Календарь новостей
пнвтсрчтптсбвс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Аппетиты московского монстра растут

19.09.2012, 11:00

 

Когда в СМИ была опубликована информация о том, что ЗАО "Астрахань Экосервис" повышает с 1 июля текущего года тариф за вывоз мусора сразу на 30 %, в администрацию г. Астрахани стали обращаться жители города с просьбой дать правовое объяснение причины такого резкого повышения тарифа. Кроме того, горожане недоумевали, почему рост «мусорного» тарифа далеко обогнал все остальные, и в публикации нет никакой ссылки, кем, когда и на основании какого постановления повышен тариф.

Руководствуясь постановлением Правительства РФ «О стандартах раскрытия информации организациями коммунального комплекса», администрация города направила в адрес общества официальный запрос.

В своем ответе от 2.06.2012 г. исполняющая обязанности генерального директора ЗАО «Астрахань Экосервис» Г. О. Сальвина сообщила, что акционерное общество оказывает только услуги по вывозу ТБО, в связи с чем не относится к организациям, осуществляющим виды деятельности, относящиеся к сфере коммунального комплекса и регулируемые в соответствии с федеральным законом от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ. Иначе говоря, администрации города было отказано в получении информации, на основании которой можно было бы определить структуру основных производственных затрат, формирующих тариф на услуги, оказываемые обществом населению. Как можно обнародовать такие сведения! Боже упаси! Это же большая тайна! Даже для администрации.

В ответе также было указано, что в 2012 году изменилась стоимость ресурсов, необходимых для оказания услуг по вывозу ТБО, в том числе за счет увеличения цен на ГСМ и запчасти, энергоресурсы, а также иные составляющие услуг. Кроме того, с 1 февраля 2012 года, в соответствии с решением городской Думы № 28 от 13.05.2010 г. (фактически действует решение № 58), на 15% увеличился тариф на утилизацию бытовых отходов, который является составной частью тарифа услуги по вывозу ТБО. Вы где-нибудь слышали, чтобы тариф входил в тариф? Какая-то тарабарщина! В экономике такие действия квалифицируются как нарушение принципа ценообразования. Чтобы разобраться во всем этом, вернемся на несколько лет назад.

В конце 2009 года для города было решено построить полигон для захоронения твердых бытовых отходов и мусороперерабатывающий завод. Идея хорошая, но для реализации такого проекта нужны были деньги, и немалые, почти 700 миллионов рублей. А у города денег на подобные проекты просто не было. И всё же решение проблемы было найдено. Администрация города привлекла в качестве инвестора московское акционерное общество «Управляющая компания «Эко-Система», в состав которого вошли две астраханские «дочки»: ЗАО «Астрахань Экосервис» (далее - ЗАО «Экосервис», основной вид деятельности - вывоз отходов потребления в Астрахани) и ЗАО «Астраханский промышленно-экологический комплекс» (далее - ЗАО «АПЭК», утилизация и захоронение ТБО).

Важный этап проекта - строительство завода и современного полигона - взялось осуществлять ЗАО «АПЭК». Необходимые для этого средства оно запланировало получить из трех источников: от собственных акционеров, банковских кредитов и за счет инвестиционной надбавки к тарифу за вывоз мусора.

Проект компании был оценен на всех уровнях власти. Ему присвоили статус «особо важный», который дает предприятию право на использование льготной ставки по налогу на прибыль и по налогу на имущество организации на период, равный сроку окупаемости проекта.

Но не веб оказалось так радужно, как задумали разработчики проекта. Для его исполнения возникла срочная нужда в средствах. Но откуда их взять? У акционеров? Но это же надо вкладывать свой капитал! А может, у компании только название громкое, а в кармане - вошь на аркане.

Сбербанк готов выдать компании кредит под 19% годовых (это слишком дорого!). Мэрия вообще не смогла вложить в осуществление проекта ни одного рубля - бюджетом города это не предусмотрено Чем же подкрепить обязательство возврата кредита банку? Кто будет гарантом? Ведь за красивые глаза такие суммы не дают.

