- Почему Вы предпочли работу депутата, наверное, более ответственной работе уполномоченного по правам человека?
- Суть работы та же. Одни и те же жалобы, просьбы от граждан. В заявлениях, поступающих на имя депутата, больше просьб о помощи. Много причин, по которым я решил стать депутатом. Первая причина – это желание помочь родному Харабалинскому району, который оказался в наихудшей ситуации. Район, который был славным и хорошим на протяжении многих лет, постепенно разваливался, в районе исчезли перспективы и фактически исчез смысл в нём проживать. 5 декабря произошла смена власти, я прозондировал почву, ситуацию. Я понял, что востребован земляками, убедившись в этом при сборе подписей, встречам. Вторая причина заключается в том, что сейчас настали очень сложные и ответственные времена для нашего региона и России в целом. Сложная экономическая ситуация, не всё так просто в политике, нужно подтягивать законодательство, нужно занимать активную позицию в экономическом развитии, имидже региона и т. д. Поэтому вторая причина возвращения в активную политику – использовать свой потенциал на пользу Астраханского региона.
Третья причина - Институт уполномоченного по правам человека сложился. Как он вообще появился? Это интересная история, о которой я ещё нигде публично не рассказывал. Когда разрабатывался Устав астраханской области в 1996 году, а я работал заместителем у Анатолия Петровича Гужвина, то мы обговорили те позиции, которые необходимо было заложить для разработки и подготовки Устава. В числе этих позиций был Институт уполномоченного по правам человека. Анатолий Петрович спросил, для чего это нужно? Я объяснил, что это не просто мода, это институт, который поможет и власти, и людям сближаться между собой, решать проблемы, ограничивать власть чиновников, помогать людям защищать их права. Не просто проходила эта норма в областном собрании первого созыва, но, в конце концов, она прошла. Сейчас, вернувшись на работу в Думу, мне интересно строить новое, максимально сохраняя старое. Наша страна хороша тем, что в ней пока ещё можно делать всё, что ты пожелаешь. Можно реализовать все политические и экономические проекты, было бы понимание цели и старание. Нечто подобное, задача большой сложности и интересности была лично передо мной поставлена тогда. Как можно практически с нуля поставить новый институт? Принципиально новый для России институт? Институт, который во главу угла ставит то, что в России традиционно нарушалось – права и свободы человека? На что было ориентироваться? Понятно, что какой-то классический западный опыт для нашей страны не подходит. Но мы нашли своё место, я был пятым Уполномоченным в Российской Федерации. То огромное количество жалоб, которые были рассмотрены мной и аппаратом уполномоченного по правам человека говорит о том, что всё получилось. Были налажены формы взаимодействия. Первый раз в Астрахани я сразу же собрал всех уполномоченных, которых тогда было всего семь человек, пригласил Федерального уполномоченного. Мы подписали соглашение о взаимодействии, которое вошло в каноны и стало называться астраханским соглашением. Институт начал жить, он был построен, люди его знают, массово обращаются через печать. Буквально в самом начале нашего интервью я читал вашу газету, где напечатано обращение лиц, которые содержатся в Лечебно-Исправительном учреждении №7 на территории Камызякского района, с жалобой Уполномоченному по правам человека по фактам избиения сотрудниками ШИЗО –ПКТ. Люди знают, обращаются, пишут. Мы востребованы – это главный итог. Сейчас я поставил новую задачу – помочь людям, живущим в Харабалинском районе, которые уже изверились в действующей власти, в том, что ещё можно что-то сделать.
- Кто займёт оставленное вами кресло уполномоченного по правам человека?
- Это будут решать депутаты. С одной стороны, есть формальные ограничения – это должен быть человек, которому исполнилось 35 лет, который имеет опыт защиты прав и свобод человека. По процедуре, правом внесения и предоставления кандидатур обладают губернатор и депутаты Областной Думы. Сейчас представлен ряд кандидатур. Какими критериями должен обладать Уполномоченный по правам человека в Астраханской области? Человек должен быть достаточно известным, который имел бы возможности решения проблем людей во власти, в правоохранительных органах. Этот человек должен обладать достаточным уровнем зрелости, жизненного опыта, человеческой мудрости, чтобы не быть конфликтным с одной стороны, с другой принципиально ставить вопросы там, где они должны ставиться принципиально. Он должен быть публичным, его должны знать, он должен быть доступен. Такие люди есть и среди тех кандидатур, которые будут представлены, я буду голосовать за Юрия Николаевича Салтыкова, как за своего преемника.
