Календарь новостей
пнвтсрчтптсбвс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Затягиваем пояса. Чтобы выйти из бюджетного кризиса, городу придется экономить

15.11.2012, 11:51

 

Тема городского бюджета в последнее время стала очень актуальной. Как стало известно на недавних общественных слушаниях, прошедших в мэрии, из запланированных 7,2 млрд рублей будет собрано только 5,6 млрд.

А это значит, что большинство городских программ будет свернуто или урезано. В следующем году ситуация лучше не станет.

Свести концы с концами

Напомним, в конце прошлого года депутаты гордумы утвердили бюджет в следующих параметрах: доходы — почти 7,2 млрд рублей (из них более 2 млрд — за счет межбюджетных трасфер-тов из вышестоящих бюджетов), расходы — порядка 7,4 млрд рублей, дефицит — 204,5 млн рублей.

Однако по прошествии полугода стало ясно, что дефицит стремительно увеличивается и приближается к критической точке.

На прошлой неделе депутат облдумы Олег Шеин опубликовал в своем блоге пост под заголовком «Бюджет Астрахани: полный провал», в котором привел данные об исполнении бюджета за первое полугодие, предоставленные ему муниципальным казначейством. По этим данным, собираемость налогов и сборов к июлю составила всего четверть от годового прогноза. Наиболее провальными направлениями оказались доходы от аренды имущества (144 млн руб. из ожидаемых 645 млн) и продажи городского имущества (103 млн руб. из 1,5 млрд). Всего же из 4,9 млрд ожидаемых собственных годовых доходов собрано 1,3 млрд рублей.

Все это привело к необходимости урезать доходы и, соответственно, расходы бюджета, чтобы удержаться в границах приемлемого дефицита. Что и было сделано на заседании гордумы 25 октября. Доходы и расходы были сокращены на 348,5 млн рублей. С последними поправками параметры городского бюджета выглядят следующим образом: доходы - 6,8 млрд руб., расходы - 7 млрд, дефицит - 204,5 млн, или 6,1% от общего прогнозируемого дохода без учета безвозмездных поступлений. Верхний предел муниципального внутреннего долга на 1 января 2013 года — 2,7 млрд руб., в том числе по муниципальными гарантиям — 5 млн.

Что касается расходов, то они уменьшены на 7,2 млн по разделу «общегосударственные вопросы», на 104 тысячи — на защиту граждан от чрезвычайных ситуаций и гражданскую оборону, на 715 млн — на жилищно-коммунальное хозяйство, 1,7 млн — на дошкольное образование и т.д. Впрочем, по ряду разделов произошло увеличение: 318,5 млн на национальную экономику, почти 19 млн — на благоустройство, 94,4 млн — на дорожное хозяйство и др.

Нереальные доходы

Впрочем, по мнению экспертов, это не спасет ситуацию, и уложиться в запланированные 6% дефицита не удастся. На одном из недавних заседаний бюджетного комитета гордумы вице-мэр Владимир Ситников шокировал всех присутствующих заявлением о том, что город — банкрот уже три года, а растущий дефицит бюджета вызван заведомо нереальными прогнозами по продаже муниципального имущества. «Исполнить эти доходы нереально, так как цифры заложены заведомо невыполнимые, — комментирует высказывание вице-мэра депутат гордумы Сергей Власенко. — В начале года был заложен прогноз по доходам от продажи муниципального имущества на 120 млн рублей. К сентябрю внесли поправку и заложили 810 миллионов. А продали всего на 110 млн, до конца года — максимум на 120 млн. То есть 700 миллионов мы не получим от продажи имущества, еще порядка 500 миллионов — от продажи земли. В итоге почти полтора миллиарда будет просто неоткуда взять. И если раньше мы имели бюджет с дефицитом 7-8%, то сейчас — 10-12%, а к концу года могут быть все 15-20%».

По словам Сергея Власенко, в Москве формируется комиссия по проверке регионов с шаткой бюджетной политикой. По слухам, в этот список попала и Астрахань.

Где взять деньги?

В сложившейся ситуации мэрия Астрахани всячески ищет пути для пополнения городской казны. На последнем заседании гордумы были внесены поправки в положение о земельном налоге — отменили льготу для муниципальных бюджетных учреждений и для участков площадью свыше 10 га, предоставленных для градостроительной деятельности, что, по подсчетам городских экономистов, позволит пополнить казну на 63,8 млн руб.

