Бог-Троица

«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» – постоянно повторяется в Церкви. «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа» – произносит священнослужитель в начале Божественной Литургии.

В Святой Церкви мы живём в Царстве Пресвятой Троицы.

Единому Богу поклоняются иудеи и магометане, а Богу-Пресвятой Троице – только христиане.

Тайну, что Бог, хотя и один, но Троичен в Лицах, открыл нам Иисус Христос. Он поведал нам и то, что «Бог есть любовь». Одна великая тайна помогает нам приблизиться к другой: Бог есть любовь, потому что Он Троичен в Лицах; и Бог Троичен в Лицах, потому что Он – любовь.

Люди, верующие только в единоличного Бога, представляют Его нередко суровым и деспотичным. Действительно, если Бог был бы одиноким, откуда зародилась бы в Нем любовь? Любовь там, где есть кому любить и кого любить. И любовь тем более совершенна, чем совершеннее те, кто любит и кого любят. А в Пресвятой Троице, как Любящие, так и Любимые есть само совершенство, так как каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог. И Отец – Бог, и Сын – Бог, и Дух Святой – Бог.

Мы славим Пресвятую Троицу: Отца и Сына и Святого Духа, потому что целью сотворения и жизни человека является уподобление Богу в любви, или обожение. Божественная благодать открывает путь к объединению людей и возрастанию любви между ними, по образу Лиц Пресвятой Троицы. Догмат Пресвятой Троицы – догмат о вечно осуществляемом и осуществленном торжестве любви – дает нам твердое основание верить, что, стремясь к единству всех на земле, мы, христиане, гонимся не за утопической мечтой, а стремимся к тому, что от века существует и что есть самый принцип подлинной жизни.

«Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельней».

Познать Бога по-настоящему, проникнуть до конца в тайну Пресвятой Троицы, мы не можем. Если сердце человека и загорается на время чистой любовью, ему не вместить в полной мере пламени Божественной любви, которая пылает неослабно и вечно. Бог познается сердцем, потому что сердцем познается любовь.

Из Божественного Откровения мы постигаем, что Бог есть «Сущий». Это означает, что только Бог существует самым полным и совершенным образом. Бог есть Сущий, или Тот, Кто есть; так Сам Бог назвал Себя Моисею. По-древнееврейски это Имя Божие есть Ягве. В Имени Божием содержатся все основные свойства Божии. Называя Себя Сущим, Бог тем самым указывает нам, что Он есть Бог являемый и познаваемый, что Он есть Свет и Жизнь.

Бог Отец

Бог Отец безначален. Его Личность, сущность и жизнь никем не обусловлены, ни из какого другого начала, кроме Самого Бога Отца, не происходят. Он имеет совершенную любовь, а предметом совершенной любви может быть только другое совершенное лицо. Но любовь двух лиц как бы носит в себе опасность противопоставления. Совершенная любовь Божия превосходит противостояние двух в предвечном и всеобъемлющем единстве Трех Божественных Лиц.

Бог Отец предвечно рождает Бога Сына и предвечно изводит Святого Духа. В предвечном рождении Сына Божия и изведении Святого Духа выражается бесконечная любовь Бога Отца: Отец ничего не хранит для Себя, но все Свое отдает Своему Сыну и Святому Духу. Божественная сущность также происходит от Бога Отца и в этом смысле богословие говорит о «монархии» Бога Отца.

Бог Отец раскрывает Свою сущность и Свою жизнь в подобных Себе двух других Личностях, или Ипостасях. В Сыне Своем Бог Отец выражает всю Свою сущность и потому Бог Сын именуется Словом Божиим, Логосом, или Образом Отца. Дух Святой выражает жизнь Бога Отца и потому зовется дыханием Отца, или Духом Отца.

О тайне предвечного рождения Сына Божия от Отца говорится в первых строках Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога».

Бог Сын, Бог-Слово

Сын Божий всецело является образом Отца и Его Словом. Он имеет Свое начало в Отце, но нельзя ни на мгновение помыслить, что когда-либо Сына Божия не было. Бог живет не во времени, а в вечности, где нет ни прошлого, ни будущего, где все пребывает в неизменном настоящем. Нельзя помыслить и того, что Бог Сын в какой-либо мере неравен Отцу, например, что у Него иная сущность, чем у Отца, или что Он несовершенная Личность. Он есть «Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного».

Бог Святой Дух

Бог Отец предвечно изводит Святого Духа, Который «от Отца исходит».

В Священном Писании и в творениях Святых Отцов находится много удивительных слов о Святом Духе и множество Его именований.

Дух Святой является как бы дыханием Отца, когда Отец произносит Свое Предвечное Слово.

Дух Святой есть порыв любви, или сила любви Отца, отдающего все Свое Сыну. Это вдохновение Отца открывающего Себя в Сыне – Слове Своем.

Еще называют Святого Духа Благоуханием и Цветом Божества; наконец. Жизнью Отца, Жизнью Сына, Божественною Жизнью, олицетворенной в третьем Лице Святой Троицы. Он есть «жизни Податель», Дух животворящий и Утешитель. Таким образом. Святой Дух является личным выражением жизни.

Попытки объяснить тайну Святой Троицы

Отцы Церкви для этого прибегают к образам, заимствованным из материальной жизни.

Это огонь, порождаемый им свет и исходящее от него тепло.

Пользуются они и образами душевно-телесными: мысль, выраженная словом и передаваемая звуком, при помощи дыхания.

Послесловие

Римско-католическая церковь имеет свой догмат о Святой Троице: Святой Дух исходит по этому догмату и от Бога-Сына. Это очевидно создает неравенство и противоречит Святому Евангелию: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Евангелие от Иоанна 15:26).

Николай Иванов