- С какими проблемами округа и его жителей Вы столкнулись, избравшись в Обл.Думу от Харабалинского района?
- Самым главным соперником были не соперники как таковые, не коллеги, которые участвовали в выборах, все они уважаемые люди, главным соперником, главной проблемой был тот тяжелейший социальный фон, который сложился в районе, пласт проблем, не решаемых из года в год, отсутствие надежды в глазах людей, беспрерывная череда выборов, которые там проходили. Наблюдаются факты задержки зарплаты бюджетникам, очень тяжело обстоят дела в сельском хозяйстве района. Представьте себе следующую ситуацию. Я выступаю в понедельник в 7.15 утра в колхозе «Ленинский путь» с. Тамбовка. Что можно говорить людям, когда я пришёл к ним и спросил: «Когда вы получали последний раз заработную плату?» Мне отвечают, что в 1995 году. По международным документам – труд без оплаты приравнивается к рабству. Но это даже хуже рабства, потому что рабов хотя бы хозяин кормит. Спрашиваю: «Когда был кто-нибудь из чиновников, кто занимается вопросами сельского хозяйства?» На встрече были в основном мужики, и я подробно услышал всё о министерстве сельского хозяйства, как руководит всеми этими вещами Нестеренко. А что можно сказать о других колхозах, «Родина», «Селитреное»? Там высаживают теплицы, и последний раз зарплату им отдали в конце сезона прошлого года по три-четыре тысячи рублей. Этот социальный фон самый тяжелейший. Самое страшное, что в глазах людей отсутствие надежды, люди заранее смирились с тем, что впереди ничего хорошего нет. С таким настроением приходилось бороться, тормошить людей, вызывать их на эмоции, пусть ругают меня, пусть для них я олицетворяю всю эту ненавистную власть, но лишь бы шевелились, лишь бы глазах было чувство ненависти, сострадания, сочувствия, понимания.
- На наших глазах в Астрахани образовалась новая оппозиция действующей мэрии (Шеин, Сарычев, Михайлов, КПРФ). Как Вы считаете насколько появление и деятельность данной оппозиции своевременно и обосновано?
- Если мы считаем, что живём в демократическом обществе и государстве, то у любой власти тут же должна появиться оппозиция. В независимости от того, новая власть и старая оппозиция, или старая власть и новая оппозиция. Любая оппозиция – это хорошо. Другое дело, что всё это проходит через личности, всё это обогащается местным колоритом, на противостояние накладывают прошлую политическую историю. Всегда существует борьба экономических интересов. Сейчас любого мэра поставь, у него тут же появится оппозиция.
- Прокомментируйте нынешнюю политику городских и областных властей. Какие плюсы, минусы, ошибки и достижения?
- Пока ещё рано говорить в целом об ошибках или достижениях. Сейчас очень тяжело власти быть адекватной тем проблемам, которые поставлены в нашем регионе. Насколько власть сможет реализовать хоть какую-нибудь стратегию, покажет время. Задачи поставлены, интересы есть, в городе что-то меняется, это видно. Есть и тревожные моменты, например, резкое повышение арендной платы за нежилые помещения. Окончательные итоги нужно подводить не по ста дням, а где-то по осени.
- Череда нераскрытых заказных убийств адвокатов, арест бывшего директора «Астрводоканала» Маслова, расстрел Артура Галстяна (близкого соратника нашего губернатора), серия поджогов, страшная находка – килограммы тротила в Братском садике. Вас всё это не пугает? Что по-вашему происходит в Астрахани?
