Календарь новостей
пнвтсрчтптсбвс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Астраханской еврейской общине 150 лет

18.12.2012, 12:08

 

В декабре этого года у Астраханской еврейской общины юбилей - 150 лет.

В эти дни мне довелось быть в Астрахани, и конечно меня заинтересовала история еврейской общины города Астрахани, проживают ли на этой земле горские евреи. И как оказалось, горские евреи сыграли большую роль в возрождении еврейской общины города.

Первые евреи появились в Астрахани (тогда она называлась Хаджи-Тархан) еще в 13 или 14 веках, когда город находился под властью Золотой Орды, а затем и местных ханов. Однако точные сведения о наличии здесь еврейской общины имеются лишь с середины позапрошлого века, когда в Астрахани стали селиться отставные "николаевские солдаты" - евреи-кантонисты, отслужившие в армии 25 лет при Николае I, но не утратившие связи с иудаизмом и даже организовавшие тайный молитвенный дом. Они-то и стали первыми членами первой астраханской еврейской общины, официально зарегистрированной в 1866. Тогда же была построена и ныне действующая астраханская синагога. Она была рассчитана на 200 человек. В синагоге хранились 44 свитка Торы, в том числе и подаренный библиотекой армянской семинарии уникальный свиток, который ряд специалистов относит к хазарским временам. Эти реликвии пережили войну, все годы советской власти, но были похищены в девяностые годы. Вскоре к первой астраханской общине прибавились еще три. Тогда же было заложено и еврейское кладбище, существующее по сей день. Костяк тогдашней общины составляли ашкенази.

Одновременно с этим в Астрахани появились и сефарды, пришедшие с юга России и из Закавказья. Это были купцы и рыбопромышленники. Из-за возникших разногласий они в 1875-м построили свою синагогу, но не утратили связи с хоральной синагогой. Вскоре ашкенази и сефарды столкнулись с еще одной, крайне необычной для них группой иудеев - герами, обращенными в иудаизм русскими крестьянами. Астраханская губерния стала одним из центров движения геров, в городских синагогах появились типично русские лица. В хоральной синагоге проводился свадебный обряд под хупой, регистрировались новорожденные. По торжественным случаям в синагоге зажигались серебряные семисвечники - меноры; при здании находился и бассейн для омовения - миква. Во дворе собиралась еврейская молодежь. При хоральной синагоге было также похоронное братство, и функционировал Благотворительный Фонд.

В годы Первой мировой войны был создан Фонд помощи беженцам. Были организованы начальное училище, а затем и образцовое мужское училище.

В советский период община переживала нелегкие времена. Три из четырех синагог были закрыты во время антирелигиозных кампаний 20-30-х годов. В хоральной синагоге разместился еврейский клуб имени М. И. Калинина, просуществовавший до июня 1941-го. Здесь же размещался еврейский театр, в котором выступали и приезжие исполнители. Имеются данные, что в конце 30-х годов здесь выступал Соломон Михоэлс.

Дожившую до наших дней синагогу в 1938-м тоже пытались ликвидировать. Но евреям удалось убедить власти, что молодежь службы почти не посещает, а община исчезнет сама собой, когда старики "домолятся" и умрут. Почти так и произошло, последний раввин умер в 1932-м. Сначала молитвы читали старики, а затем службы прекратились вовсе.

Возрождение общины началось лишь в 90-е годы. Из Пятигорска приехал кантор - горский еврей Сергей Израев, и религиозная жизнь возобновилась. Одновременно начался и численный рост общины, получившей название «Сфард». В начале 90-х в ней насчитывалось около 700 человек. Затем община увеличивалась, и в 2003 году насчитывала около 3 тысяч (а по некоторым данным и 5 тысяч) человек.

Значительную часть новичков составили горские евреи - переселенцы из Дагестана и Чечни. Первоначально между представителями двух этнических групп существовали некоторые трения - горские евреи даже пытались создать отдельную общину, но дальше все нормализовалось.

Синагогу реконструировали (до этого последний раз ее ремонтировали в 1906 г.): деревянный фасад здания облицевали камнем и заново отделали изнутри. У общины установились хорошие отношения с властями, которые регулярно поздравляют евреев с праздниками. На открытии обновленной синагоги в 2003 году говорилось, что на астраханскую землю иудаизм пришел раньше всех остальных религий (именно в этом месте находился Хазарский каганат). В конце 1990-х - начале 2000-х гг. продолжался выезд евреев Астрахани в Израиль, Соединенные Штаты Америки, Германию и другие страны. Также и некоторые семьи горских евреев стали переезжать в Израиль, а некоторые вернулись в Кавминводы. Но и сейчас в Астрахани проживают семьи Рафаиловых, Израевых, Ашуровых, Яшаевых, Шалумовых и другие.

Религиозную организацию «Иудейская община «Сфард» города Астрахани» возглавляет председатель общины - Анатолий Рудольфович Бимбад. Главный раввин Астрахани - Исроэль Меламед. В общине издается газета «Шалом», благодаря щедрой поддержке спонсоров, одним из которых является горский еврей Ашуров Изра Ашурович.

При синагоге открыт стол заказов кошерных продуктов, работает еврейский женский клуб, детский сад «Ор Авнер, еврейский хор «Самеах», семейный клуб, молодёжный клуб.

А 9 декабря в доме детского творчества города Астрахани прошло празднование 150-летия Астраханской еврейской общины и праздника Хануки. Выступал председатель религиозной еврейской общины Астрахани - Анатолий Бимбад, рассказывал об истории еврейской общины города Астрахани. Пел музыкант Аркадий Вассерман, Григорий Федянин играл на скрипке. Главный раввин Астрахани - Исроэль Меламед зажигал ханукальные сечи. Показали фильм про Хануку. Выступали с поздравлениями представители еврейских общин соседних городов и властей города Астрахани.

Валентина Соломонова,

XƏBƏRHOJ ÇUHURHO (stmegi.info)

comments powered by HyperComments