AST-NEWS.ru продолжает серию материалов, посвящённых 90-летнему юбилею Астраханского театра юного зрителя. Ранее мы общались с директором ТЮЗа Инной Москвиной. Сегодня наш собеседник – художественный руководитель ТЮЗа, заведующий кафедры «Театральное искусство» Астраханской государственной консерватории, член Общественной палаты региона, заслуженный артист России Сергей Тараскин.
– Сергей Владимирович! Когда вы пришли работать в ТЮЗ?
– Я здесь с 1993 года, когда нашему театру было всего 60 лет. К тому времени я уже отслужил в армии. После демобилизации устроился грузчиком на завод, где проработал год. Потом по рекомендации Евгения Николаевича Докучаева, в театральной студии которого занимался с 12 лет, пришёл к тогдашнему руководителю ТЮЗа Юрию Владимировичу Кочеткову. Он взял меня в труппу. Тогда же поступил на третий курс театрального отделения училища культуры.
– Как вы попали в театральную студию Евгения Докучаева?
– Одноклассник занимался во Дворце пионеров музыкой и пригласил составить ему компанию. Оказавшись там, заглянул за дверь театральной студии, где увидел много красивых девочек и решил остаться. В этой студии мы могли сами выбирать себе занятие: если человек не хотел выходить на сцену, то пробовал себя в роли осветителя, монтажёра или звукорежиссёра. Евгений Николаевич постепенно стал занимать меня в различных постановках. Так, без малого сорок лет назад, вдохнув запах кулис, до сих пор нахожу в нём неустаревающую прелесть.
– Каким запомнился ТЮЗ вашей юности?
– Я был влюблён в спектакль «Приключения солдата Ивана Чонкина» в постановке Юрия Владимировича, который первый в СССР представил знаменитое произведение Владимира Войновича на сцене. Этот материал предложил тогдашний заведующей литературной частью ТЮЗа Борис Яковлевич Харченко. На меня спектакль произвёл колоссальное впечатление. Именно тогда произошло первое знакомство с настоящим театром.
В восьмидесятых огромной популярностью пользовался спектакль «Интердевочка», который появился в репертуаре нашего театра ещё до выхода одноимённого фильма Петра Тодоровского. Когда Астраханский ТЮЗ отправился на гастроли в Петрозаводск, то вместо нескольких спектаклей по просьбам зрителей показывали одну «Интердевочку». Люди стояли в огромных очередях, чтобы достать билеты.
Дух молодости всегда жил и живёт в нашем театре, вне зависимости от возраста. Когда я пришёл сюда в начале девяностых, здесь служили великие старики. Они не вызывали возрастной жалости, являясь по своей сути молодыми и интересными людьми, обладающими неповторимым чувством юмора. Со временем их не стало. Заметил, что в их отсутствии трудно передать былую атмосферу влюблённости в театр новому поколению артистов. К счастью, нашу труппу украшает Виолетта Ивановна Гетманец, дай ей Бог здоровья! Она наша последняя из могикан. В спектакле «Отцы и дети» актриса появляется на сцене всего с несколькими репликами, но всякий зал встречает её овациями. Виолетта Ивановна демонстрирует такой высочайший уровень актёрского мастерства, что по спине мурашки бегут.
– Придя в театр совсем молодым, предполагали, что спустя годы станете его художественным руководителем?
– Конечно, нет. Тогда я мечтал быть известным артистом, но в погоне за жизнью понял, что театр – невероятно многогранное искусство, из которого произрастает много других направлений. Стал углублённо изучать различные театральные науки и плотно заниматься со студентами. Мне нравилось учиться новому и перемещаться по городам и весям, знакомиться с интересными людьми. Поиски театра в широком его понимании привели к нынешней работе. Куда дальше поведёт судьба, не знаю. В любом случае, мои театральные исследования продолжатся, в какой бы должности я не находился. Изначально всегда отталкиваюсь от своей актёрской профессии.
– Многие актёры, ставшие режиссёрами, оставляют свою первую профессию. Вам удаётся совмещать обе работы. Есть противоречия между артистической карьерой и режиссёрской?