- Многие более развитые субъекты федерации этот период прошли и такого рода вещи там уже в прошлом. Мы всегда немножко отставали на 5-7 лет от более развитых, крупных регионов. Когда я начинал работать уполномоченным, то встречаясь с коллегами из Екатеринбурга, Самары, Перми, они ставили тогда проблему поджогов. Я тогда просто не понимал о чём идёт речь. Я понял, что мы с этим столкнёмся, когда перейдём на новый этап. Мы к этому рубежу подошли. Хотим ли мы того или не хотим, исторический центр Астрахани будет принадлежать коммерсантам, будет отдан под магазины, казино, развлекательные клубы, кафе, рестораны. Такова логика и все города так развиваются. Это может происходить цивилизованно, а может и по-бандитски. Как уполномоченный я занимался вопросами поджогов, это очень тяжело доказывается, но, прежде всего, зависит всё от позиции властей. Что касается криминогенной ситуации. У меня тоже такое ощущение, что Астрахань криминализируется быстрыми, стремительными шагами. Связано это с тем, что органы не способны реагировать на все эти вещи. Накануне последнего праздника «День милиции» Рашид Нургалиев озвучил цифру, которая меня поразила. В Российской Федерации, органах МВД, вместе с внутренними войсками находится 2 миллиона человек. 148 миллионов россиян по последней переписи. Это означает, что на 150 человек приходится 2 милиционера. 1 милиционер приходится на 75 человек. Из 75 человек отделяйте лиц, которым за 70 лет, детей до 10 лет и получается 45-50 человек. Из этих 45-50 человек нужно отделить тех, кто по определению не может совершить преступление – таких половина. Остаётся 25 человек, которых нужно профилактировать. При таком соотношении – это не так сложно. Получается, чем больше тех, кто занимается обеспечением безопасности, тем меньше безопасности.
Я хоть и не бизнесмен, но вижу, что кроме всего прочего происходит передел собственности. Этому можно противопоставить нормальный общественный контроль.
- В следующем году выборы в Областную Думу. Вы планируете переизбираться? Если да, то самостоятельно или по спискам (каким)? Если нет, то почему?
- Я планирую переизбираться по моему родному Харабалинскому району. Мне нужно очень сильно работать, я сознательно пришёл на короткие полномочия. Мне поступают предложения от ряда партий, но дело не в этом, а в том, что основой для меня является мой округ, мой район.
- Вообще насколько напряжённые будут выборы в Областную Думу?
- Выборы будут очень напряжённые. Так уж получилось, что это на данный момент единственная относительно свободная политическая площадка. Нет выборов губернаторов, поговаривают о том, что не будет выборов мэров, не избирается Совет Федерации. Выборы в Федеральную Думу превращаются в выборы партийных клубов между собой. И региональное законодательное собрание является последней оставшейся политической площадкой. Именно поэтому, из-за того, что она последняя, её будут прибирать к рукам. Каким образом я пока не знаю. Появилась информация, что единый день будет введён для выборов, региональная дума будет то же выбираться по партийным спискам. И если выборы в областные думы будут только по партийным спискам, то политика в РФ, как таковая исчезнет совсем.
- Прокомментируйте информацию о том, что выборы в Областную Думу будут перенесены с декабря 2006 года на март 2006 года, из-за нового введения, единого дня голосования – второе воскресенье марта.
- Россия – Федерация. В классических Федерациях, по сути демократических, выборы проводятся по тем срокам, по которым люди определили сами. Задаются исторические циклы. В одном штате - это один день и одни сроки полномочий и т. д. В этом есть сила и многообразие. Единый день выборов при всём его внешней привлекательности, якобы экономии средств, к подлинной природе Федерализма никакого отношения не имеет. Политический цикл в Татарстане идёт по-своему, в Астраханской области по-своему и т. д. И это есть Федерация. Я крайне негативно отношусь к единому дню голосования. Тем более, что, если это будет в марте, это будет означать нарушение принципа волеизъявления избирателей. Люди избирали областную Думу на тот срок, о котором было объявлено. В принципе, никакой центральный орган власти не в праве за людей этот срок менять.
- Как ваша семья, родные, близкие отнеслись к тому, что Вы снова занялись законодательной деятельностью?
- С пониманием, у меня в семье единомышленники. Я ведь давно уже в этой системе.
- Вы можете отнести себя к политическим долгожителям астраханской области?
- К мамонтам, если так можно сказать. В активной политике я с начала 90-х годов, кого-то уже нет, кого-то убили, кто-то просто занялся другим видом деятельности. Если смотреть по началу карьеры, то, конечно же, я долгожитель.
- Ваши пожелания нашей газете и её читателям.
- У Вас сейчас есть тенденция к преобразованию в некий астраханский аналог «Московского Комсомольца», хороший, вменяемый, жёлтый, в хорошем смысле этого слова еженедельник. Очень востребованный, с которого люди начинают свой день. Это пока ещё не в полной мере «Московский Комсомолец» в Астрахани, не тот аналог, который был, а настоящий Московский, но вы в этом направлении развиваетесь и это правильно.
М. Мэсов