"Вы посмотрите, как удобно. Зашла я в автобус или троллейбус и, вместо того, чтобы судорожно искать в кармане и кошельке мелочь, пытаясь при этом держаться за поручни, спокойно еду. А при выходе подношу карточку вот к этому небольшому приборчику над дверью, мне дают билет, и всё, я выхожу. Вот бы и в маршрутках новую систему установили", - поделилась с нами впечатлениями пенсионерка Раиса Гришина. С 15 декабря у астраханцев появилась возможность оплачивать проезд в пассажирском транспорте с помощью социальных карт.

Совместный проект областной администрации, Сбербанка России и Пенсионного фонда "Социальная карта Астраханской области" (СКАО) стартовал в регионе с апреля. За эти месяцы держателями социальных карт стали около 80 тысяч жителей области. Астраханцы оценили и удобство, и безопасность карты. У неё высокий уровень защиты. Доступ к приложениям возможен как по традиционному ПИН-коду, так и при помощи отпечатков пальцев.

Социальная карта - это, во-первых, электронный кошелек (зачисление пенсии, пособия, зарплаты и т.д.), во-вторых, удостоверение личности, в-третьих, она позволяет пользоваться социальными услугами. До последнего времени на социальной карте были приложения областных министерств социального развития и труда и ЖКХ, агентства занятости и Минздрава, кампусное (студенческое). Теперь появилось ещё одно приложение - транспортное.

"Проект "Социальная карта", безусловно, состоялся и пользуется популярностью у населения, - подчеркнул заместитель управляющего Астраханским отделением Сбербанка Андрей Петраев. - Транспортное приложение сделает карту ещё более универсальной и удобной. Системы безналичной оплаты за проезд уже действуют в регионах России: Челябинске, Новороссийске, Самаре, Омске, Оренбурге и т.д. Но впервые в России такая транспортная схема реализуется с участием Сбербанка и компании ГК "ЦФТ", являющейся, как и кредитное учреждение, участником инновационной системы ПРО100.

Сегодня в Астрахани на линии работают 25 автобусов, оборудованных новой системой, на маршрутах № 1 и № 2. В ближайшее время новыми устройствами оплаты оборудуют все троллейбусы. В перспективе - перевод на безналичные платежи и маршрутные "Газели".

Неоспоримые преимущества новой системы отметили и транспортники. "Система проездных билетов себя изжила, - убежден представитель таксомоторного парка Алексей Макеев.

- Согласитесь, это своего рода мутная вода. Ведь количество поездок, которые совершаются по таким проездным, отследить очень трудно, о прозрачности денежных потоков говорить не приходится. А система электронной оплаты позволяет учитывать каждую поездку (регистрируется её время, номер маршрута). А это уже реальная статистика. Поэтому и предприниматели-транспортники тоже только "за" нововведение". Заметим, что проект реализуется на средства инвестора, и из муниципального и областного бюджетов на него не было потрачено ни рубля.

Кроме того, инфраструктура обслуживания бесконтактных приложений СКАО будет развиваться: в ближайшее время все необходимые операции с транспортным приложением можно будет проводить в устройствах самообслуживания Астраханского отделения Сберегательного банка. Уличные устройства самообслуживания появятся и на 80 крупных остановках пассажирского транспорта.

На презентацию нового приложения пригласили держателей социальных карт. Инструктаж по использованию новой системы расчетов занял несколько минут, после чего люди с удовольствием и интересом перешли от теории к практике и опробовали транспортное приложение. "Всё настолько несложно, удобно, чувствуешь себя цивилизованным человеком, - рассказала нам Ксения Иринархова, студентка АГТУ. - Я пользуюсь социальной, или, как у нас в ВУЗе её называют, кампусной, карточкой с лета, на неё мне переводят стипендию, с "пластика" плачу за телефон, получаю нужную информацию из инфокиоска нашего университета. Это правда очень удобно, даже моя 79-летняя бабушка, которая сначала тревожилась, сможет ли пользоваться карточкой, оценила нововведение".

Ольга ХВОРОВА,

"Комсомолец Каспия" №101, 18.12.09.