В прошлом году, когда мы активно готовились к 450-летию Астрахани, весь город терпеливо стоял в пробках. Люди с пониманием говорили друг другу: "Лучше помучаемся несколько месяцев, зато сделают всё, наконец, как положено". Зима, как обычно, подкралась незаметно. И вместе с обильными снегопадами, огромными лужами то оттаивающей, то замерзающей воды вернулись и огромные выбоины на астраханских дорогах. Теперь автолюбители пересекают мини-озера с опаской: слишком велик риск угодить колесом в яму или ухаб.

КОГДА НАЧНУТ ЧИНИТЬ?

На сегодняшний день при проведении ремонтных работ на городских дорогах используется асфальт пяти местных заводов. Традиционно закупается асфальт типа "Б" марки 2. Вести работы с этим материалом по технологии разрешается до +10 градусов в осеннее время и от +5 градусов весной. Речь идет о среднесуточных показателях. Пока среднесуточные температуры не превышают нулевой отметки (2-3 градуса мороза). Однако выбоины на некоторых участках стали глубиной 10-12 см и представляют угрозу для автомобилей. Временная мера до наступления теплой погоды - щебень и кирпич. Ими засыпают все повреждения полотна.

НА СКОЛЬКО ХВАТИТ РЕМОНТА?

Срок эксплуатации дорожного покрытия составляет около 10 лет. Однако реально капремонт требуется уже через пять-шесть лет. Прошедшая зима стала для наших дорог настоящим испытанием. Снег, вода, наледи сменяли друг друга. Вода проникала в небольшие трещины в асфальтовом покрытии, при минусовых температурах она замерзала и "пучила" покрытие, потом таяла, и покрытие деформировалось.

Как сообщили "КК" в городском комитете ЖКХ, в прошлом юбилейном году на капитальный ремонт дорог в Астрахани было потрачено более 200 миллионов рублей, удалось привести в порядок около 15 километров городcких дорог (т.е. в среднем 13,33 млн. рублей на километр). На наш взгляд, предъюбилейные работы оказаkись ненапрасными: улицы, отремонтированные в прошлом году, зиму выстояли.

ЧЕМ МЕСТНЫЕ ДОРОЖНИКИ ПОРАДУЮТ НАС В 2009 ГОДУ?

"Из городского бюджета будет выделено 165 миллионов рублей, - рассказал нам заместитель председателя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Владимир Штонда. - Планируется 50 млн. из них направить на капитальный ремонт дорожных покрытий, ещё 50 млн. - на текущий ремонт асфальтобетонного покрытия, 31 млн. потратят на приведение в порядок внутриквартальных проездов и тротуаров, 24 млн. - на техническое обслуживание существующих светофоров, дорожные знаки и разметку и ещё 10 млн. - на леерные ограждения". По словам дорожников, как правило, в середине года бюджет корректируется, и на ремонтные работы выделяются дополнительные средства.

На сегодняшний день проходят последние согласования сметы на капремонт четырех улиц: Бакинская (450 м от Бэра до Волжской), Чехова (800 м от Академика Королева до Анри Барбюса), Фиолетова (700 м), Бумажников (1500м).

ГРУЗОВИКАМ СКАЖУТ "НЕТ"

Наиболее распространенными дефектами асфальтобетонных покрытий являются износ, шелушение, крошение, выбоины, трещины, сдвиги и волны. Износ покрытия происходит из-за движения и торможения автотранспорта. Износ от грузовых автомобилей примерно в два раза больше, чем от легковых. Задача дорожнных чиновников - минимизировать транзит большегрузных машин через областной центр, вывести их на объездные дороги. Сегодня фуры проезжают по улицам Яблочкова, Рыбинская, Николая Островского, Анри Барбюса.

12 марта министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области приняло распоряжение "О сроках введения временного ограничения движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в 2009 году". Им установлен "срок временного ограничения движения по автодорогам общего пользования регионального значения для всех видов автотранспортных средств, включая прицепные устройства, с допустимой нагрузкой на ось свыше 5 тонн в период оттаивания грунта и снижения несущей способности дорожной одежды по всем автодорогам". Ограничение будет действовать ровно месяц: с 20 марта по 20 апреля. Движение грузовиков ограничивается ежегодно. Однако фуры ездят по городским улочкам все остальные 11 месяцев. Особенно заметно их разрушительное действие на дорогах рядом с рынками. Сегодня завершается разработка схемы подъезда к многострадальным Большим Иса-дам. Заработает новая схема организации движения в районе рынка, скорее всего, в следующем году.

СТАРЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО НОВЫМ ДЫРАМ

В прошлом году было много разговоров о применении в дорожном хозяйстве новых технологий, более дорогих, но продлевающих срок службы покрытий. "В апреле 2008 года на грунтовых дорогах города были проведены эксперименты по применению геосинтетических решеток, - рассказала нам начальник отдела организации дорожного движения комитета по ЖКХ Галина Курьянова. - Армирование оснований дорожных одежд синтетическими геоматериалами было проведено на восьми улицах: Суворова, Краснооктябрьс-кая, Сибирская, Колхозная, Анадырская, Махачкалинская, Липкина и Орлова. Также технологию использовали при ремонте покрытия на мосту через реку Кривая Болда. Метод, конечно, хороший. Действительно, армирующая сетка скрепляет полотно. Но использовать её желательно при строительстве новых дорог, а не при их ремонте. Кроме того, учитывая, что коммунальные сети изношены,

часто для устранения аварийных ситуаций асфальт вскрывается". Галина Георгиевна считает, что в перспективе геосинтетические решетки могут использоваться, но дорожный ремонт этого и нескольких ближайших лет будет вестись по традиционной технологии.

Нововведение испробовано и на областных трассах. "В течение трех лет - 2003, 2004, 2005 - мы уложили около 10 километров трассы с использованием геосинтетических решеток. Стоит квадратный метр сетки около двух долларов, - рассказал нам руководитель Ахту-бинского дорожного ремонтно-строительного управления Сергей Кулаков. - Наши ребята, конечно, не сразу приноровились к новой технологии. К примеру, сетку пробовали крепить дюбелями. Потом сами предложили разливать битум, закладывать решетку и делать настил. Сейчас, когда прошло несколько лет, можно точно сказать: качество трассы лучше, чем без использования решетки. Хотя нагрузка на трассе Волгоград - Астрахань, особенно в летний период, большая. С другой стороны, под трассой не проходят коммуникации, как на городских улицах... Применять сетку в городе, где постоянно происходят поломки, наверное, смысла нет".

НАША СПРАВКА: 11 июня 2008 года была утверждена Целевая программа реконструкции и капитального ремонта дорог города Астрахани на 2008-2010 годы. Предполагаемый объем финансирования — около 620 млн. рублей. Этих денег хватит на капитальный и текущий ремонт приблизительно 45-50 км полотна. Общая протяженность дорог в городе Астрахани составляет 747,7 км, 388 км имеют усовершенствованное покрытие. Однако в связи с неблагоприятными погодными условиями и обильным выпадением и таянием атмосферных осадков часть из них находится в неудовлетворительном техническом состоянии и не соответствует как требованиям безопасности дорожного движения, так и требованиям строительных норм и правил.

Ольга ХВОРОБА, "Комсомолец Каспия" №23 от 20.03.09.