекса, и в Мюнхен мы поехали, имея инвестиционный меморандум этой компании, выраженный в конкретных цифрах. Собранные нами в Каннах контакты никуда не делись. Например, в ноябре в Астрахань приезжают смотреть инвестиционную площадку представители одной из компаний, с которой мы провели переговоры на MIPIM.

В каких мероприятиях Expo Real вам удалось поучаствовать?

— Наша делегация приняла участие в двух сессиях: по индустриальным паркам и по брендингу городов — эту сессию вёл Дэвид Годшо, управляющий директор агентства Becar. Каждая такая сессия — это возможность заявить о своём городе мировой общественности, продемонстрировать степень подготовленности территории к реализации серьёзных проектов. Это вызывает рост доверия и интереса инвесторов, тем самым повышается статус города, особенно когда все видят, что мы пытаемся применять современные механизмы развития, такие как создание индустриальных парков или использование технологий делового туризма для позиционирования города.

Каким образом выстроено взаимодействие с местным бизнесом при подготовке Астрахани к участию в таких крупных форумах, как Expo Real или MIPIM?

— Я считаю, что муниципалитет на таких выставках должен не только показывать свои площадки. Поэтому мы отрабатываем содержание экспозиции вместе с предпринимателями и предоставляем возможность частному бизнесу через наши муниципальные площадки на форумах в Каннах и Мюнхене позиционировать себя и привлекать инвесторов. Если с нашей помощью привлекаются инвестиции в частный сектор, то город получает налоги, в первую очередь налог на доходы физических лиц, пополняющий городской бюджет.

Сегодня в связи с нестабильностью на европейских и американских рынках многие эксперты утверждают, что фокус мировой экономики смещается в Азию. Будет ли в дальнейшем делаться отдельный акцент на «азиатское» продвижение Астрахани?

— Мы считаем себя Европой и смотрим в направлении Европы, но сбрасывать со счетов многообразные и капиталоёмкие рынки Азии нельзя. Сегодня мы наблюдаем достаточно устойчивое развитие рынков Китая, Гонконга, Сингапура, поэтому нам, конечно, нужно смотреть и в эту сторону. Поэтому в 2012 году мы будем стремиться представить свои проекты и там. В любом случае такой ситуации, как была в 2006–2007 годах, когда инвесторы вкладывались в проекты не глядя, больше не будет, сегодня в мире идёт очень жёсткая конкурентная борьба за инвестиции.

ФОТО: На мюнхенской выставке Expo Real делегация Астрахани во главе с мэром Сергеем Боженовым (в центре) закрепляла успехи в позиционировании города в Европе, достигнутые в марте на выставке MIPIM.

Михаил Кувырко,

"Эксперт"

comments powered by HyperComments