Необходимо ускорить решения вопроса о принятии пятистороннего (Россия, Азербайджан, Иран, Казахстан, Туркменистан) «Соглашения по торговому мореплаванию на Каспийском море» и регламентировать отношения с учетом национальных и международных правовых норм в области торгового мореплавания на основе международного правового статуса Каспийского моря. Об этом заявил, выступая на Первом заседании министров транспорта прикаспийских государств, министр транспорта РФ Игорь Левитин.

Он напомнил, что Минтранс России неоднократно обращался к отраслевым министерствам прикаспийских государств с предложением о сотрудничестве в рамках Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979г. «Считаю это предложение важным и весьма актуальным для развития морских перевозок в регионе», - сказал И.Левитин.

Министр обратил внимание на необходимость принятия мер в области экологической и транспортной безопасности. Он призвал все прикаспийские государства рассмотреть возможность создания международной системы мониторинга судоходства на акватории Каспийского моря, отметив, что Россия готова предоставить свои организационно-технические возможности и приглашает все заинтересованные стороны к сотрудничеству.

Еще одним важным элементом системы правового регулирования судоходства на Каспии, по мнению И.Левитина, должно стать создание в регионе Меморандума о взаимопонимании по контролю судов государством порта (Каспийского меморандума). Это позволит гармонизировать систему государственного портового контроля и будет способствовать укреплению сотрудничества и обмена информацией между странами Каспийского региона.

Глава Минтранса России также остановился на вопросе о проходе по российским внутренним водным путям судов под флагом иностранного государства. Он сообщил, что Российская сторона проводит работу по упрощению процедур пропуска судов под флагами прикаспийских государств по внутренним водным путям Российской Федерации. Постановлением правительства РФ № 85 от 16 февраля 2008г. № 85 утверждено Положение о получении разрешения на право плавания судов под флагом иностранного государства, в том числе, в целях транзита, по внутренним водным путям Российской Федерации, которое существенно упрощает порядок получения таких разрешений. Если ранее обращение направлялось в Правительство Российской Федерации, то согласно вновь установленному порядку разрешение выдается на основании запроса в Минтранс России, который сам осуществляет все необходимые согласительные процедуры.

И.Левитин проинформировал участников заседания о шагах, которые предпринимаются Россией по развитию портовой инфраструктуры в Каспийском регионе. В частности, Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2015гг.)» предусмотрен комплекс мероприятий по увеличению перерабатывающей способности морских портов. Так, отметил он, реализация намеченных планов по развитию порта Оля, предусматривающих строительство еще 6 новых причалов, позволит увеличить мощность перегрузочных комплексов порта до 4 млн.т. грузов в год. В результате предпринимаемых мер будет создан целостный сухогрузный район порта с фронтально расположенными группами причалов, оборудованных прикордонными железнодорожными путями для переработки генеральных, накатных и навалочных грузов.

К 2015г. в порту Махачкала планируется завершить строительство комплекса для генеральных грузов и вторую очередь железнодорожно-паромного комплекса, что позволит увеличить грузооборот порта до 15 млн. тонн в год. «Минтранс России рассматривает программы развития портов Оля и Махачкала во взаимной увязке, оба порта являются взаимодополняющими», - подчеркнул И.Левитин.

Он также остановился на проблемах включения Каспия в систему международных транспортных коридоров. По словам министра, одним из направлений повышения эффективности сотрудничества на трассе международных транспортных коридоров является создание единого эффективно действующего координирующего центра. Он отметил, что в соответствии с резолюцией, принятой на конференции в Астрахани, российской стороной проведена работа по созданию Некоммерческого партнерства Международного транспортного коридора «Север-Юг». В дополнение к действующему мультимодальному транскаспийскому маршруту в настоящее время рассматривается два варианта проектов, предусматривающих развитие железнодорожной инфраструктуры МТК «Север-Юг» в регионе – по восточному побережью Каспия проект строительства железнодорожной линии Узень – Казылкая – Горган, по западному – Казвин – Решт – Астара.

И.Левитин проинформировал участников заседания о том, что делается в Российской Федерации по развитию международных транспортных коридоров. Так, в сфере дорожного хозяйства запланировано дальнейшее развитие инфраструктуры автотранспортного маршрута граница Украины – Волгоград – Астрахань – граница Казахстана. С казахстанской стороной ведется работа по проработке вариантов соединения Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов. По всем направлениям работы ставится задача обеспечивать как скорость перевозки, так и ее надежность и безопасность, для чего требуется принятие необходимых мер в сфере унификации и упрощения порядка прохождения пограничных и таможенных процедур при выполнении необходимых требований транспортной безопасности.

«Мы готовы к координации наших перспективных планов развития транспорта с планами прикаспийских государств, что послужит их более эффективному осуществлению», - подчеркнул И. Левитин.

seanews.ru