Вот тогда и родилась блестящая идея: 30% от стоимости проекта собрать с населения. По сути астраханцев обязали сложиться на строительство завода для частной компании. С миру по нитке - компании завод. Эту идею городская Дума оформила своим решением № 262 от 22.12.2009 г., установив, теперь уже для ЗАО «АПЭК», инвестиционный тариф на утилизацию бытовых отходов. При этом забыли отменить предыдущее решение № 151 от 26.11.2009 г., которым городская Дума уже установила «Экосервису» тариф на захоронение ТБО. Таким образом, в 2010 году действовало сразу два решения городской Думы: одно для «Экосервис», другое - для «АПЭК».

Астраханцы, возмущенные двойным повышением тарифа на вывоз мусора, требовали ответа на свои вопросы, отказывались оплачивать из своих карманов строительство частного экологического объекта. «Почему мы должны быть инвесторами строительства частного завода? Почему не акционерами, получающими после завершения строительства дивиденды?»

В то время депутаты областной Думы с таким подходом тоже не согласились: «Завод и полигон строить нужно, но это не значит, что расходы на его строительство должны нести люди. Двукратное увеличение тарифа - это перебор, но если отменить надбавку к тарифу - программа рухнет. Своих денег в области нет, в городе - тем более. И никакой инвестор не пойдет на то, чтобы сейчас вложить деньги и лишь через 8 лет получать с них доход. Однако тариф можно снизить на 20% только благодаря сбору средств с неплательщиков. А таких по отчетным данным около 130 тысяч. Однако компания от этого не страдает. Бремя платы за «ничейный» мусор переложила на законопослушных граждан».

Пошумели, пошумели депутаты, да и затихли. В то время инвестор обещал снизить инвест-тариф на 30%. Однако городская Дума снизила тариф за вывоз мусора всего на 31 копейку. Похоже, разбираться с причинами повышения тарифа за вывоз мусора придется населению: правомерно ли в тариф за вывоз бытовых отходов включена плата за их утилизацию и должны ли жители её оплачивать.

В тариф за сбор и вывоз ТБО помимо традиционных составляющих себестоимости услуги включены городской Думой затраты на утилизацию бытовых отходов. Это спорная статья затрат, которую население оплачивать не желает. На самом деле: компания собирает макулатуру, бумагу, картон, тряпье, металл, древесину, стекло, отходы полимерных материалов, которые затем будут реализовываться, и кроме этого затраты на утилизацию оплачивает население. Оно должно оплачивать услуги за сбор, вывоз и захоронение ТБО без оплаты затрат на их утилизацию. Городская Дума заложила затраты коммерческой организации от сбора до утилизации в потребительский тариф. Утилизация не должна включаться в затратную часть тарифа! Частная коммерческая организация должна свои затраты закладывать в доход от реализуемого вторичного сырья, которое она приобретает в результате утилизации бытового мусора.

Для обоснования вышеизложенных выводов обратимся прежде всего к Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 г. № 155: В них прямо указано: «Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг. Запрещается обуславливать предоставление одних услуг обязательным оказанием других услуг. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушений его права на свободный выбор услуг, возмещаются исполнителем в полном объеме».

Вывоз бытовых отходов и утилизация бытовых отходов - разные виды услуг. Согласно общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденному постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 г. № 163 (в ред. от 23.12.2010 г.), в состав жилищно-коммунальных услуг входят: «Сбор бытовых отходов» (код 041111) и «Вывоз твердых и жидких бытовых отходов» (код. 041112). Утилизация в состав услуг населению не входит. Это подтверждается также положением СанПина 2.1.7.2790-10, где сказано, что утилизация - это использование отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов после соответствующей переработки. Иными словами, отходы могут быть отсортированы и использованы для вторичной переработки. Право собственности на такие отходы переходят к ЗАО «Эко-

сервис» (п. 1.2 договора оказания услуг по вывозу ТБО). Бесплатные отходы дают приличные доходы. Следует также учитывать, что утилизация ТБО не входит в исчерпывающий перечень коммунальных услуг (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).

