После того, как кончились столь удобные для визитов высшего руководства региона успешные предприятия, пришла очередь менее успешных. Это предприятия, которые вполне способны производить нужную продукцию, но, по каким-то причинам, выпускающие её далеко не в том объёме, в каком хотелось бы. Одним из таких предприятий и стал завод «Инструментальщик», основанный на базе когда-то крупнейшего машиностроительного завода «Прогресс».
Прошли те годы, когда на данном машиностроительном заводе работало огромное количество людей, когда завод нёс большую социальную нагрузку, например, строил дома для своих рабочих. Когда в нашем городе выпускались достаточно высокотехнологичные электронные блоки, использовавшиеся в изготовлении военной техники. Сейчас такое даже представить сложно.
Но это было много лет назад. А теперь основную часть завода заняло всё что угодно, только не имеющее никакого отношения к производству. Офисы интернет-провайдеров, кафе, магазины… Собственно от завода остался только лишь вышеупомянутый «Инструментальщик», занимающийся изготовлением технологической оснастки. Те цеха, что изготовляли электронные блоки, до нашего времени не дожили: сказалось и отсутствие оборонных заказов и неуклонное устаревание элементной базы, которое не дало перевести продукцию в мирное русло. Всё-таки элементная база, составлявшая основу электроники советских лет, и так служила поводом для упрёков уже в момент запуска в производство, а тут ещё и развал всего вокруг, появление дешёвой импортной электроники… В общем, участь завода, как и многих других аналогичных, была предрешена.
На сегодняшний день и сам «Инструментальщик» существует лишь за счёт базы, оставшейся с тех времён, когда «Прогресс» ещё работал в полную силу. Благо оборудование было действительно передовым. И хоть к данному моменту оно по большей части устарело, со слов специалистов, работавших на заводе, использовать его можно, профиль производства позволяет.
Казалось бы, есть все условия для производства, для нормального функционирования оставшейся части завода. Ведь в других местах и оборудования-то уже никакого нет, а на «Прогрессе» его каким-то непостижимым образом не продали на сторону и сохранили. Руководство постаралось. И вот «старая закалка» руководства как раз и сыграла злую шутку. Та самая «старая закалка», которая позволила завод сохранить, не даёт ему развиваться. Подход тех лет, который был актуален во времена плановой экономики, при рынке споткнулся.
Чтобы понять, что имеется в виду, приведу пример работы с данным предприятием одного предпринимателя. Ему понадобилось изготовить для собственных нужд одну деталь. И он, как истинный патриот, пошёл за ней на завод. Казалось бы, на заводе, который давно уже заказами не завален, должны были быть рады такому повороту событий и изготовить деталь в лучшем виде. Тем более что руководству судьба завода совсем небезразлична. Однако всё упёрлось в старые методы работы. Для того чтобы изготовить одну относительно простую в изготовлении деталь, потребовалось пройти целый ряд бюрократических проволочек. Поставить подписи, печати – вплоть до руководства предприятия. За то время, которое предприниматель потратил на все эти согласования, можно было бы целую партию деталей изготовить.
В итоге история закончилась, как и следовало ожидать, совсем не в пользу предприятия. Предприниматель просто решил не утруждать себя и сделал заказ у «шабашников» на токарных станках. Сэкономив и время и нервы.
По этой причине при сохранившейся материальной базе, позволяющей выпускать продукцию, завод остаётся без крупных заказов. При таком подходе вообще удивительно, что он до сих пор функционирует. И толку от того, что часть завода сохранили?
Завод явно нуждается в свежих кадрах и новым подходом к производству, позволяющим работать в условиях современной экономики. Правда, одно страшно. Ведь часто у нас новый подход означает лишь одно – продать, поделить и пойти искать, что бы ещё продать. И как избежать данной проблемы в реалиях современной России – пока неясно.
Артём Хорьков,
"Факт и компромат" №22, 23.07.10.