Правозащитниками в советское время называли людей, которые пропагандировали или отстаивали права человека мирными средствами. Правозащитник отличается тем, что защищает права окружающих, и не важно, кем он является по профессии. Они не отдают предпочтение какой-то одной группе прав в ущерб другим…

В СССР правозащитная деятельность приравнивалась к антисоветской агитации и пропаганде вплоть до перестройки и гласности. Подобная деятельность была уголовно наказуемым преступлением, каравшееся заключением.

После смерти Сталина некоторые граждане восприняли доклад Хрущёва на XX съезд КПСС буквально, как призыв распространять и обсуждать не подцензурную информацию и соблюдать законы, даже в тех случаях, когда эти законы противоречат установившимся в обществе обычаям; то есть бороться за свои права, защищать свои права. Таких людей стали называть правозащитниками и диссидентами.

После подписания СССР в 1975 в Хельсинки «Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе», правозащитники стали добиваться от властей соблюдения прав человека в их общечеловеческом значении, то есть требовать исполнения не только советских законов, но и международных правовых актов. Была организована Московская группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР. Первый состав группы: Людмила Алексеева, Михаил Бернштам, Елена Боннэр, Александр Гинзбург, Пётр Григоренко, Александр Корчак, Мальва Ланда, Анатолий Марченко, Виталий Рубин, Анатолий Щаранский. Позже Хельсинкские группы появились на Украине, в Грузии, Армении и Литве.

С момента основания групп и на протяжении всего советского периода деятельности члены групп подверглись преследованиям со стороны властей: слежке, обыскам, арестам, тюремному заключению и ссылке, высылке из страны с лишением гражданства. Несмотря на то, что на замену репрессированным правозащитникам к группе присоединялись новые и новые участники, к концу 1981 года на свободе в СССР осталось лишь три члена группы — Елена Боннэр, Софья Каллистратова и Наум Мейман.

Прошло советское лихолетье с преследованиями инакомыслия. Как теперь живут правозащитники?

Интереснее всего посмотреть на это на примере нашей родной Астрахани.

На слуху у нас правозащитники Березкин В.А. (на фото справа) и Андрианова (Карпычева-Петрова) В.Р. (на фото слева).

Чем занимаются эти уважаемые люди? В основном платным представительством в судах. Правозащитники пишут исковые заявления, присутствуют на судебных заседаниях, где представляют своих клиентов и защищают их интересы. Клиенты могут быть любого уровня честности, порядочности, уважения к законам. Главное – чтобы платил за представительство в суде. Подобную деятельность с большой натяжкой можно назвать правозащитной в полном понимании этого слова.

Подобием правозащитной деятельности занимается и незабвенный Олег Шеин.

Будучи депутатом Госдумы, Шеин, естественно, мог оказывать помощь отдельным своим посетителям и просителям. Эта, на первый взгляд, позитивная деятельность, является полной профанацией настоящей работы депутата, который приняв одного посетителя, и поняв, что с ним, к примеру, поступили неправильно, нарушив законы РФ, должен незамедлительно обобщить этот опыт и принять меры для предотвращения подобных нарушений Закона. Но О. Шеин, вероятно, ждал следующего посетителя с подобной же историей. Так продолжалось годами. О. Шеин помогал десяткам, сотням просителей, а миллионы граждан страны терпели неприятности из-за того, что рядом не было такого спасителя, как О. Шеин.

Теперь возможностей помогать стало меньше, так как Шеин стал вновь депутатом облдумы, т.е. вернулся к тому, с чего начинал в далеком 1994 году. Теперь он начал заниматься своеобразной кружковой работой. Образуются всё новые и новые союзы и объединения «по интересам» - Союз дачников, Союз родителей, Союз жителей, общежитий. Продолжают пока действовать профсоюз «Защита» и Союз жителей…. Были попытки создания Союза погорельцев, но пока такого союза нет.

Все созданные союзы и объединения автоматически существуют обязательно под флагом партии «Справедливая Россия», что в итоге обесценивает предполагаемую борьбу за права человека и правозащитную деятельность.

Многие астраханские добрые и недобрые чудаки присваивают себе звание правозащитника, пытаясь этим повысить свое значение в глазах родных, близких и знакомых, что выливается порой в болезненную патологию, т.к. присвоивший себе звание правозащитника начинает относиться к этому званию совершенно серьезно, не принимая при этом никаких правозащитных действий.

Но есть в Астрахани и настоящие правозащитники. Это региональное отделение комитета солдатских матерей под председательством Л.И. Гарливановой, а также в лице её заместителя А.В. Салина. Они не просто защищают права, они спасают мальчишек от армейского произвола, от беды, а порой и от смерти. Честь им и хвала за эту благородную деятельность.

Н. Пересветов,

"Факт и компромат" № 34, 28.09.2012 г.