– Нет, ведь профессии актёра и режиссёра разные, но родственные. Режиссура увлекает меня, когда появляется волнующая тема, которую просто не могу не раскрыть. Иногда такой материал приходит случайно. Если при знакомстве с историей «заражаюсь» ей, тогда становлюсь соавтором её сценического воплощения.
У многих актёров есть неискоренимый страх, что в необходимый момент текст роли внезапно выскочит из головы. Иногда такое случается и со мной. Всё обходится без срывов, но ежедневная суета мешает порой полностью сосредоточиться на актёрстве. По заветам великих мастеров сцены, перешагнув порог театра, мы должны оставить всё, что происходит извне, полностью погрузившись в искусство. Это не всегда получается. У каждого актёра есть свои методы настройки на спектакль. Всё очень индивидуально. Кому-то нужны часы, а кто-то может мгновенно вжиться в роль, без долгой эмоциональной перестройки.
Сейчас актуален вопрос, регламентирующий время для посещения актёрам театра. Каким должен быть режим представителя творческой профессии? Актёр, пребывая в процессе создания персонажа, не может по звонку отключиться и мгновенно выпасть из образа. Люди, пытающиеся установить определенный регламент на творческий процесс, вызывают у меня большой вопрос.
– Как поддерживать баланс между развитием современного актуального театра и сохранением старых добрых традиций?
– По причине того, что я продукт именно этого театра, своего рода растение, высаженное на благодатной почве ТЮЗа, соблюдать такой баланс получается. Есть память о былых традициях и корнях, об актёрах, служивших здесь. Театр – не помещение, а храм искусства. И какие «службы» тут происходят, напрямую зависит от того, чем живут работающие в театре люди.
Значительную часть труппы составляют выпускники театрального отделения Астраханской консерватории, а их мастерами в основном были актёры нашего театра, или связанные с ним люди. Поэтому преемственность поколений передаётся как на сцене, так и за кулисами. Все мы служим русскому драматическому театру. Отечественная психологическая школа разнообразна и всеобъемлюща, но неотъемлемой её частью является вера в своё проживание на сцене. В простоте этого постулата спрятана невероятная сложность.
Мы не стоим на месте, постоянно расширяя границы гастрольной деятельности, без этого процесса театр чахнет. Важно показывать своё творчество не только астраханскому зрителю. Прошлой осенью в нашем городе проходила Лаборатория молодой критики под руководством театроведа Павла Руднева. Театральные специалисты со всей страны пришли к нам на спектакли: было важно и приятно, что наши постановки получили высокую оценку.
Постоянно подаём заявки для участия во всевозможных проектах, гастролях и фестивалях. Летом Астраханский ТЮЗ поедет с несколькими спектаклями в Барнаул. Через подобные перемещения и приглашения к нам людей театра из других мест развиваемся, и точно не собираемся стареть, невзирая на солидный возраст нашего театра.
– Какие события произойдут в ТЮЗе в связи с юбилеем?
– Уже происходят. Мы решили провести несколько творческих вечеров с участием наших актёров. Стартовал проект с вечера Константина Хахлева и Дмитрия Юницкого. Планируется встреча с народным артистом России Сергеем Мартемьяновым. Наша молодёжь готовит показать в конце марта театральный перфоманс.
Основные юбилейные мероприятия пройдут 10 марта. В этот день в фойе второго этажа откроется театральный музей. В фойе первого этажа пройдёт дефиле, в котором актриса нашего театра Анна Максакова представит свою коллекцию образов. Вечер завершится театрализованным капустником, где мы постараемся рассказать о себе и показать все наши возможности. Нас придут поздравить коллеги из других театров и творческих коллективов города.
– Какая она, сегодняшняя публика ТЮЗа?
– У нас сформировался свой зрительский круг, и он постоянно расширяется. Поставив задачу сделать театр семейным, мы с коллегами делаем всё для её осуществления.
Темы, которые рассматриваем в спектаклях последних лет, достойны особого освещения и разговора. Они не только трогают душу зрителя, но и побуждают к размышлению. Если говорить о репертуаре, то 60 на 40 составляют спектакли вечернего и детского формата. Каждый зритель найдёт в театре ощущение, за которым он приходит к нам. Надеюсь, что человек, попавший в ТЮЗ в раннем возрасте, останется с нами навсегда. Ратую за то, чтобы в нашем театре постоянно протекали многообразные творческие процессы. Для наших зрителей мы организовали фестиваль «Театральная семья», когда им предоставляется возможность выйти на сцену, поборов страх публичного выступления.
