Как стало известно, проект договора ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» (ТТК), предложенный астраханским клиентам компании, некоторые клиенты собираются оспорить в суде. Юридические лица и индивидуальные предприниматели жалуются, что компания, согласно оферте, отказывается от пересчета платежей в случае недопоставки тепла или горячей воды, при этом требуя от них ставить приборы, регулирующие давление в теплоцентрали. Точное количество поступивших в ТТК протоколов разногласий в компании не называют. Независимые юристы полагают, что судебным разбирательством дело не закончится и, скорее всего, ТТК грозит антимонопольное разбирательство и штраф.

Астраханский филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» (ТТК) предложил астраханским клиентам новый проект договора энергоснабжения. Старые, заключенные с ОАО «ЮГК ТГК-8», с 1 июля прекращают действовать. Согласно проекту договора на поставку тепловой энергии и горячей воды, ТТК требует «обеспечить учет потребления энергии и ее оплаты». Абонент обязан также установить приборы, чтобы поддерживать давление в теплосетях. Компания считает себя вправе ограничивать подачу энергии, однако не оговаривает порядок пересчета ее оплаты.

ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» создана в марте этого года как стопроцентная дочерняя компания ОАО «ЛУКОЙЛ». Компания создана в первую очередь для управлениями энергоактивами, которые до этого входили в ОАО «ЮГК ТГК-8», которая с марта находящееся под контролем ЛУКОЙЛа. ТТК поставляет электроэнергию, тепло и горячую воду большинству абонентов города Астрахани. Финансовые показатели не раскрываются.

К требованиям договора у клиентов много претензий. В ООО ПКФ «Баса», управляющем 32 жилыми домами в Астрахани, рассказали, что направили энергетикам протокол разногласий. «В их договоре 20 обязанностей абонента и никаких прав! Мне насчитали платежей на 26 млн в год, но половина обслуживаемых нами домов находится в непосредственном управлении, и мы не собираемся платить за должников! А стабильно 20-10% жильцов не платят», — возмущается директор «Басы» Сергей Акопян. По его словам, устанавливать регулирующие давление приборы для него дорого, «к тому же этим всегда занималась энергоснабжающая организация». «Они пишут, что могут на 24 часа отключить дом от тепла, но нигде ни слова о пересчете оплаты», — настаивает гендиректор. По его словам, он готов вплоть до суда отстаивать необходимость корректировать договор. Предприниматель, депутат гордумы Евгений Дунаев рассказывает, что он как владелец небольшого магазина тоже недоволен офертой ТТК. «Я снимаю 108 кв. м в жилом доме, с какой стати я должен ставить регулятор давления, когда я и доступа к сетям не имею — этим распоряжаются владельцы дома», — настаивает предприниматель. Он также вчера направил ТТК протокол разногласий и собирается судиться с энергетиками.

В ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» „Ъ“ сообщили о том, что направили подобные оферты практически всем получателям тепловой энергии в левобережной части Астрахани, в том числе более чем ста компаниям, управляющим жилфондом, однако подписала договор лишь одна. Количество протоколов разногласий, поступивших от прочих юрлиц, заверили в ТТК, ничтожно. Генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» Андрей Измайлов заявил, что все требования компании изложены «в соответствии с действующим законодательством и техническими регламентами». «Договор сбалансирован по соотношению прав и обязанностей сторон в соответствии с действующим законодательством, — говорит господин Измайлов. — Принудить к установке какого-либо оборудования мы не можем. Прекращение подачи энергии может быть лишь в аварийном порядке; если планируются профилактические мероприятия, мы обязаны предупредить клиентов. В случае если контрагент не согласен с условиями договора, он составляет протокол разногласий. По этому протоколу мы ищем вариант, который устраивает обе стороны. Если решение не находится, то тогда сторона вправе обратиться в суд. Ни одного уведомления о подаче в суд у нас на сегодня нет».

В областном правительстве вчера не стали комментировать ситуацию с новыми договорами ЛУКОЙЛ-ТТК. В городском комитете ЖХК заверили, что представители компании обещали чиновникам, что «никто без тепла не останется». В астраханском УФАС „Ъ“ сообщили, что пока к ним не поступало ни одной письменной жалобы от клиентов ЛУКОЙЛ-ТТК. «Жалуются пока только устно — когда находят на дверях объявления о том, что следует срочно заключить договор с ТТК, иначе все отключат», — рассказал источник в УФАС.

Между тем независимые юристы предрекают, помимо судебного, еще и антимонопольное разбирательство. «Никому не могут быть навязаны условия помимо его воли, за исключением случаев, когда сторона обязана заключить такой договор в силу закона, — уверяет руководитель практики «Арбитраж. Конфликты. Судебные споры» юридической фирмы «Вегас-Лекс» Андрей Корельский. — Учитывая сложившуюся ситуацию, ясно, что дело в любом случае закончится судебными разбирательствами. Более того — многие из потребителей помимо суда пойдут в ФАС на предмет нарушения ЛУКОЙЛом конкурентного законодательства в виде злоупотребления доминирующим положением и навязыванием договорных условий потребителям, а зная суровый характер астраханского подразделения антимонопольной службы по подобным делам, уверен, что оно не упустит возможности в очередной раз наложить оборотный штраф на крупную компанию региона».

Алексей Дмитриев, Мария Чуракова,

"Коммерсантъ(Самара)" № 114 от 27.06.2009.