Предлагалось также повысить ставку ЕНВД для астраханских предпринимателей (по прогнозам — плюс 60 млн налоговых поступлений), но эта мера пока не нашла поддержки у городских депутатов. «На областном уровне принимаются меры для поддержки предпринимательства, — считает депутат гордумы Сергей Власенко. — А нам на городском уровне предлагается загонять бизнес в яму». По его мнению, если городские власти хотят поднять собираемость налогов от бизнеса, надо проводить в этом направлении серьезную и системную работу. «Не секрет, что большинство тех же автомоек располагаются в жилых домах, — говорит депутат. — При этом они платят налог на землю, на имущество, производят оплату воды муниципальному предприятию «Водоканал» как владельцы жилых помещений. Многие из них не оформляют предпринимательство, отчего бюджет теряет налоги. Вместо того чтобы наводить порядок в этой сфере, городские чиновники хотят руками депутатов повысить налоги для бизнеса».

Приказано экономить

По мнению экспертов, спасти ситуацию с бюджетом может отнюдь не повышение налогов для бизнеса, а реальное планирование доходов и расходов. Кстати, на недавних публичных слушаниях, посвященных бюджету на 2013 и последующие два года, глава муниципального казначейства Олег Лебедев подтвердил, что прогнозы по доходу на текущий год составляют не 7,2 первоначальных и даже не 6,8 в свете последних поправок, а 5,6 млрд рублей. Прогноз на 2013 год еще более «реальный» — 5,3 млрд. Прогноз по расходам — 5,460 млрд руб. По его словам, собственная доходная база следующего года — 3 млрд 53 млн руб., т.е. почти на 2 млрд меньше, чем нынешнего. «Таким образом, 3 млрд 53 млн нам нужно распределить на 300 городских учреждений», — констатирует глава казначейства.

В этих условиях, по словам Олега Лебедева, спасти ситуацию могут только жесткая экономия, сдерживание роста кредитных нагрузок, непринятие новых расходных обязательств. «Городу приходится сворачивать некоторые программы, так как параметры доходной части бюджета не позволяют их реализовывать. Например, на проведение спортивных мероприятий, приобретение инвентаря в этом году было заложено 10 млн рублей, а в следующем — только 2», — говорит глава казначейства.

Есть мнение

Сергей ВЛАСЕНКО, депутат городской думы Астрахани:

— Ест раньше мы имели дефицит городского бюджета 7-8%, то сейчас уже порядка 12%. К концу года мы будем иметь в лучшем случае 10-15, а в худшем — все 15-20%. И с этими долгами войдем в следующий год. Если такая же ситуация продолжится и в следующем году, город станет официальным банкротом. Конечно, мы, депутаты, не хотим, чтобы наш город становился банкротом, и рекомендовали финансовому управлению и структурам городской администрации закладывать реальные цифры прогнозов по доходам и расходам. Кроме того, на одном из последних заседаний гордумы мэр Астрахани Михаил Столяров заявил о сокращении большинства программ. На мой взгляд, надо сокращать не только программы, но и закупки для муниципальных нужд. Так, с июня по сентябрь было проведено три конкурса на закупку столов, стульев, шкафов и даже прикроватных тумбочек и моек. Спрашивается: если штат мэрии сокращен на 30%, у городской администрации нет своей гостиницы, нет больниц и поликлиник, которые перешли в ведение региона, — для чего нужна новая мебель, а тем более прикроватные тумбочки и мойки? Кстати, за эти конурсы, как и в целом за экономику, отвечает сектор экономики и развития, один из блоков которого возглавляет Владимир Ситников. На заседании комитета он заявил, что не в курсе, что такие конкурсы проводились. Как же будет работать экономика города и откуда возьмутся доходы, если курирующий вице-мэр не контролирует расходы в своих подразделениях?

Олег ШЕИН, депутат Думы Астраханской области:

— Для того чтобы исправить ситуацию, надо в первую очередь прекратить наращивание долгов. Брать кредиты не под 13% годовых, а под 8%, как это делает областная администрация, не начинать тех объектов, которые не предусмотрены бюджетом, отказаться от кредитов там, где без них можно обойтись. Во-вторых, необходима прозрачность в расходовании средств. У нас в расходах бюджета затраты на городскую администрацию указаны 350 млн рублей. А, скажем, на городские кладбища — 2 млн рублей, на ливневку — 3 млн. Город не должен платить налоги только для того, чтобы кормить армию чиновников. Чиновники нужны, у них должна быть нормальная заработная плата. Но сумма на содержание городского хозяйства должна быть больше, чем на содержание администрации.

А главное, что требуется — это грамотная стратегия. Астрахань обладает колоссальным потенциалом, который при нормальном управлении позволит поднять город. Приведу один пример: дома под непосредственным управлением, ТСЖ сегодня ремонтируют подвалы, крыши, ставят пластиковые окна. То есть при той же квартплате многое что можно сделать. Хотя раньше мы только слушали сказки ЖЭКов про низкие тарифы. То есть там, где деньги становятся прозрачными, где управляют выборные представители, которых могут сменить, оказывается, что денег достаточно. Очевидно, что в отношении города эта аналогия тоже сработает.

Вера Волкова, Ксения Яваева,

"Горожанин" № 45, 14.11.2012 г.

comments powered by HyperComments