– Над спектаклями ТЮЗа работают разные режиссёры. Насколько важно такое разнообразие?
– Не отличаясь режиссёрской жадностью – возможно, потому, что я ещё и артист, осознаю важность для труппы – работать у разных режиссёров. У каждого постановщика определённые методики, театральные школы, различный энергетический обмен и прочие индивидуальные нюансы. Это важно для артиста, который должен быть синтетическим и уметь абсолютно всё. Проявляя себя с неожиданных сторон, он как можно дольше останется интересным для зрителя и для себя в профессии.
– В ТЮЗе есть спектакли-долгожители?
– Да, у нас есть два самых старых спектакля. Один из них – «Страсти по Торчалову». Поставивший его Сергей Мартемьянов подкупил нас в своё время этим материалом. Возникший как самостоятельная работа, он идёт уже 21 год. Второй – «Д.О.Н.О.Р» в режиссуре Юрия Владимировича Кочеткова, родился 12 лет назад. Эта постановка одна из самых аншлаговых.
В своё время главным долгожителем был спектакль «Аленький цветочек». Когда тридцать лет назад я пришёл в театр и ввёлся в спектакль, то был уже в числе третьего поколения исполнителей. Помню, что играл в пятисотом спектакле. Это была масштабная и зрелищная постановка. Но с годами спектакль пришёл по естественным причинам в упадок, и его сняли с репертуара.
– У каждого спектакля своя судьба?
– Конечно. Успех той или иной постановки трудно рассчитать заранее. У меня есть одна боль – спектакль, поставленный по документальным письмам Велимира Хлебникова. Когда мы его показали впервые, восторгам не было предела. Его высоко оценили хлебниковеды, приехавшие из других городов и стран. Зрители на премьере встретили спектакль с воодушевлением. Но потом его положили на «полку» – публика не отозвалась. Это был сложный и интересный рассказ о нашем земляке, его совсем не лёгком творчестве, о взаимоотношении с женщинами, о чём раньше никто не говорил широкой аудитории. Но спектакль не пошёл. Существует формула зрительского успеха, но применять её ко всем нашим работам нельзя. Отсутствие насыщенного визуального ряда в серьёзных постановках не всегда принимается широкой аудиторией.
– Ваши студенты понимают, чем им предстоит заниматься, придя в актёрскую профессию?
– Во время первой учебной сессии большинству студентов кажется, что всё легко. К завершению приходит осознание, что всё не так просто, как казалось изначально. Сейчас мои студентки-первокурсницы только начинают понимать, что такое театр на самом деле. Чтобы двигаться дальше, им придётся заболеть театром. Я вожу студентов в наши спектакли, отправляю на практику в другие театры. Выпускники актёрского отделения Астраханкой консерватории работают не только в нашем городе, их можно встретить в театрах по всей стране. Многие едут покорять Москову, а кто-то играет в Благовещенске, Элисте, Новороссийске, Тольятти, Самаре, Кирове и других городах. Некоторые ребята работают в кинопроизводстве и на телевидении.
Не все наши выпускники могут стать актёрами ТЮЗа, но все проходят практику у нас. Важно выходить на профессиональную сцену с опытными артистами, вырабатывая партнёрские навыки и развивать контакт со зрителем. В учебном театре мы постигаем с ними разные системы, проводим разнообразные тренинги. К нам же они приходят с совершенно другими задачами. Бывали случаи, когда раскованные в учебном театре студенты, выходя на профессиональную сцену, терялись, превращаясь в неодушевлённый механизм. Требуется время, чтобы преодолеть это состояние. А были товарищи, испытавшие успех, и, наработав для определённого образа выгодную характеристику, использовали её из роли в роль. Неспособность изменить свой пластический рисунок может загнать актёра в угол. Поэтому периодические перемещения из учебного театра, на профессиональную сцену для наших студентов являются своеобразной прививкой.
Подготовила Екатерина Некрасова