Ненужная уникальность
Кинотеатр, который ныне называют "Октябрь", открылся в ноябре 1909 года.
Здание построено по проекту архитектора В. Варганек-Вальдоеского в стиле модерн.
До 1956 года кинотеатр назывался "Модерн". В дореволюционной России не было кинематографа, равного ему по красоте и изяществу. В дар "Модерну" астраханский садовод Г. Нюнин передал несколько финиковых пальм, кактусов, фикус из своей домашней оранжереи. Несколько позже коллекция кинотеатра пополнилась пальмами, араукарией, цитрусовыми, также подаренными астраханцами.
В годы гражданской войны кинотеатр переоборудовали под лазарет.
В годы Отечественной войны здесь размещался госпиталь.
Растениям становилось тесно, и помещение фойе единственного в стране зимнего киносада дважды подвергалось реконструкции. Первая реконструкция здания завершилась в 1956 году, последняя - в 1974 году.
Тропические растения кинотеатра известны далеко за пределами нашего города. Самой старой финиковой пальме свыше 150 лет (в учебниках ботаники срок жизни пальм ограничен ста годами). Араукария из семейства хвойных стала матерью-родоначальницей для десятков араукарий частных астраханских коллекций. В разные годы хранителями ботанического сада были Калил Маликов, Шевкет и Зейнеб Якубовы.
В конце прошлого века ежегодно "Октябрь" посещали до двух миллионов зрителей.
Несмотря на это в августе 1998 года постановлением главы областной администрации Анатолия Гужвина госпредприятие "Октябрь" ликвидировали, а его имущество и помещения общей площадью 6910 кв. метров передали по договору частной фирме. Передали на 25 лет и в безвозмездное пользование. Это был щедрый подарок. Единственное условие передачи было то, что основными видами деятельности частника станут кино плюс другие виды досуговых услуг и, естественно, сохранение ботанического сада. Причина преобразований - отсутствие в областной казне средств, необходимых для содержания "Октября".
Арендатор в своей деятельности больше всего внимания уделял работе игровых залов, и когда игровой бизнес был запрещен, потерял интерес к «Октябрю» и обратился к региональному правительству с предложением расторгнуть соглашение.
В 2011 году кинотеатр передан областному министерству культуры, т.е. фактически остался без хозяина и приносит областному бюджету только расходы.
Уникальный «Дворец культуры»
Индифферентность властей к кинокомплексу «Октябрь» вполне понятна.
Зачем кинокомплекс с протекающей крышей и зоосадом, который нуждается в кропотливом уходе, когда есть Дворец культуры «Аркадия» с допотопными аттракционами, пневматическим тиром и платным общественным туалетом на территории Дворца культуры.
Дворец культуры «Аркадия» включает в себя, по понятиям городских чиновников, на балансе у которой он содержится, мрачное здание так называемого музыкального театра без отопления, кондиционирования, гардероба и работающего с перебоями общественного туалета, который с отдельным и единственным входом с улицы расположен отдельно от зрительского зала. Во время представлений публике необходимо терпеть или бегать кроссы туда и обратно. Еще в состав Дворца культуры входят обширная территория с аттракционами и летними кафешками.
Здесь вспоминается герой из ерофеевской поэмы «Москва-Петушки», который считал, что брудершафт – это привычка пить «на чужбинку».
Дело в том, уважаемые работники мэрии, дворец культуры – клубное учреждение, центр культурно-массовой и просветительской работы. Дворец культуры не может быть агрессивно-мрачным сооружением военного образца с отвратительно уделанными террасами и стенами, покрытыми безвкусными граффити.
Дворцом культуры мог бы стать несчастный кинокомплекс «Октябрь», попади он руки хороших организаторов, а не руководящих работников с уровнем интеллектуального развития на уровне культпросветучилища в худшем понятии этого слова.
Ну, а доброму старому «Аркадию», лишенному за годы советской власти всех изысков деревянного творчества наших предков, больше всего подходит статус парка культуры и отдыха имени Карла Маркса и Фридриха Энгельса, которые очень любили разнообразить свои ученые беседы бутылкой-другой старого мозельского вина.
Д. Отдыхайло,