По сути включение затрат на предоставление одной услуги в состав затрат на предоставление другой - неявная форма нарушения вышеуказанного запрета. В действиях городской Думы усматривается субъективный подход к установлению тарифа в интересах частной коммерческой организации и нарушение принципов ценообразования. Условия договора об оказании услуг по вывозу бытовых отходов, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. При этом возникшие в результате исполнения такого договора убытки, понесенные потребителем, подлежат возмещению исполнителем в полном объеме.

Как видите, нарушений законодательства много. Городская Думы действовала с превышением своих полномочий. Воспользовавшись противоречием на тот момент статей 4 и 5 федерального закона № 210-ФЗ, она поспешила установить тариф организации коммунального комплекса. Но даже при этом не выполнила те условия, которые были предусмотрены этими статьями. В июле 2010 года в закон были внесены изменения, и мэрия потеряла право устанавливать тарифы для организаций коммунального комплекса.

Пока невыясненным остается только факт, почему в 2010 году тариф на утилизацию бытовых отходов утвердила городская Дума, а не региональная служба по тарифам, хотя это входило и входит в полномочия службы с 2005 года (п. 2.1.6 Положения о службе по тарифам Астраханской области).

Теперь несколько разъяснений об услуге по сбору и вывозу ТБО. Федеральный закон не относит эти услуги к числу подлежащих государственному регулированию. Данные услуги являются конкурентными, и их стоимость определяется соглашением между исполнителем и потребителем (п. 10 Постановления Правительства РФ № 155), а не приказом директора «Эко Сервиса», как это сделано сейчас.

Услуга по сбору и вывозу ТБО, согласно п. 11 Постановления РФ № 491 от 13.08.2006 г. входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию «содержание жилого помещения». Однако горожане платят за вывоз мусора по отдельной графе в платежках, и плата за этот вид жилищных услуг в нашем городе не входит в размер платы за жилое помещение в многоквартирном доме. Почему так получилось и соответствует ли это законодательству - уже другой вопрос. И находится он в ведении прокуратуры и городской Думы, которая принимала решение по этому вопросу.

Что же теперь делать, если в свободном тарифе на вывоз мусора «сидит» и регулируемая плата за его утилизацию? Вносить изменения, которые надо было делать еще в 2010 году, когда изменилось законодательство РФ и необходимо было приводить нормативно-правовые акты в соответствие с федеральным законом. Почему в этом случае опять наплевали на государственное регулирование тарифов и где при этом были многочисленные надзорные органы?

Теперь об увеличении тарифа с 1 июля. Сразу следует напомнить, что в 2011 году плата поднималась уже на 18%. Поэтому трудно поверить, что за полтора года стоимость ресурсов, необходимых для оказания услуг по вывозу ТБО, изменилась настолько, что пришлось «задрать» плату сразу на 30%, К тому же инфляция за этот период по официальным данным составляет 10-15%. Необходимо также учитывать, что согласно постановлению РСТ № 311 от 25.11.2011 г. на 2012 год установлен предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на услуги организаций, оказывающих услуги в сфере утилизации ТБО, в размере 15,1%.

Из этого следует, что аппетиты московского монополиста растут, как на дрожжах. За счет населения завод и полигон построили, ввели в действие и ... вновь повысили тариф. Теперь за счет астраханцев будут «развивать инфраструктуру, осваивать территорию, проводить опыты по селективному сбору бытовых отходов» и, естественно, наживаться. А где же региональный контроль за применением тарифов, установленных муниципалитетом? Это вопрос к региональной Службе по тарифам (руководитель Зверева О. Г.).

