Бюрократические проволочки, пробелы в законодательстве и ветеринарный "рэкет" - вот главные беды рыбной отрасли. А страдают от этого не только рыбаки, но и потребители. В четверг первый вице-премьер Виктор Зубков провел антикризисное совещание с рыбопромышленниками.

В этом году в рыбной отрасли произошла целая революция. С 1 января вступил в действие закон, обязывающий промысловиков оформлять улов, добытый в нашей 200-мильной экономической зоне, на российской таможне. Но оказалось, что в этой процедуре заложено противоречие. Одни рыбаки поставляют улов на внутренний рынок, другие - на внешний. А проходить таможенную "очистку" приходится и тем и другим.

В четверг глава Росрыболовства Андрей Крайний признал, что это нонсенс, и пообещал, что те рыбаки, которые поставляют улов на родину, таможенное оформление проходить не будут. А это значит, что в наших магазинах появится больше отечественной продукции, а цены на нее снизятся.

Впрочем, это далеко не единственная причина, по которой российская рыба не "плывет" на российский берег. Так, президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев рассказал, что в 2009 году поставки этой рыбы на внутренний рынок снизились на 10%. В прошлом году резко выросли цены на топливо, подорожали кредиты, и для того чтобы "отбить" сделанные инвестиции, промысловикам ничего не оставалось, как активизировать экспорт. Кроме того, "замерла" розница. Торговые сети не спешат подтверждать сделанные ранее заказы на рыбу. И платить нечем, и спрос упал.

Впрочем, все эти проблемы - временные. В отличие от бюрократических проволочек, на которые рыбаки жалуются каждый год. По словам Зверева, для того чтобы в этом году промысловикам дополнительно поставить на российский рынок 120 тыс. тонн минтая, им придется затратить 1 млрд рублей на оформление разных справок и сертификатов. Из них 20 млн рублей "перепадет" ветеринарам, которые принуждают оформлять разрешение чуть ли не на каждый контейнер. А бывает, что санитарные службы не могут между собой договориться, "кто главней".

- Недавно я посылал комиссию в Астрахань, там две организации - Россельхознадзор и ветеринарное областное ведомство - не могут между собой договориться. Мы им сказали: если не найдут общего языка, мы их уберем оттуда и поставим таких людей, которые выполняли бы законы и как можно меньше препятствий создавали для рыбаков, - заметил Виктор Зубков.

А вот руководитель Мурманского тралового флота Николай Карлин пожаловался, что действующее законодательство фактически не разрешает заходить в порты российским судам, построенным на иностранных верфях, - за каждый заход судно вынуждено платить десятки миллионов рублей. Конечно, таким способом правительство поддерживает отечественных судостроителей. Но в результате наша рыба "уходит" в норвежские порты.

Между тем в этом году рыбопромышленники должны выполнить план-максимум. По словам Зубкова, планируется повысить долю отечественной рыбы на рынке до 70% (сейчас около 50%. - "Известия"). При этом "ассортимент рыбопродукции должен быть разнообразным и включать в том числе недорогие виды для обеспечения потребительского спроса малоимущих слоев населения".

Для этого рыбопромышленной отрасли "выделено более 1 млрд бюджетных средств".

Алексей Аронов, "Известия" от 26.03.09.