Ситуацией с оплатой вывоза ТБО по просьбе областной Думы заинтересовалось региональное антимонопольное управление. Однако последнее сообщение в СМИ в конце августа наводит на мысль, что нас снова пытаются надуть, увести от решения основного вопроса - тарифа на утилизацию. В сообщении вообще нет ни одного слова об утилизации! Антимо-нопольщики увидели только признаки установления высокой цены предприятием ЗАО «Астрахань Экосервис». А дальше что? Согласно Закону «О защите конкуренции» оштрафуют, выдадут предписание снизить тариф, а утилизация так и будет «сидеть» в тарифе за вывоз мусора и население продолжит инвестировать еще одну московскую пирамиду, об истинных целях которой расскажем позднее.

Удивляет в этом сообщении тот факт, что, по словам начальника отдела УФАС по Астраханской области Павла Потылицы-на, «стоимость тарифа за вывоз мусора для физических лиц сегодня рассчитывается исходя из норматива на одного человека, однако такая схема противоречит нынешнему законодательству, в соответствии с которым данный тариф должен исчисляться исходя из площади жилого помещения». При этом забывают о том, что именно этот тариф не регулируется государством. Что же касается тарифа на утилизацию, то согласно пункту 8 Основ ценообразования следует, что тариф на утилизацию ТБО устанавливается с применением односта-вочного тарифа из расчета платы за 1 кубометр или 1 тонну бытовых отходов (постановление Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 520). И как, в таком случае, собирается УФАС устанавливать тариф на вывоз ТБО? Как собирается совместить несовместимое: квадратные метры, кубометры или тонны? Это что-то новое! Какое уж здесь законодательство! Видимо, снова сработало право звонка свыше.

Чехарда, которая творится в сфере ЖКХ, безудержный, порой незаконный, рост тарифов, вседозволенность, покровительство, попустительство надзорных органов уже довели население до белого каления. Однако терпение народа не безгранично, а кошельки не бездонны. Почему властные структуры не обращают внимания на советы, обращения рядовых граждан, которые самостоятельно не могут решить свои проблемы в мире монополизма? Их бесконечно гоняют по кругу. А на обращения общественных организаций присылают ответ

без ответа или отписки, которые у населения вызывают удивление. Например, на запрос об увеличении тарифа за вывоз ТБО можно получить примерно такой ответ: «В связи с тем, что коммунальная услуга «утилизация ТБО» включена в структуру себестоимости жилищной услуги «вывоз мусора», формирование цены происходит в рамках договорных отношений между собственниками жилья и обслуживающей организацией». Вот такая тарабарщина, которая в статье уже подробно проанализирована. И такой ответ в лучшем случае. А в худшем - или ответа нет, или очень долгое молчание, а потом очередная отписка. И чем дольше длится молчание, тем больше у населения растет уверенность, что властные структуры находятся в сговоре с монополистами. Почему сведения об их деятельности в сфере предоставления жилищных или коммунальных услуг, которые согласно законодательству могут знать граждане, стали для них тайной за семью печатями? И никакой прозрачности! Этот вопрос неоднократно поднимался в печати, в том числе и Общественной палатой Астраханской области. А воз и ныне там! И это в то время, когда в связи с поборами на строительство завода по переработке бытовых отходов социальная напряженность среди населения значительно возросла. И вновь пытаются уйти от решения основного вопроса - незаконность тарифа по утилизации ТБО. Почему не принимаются кардинальные меры по этому вопросу, собираются снова отделаться полумерами, а фактически оставить всё, как есть?

Хватит, господа монополисты и иже с ними позорно набивать свои кошельки за счет народа, беззастенчиво его грабить! Перестаньте заставлять граждан финансировать чужой бизнес! Нельзя, господа, принимать решение только в угоду монополистов. Есть нормы законов, но еще есть нормы человечности, нормы разумности. Нельзя, принимая решения, перекладывать всё на плечи нищего народа. Умерьте растущие аппетиты еще одного московского монстра! Срочно принимайте кардинальное решение. Не доводите ситуацию до беды, до социального взрыва!

Александр Распоков,

"Астраханский мир"

comments powered by HyperComments