Налог на сверхприбыль работает: что делать дальше?

Экономист Константин Двинский, отмечая результаты невозможного до СВО налога на сверхприбыль крупных российских компаний, выражает уверенность, что останавливаться на достигнутом нельзя, и вот почему…

«РИА Катюша пишет о налоге на сверхприбыль, который заплатил крупный бизнес в общем объеме в 315 млрд рублей. Безусловно, это положительная новость. Действительно, до СВО подобное было невозможно. Вспомним 2018 год, когда тогдашний советник Президента по экономике Андрей Белоусов (нынешний вице-премьер) вышел со схожим предложением. Тогда на него обрушились все, начиная от олигархов (через РСПП), заканчивая "деловыми" СМИ, куда и был осуществлен намеренный слив информации. В результате ничего не получилось.

Сейчас же наоборот. Но, все же, значение подобного я бы не преувеличивал. Этап важный, но необходимо идти дальше.

Например. Во второй половине 2010-х годов в России были созданы т.н. "русские офшоры" – специальные административные районы (САР) в Калининграде и во Владивостоке. Предполагалось, что крупный и крупнейший бизнес будет переводить туда компании из офшоров. Разумеется, ничего подобного за несколько лет существования САРов не происходило. За исключением единичных случаев.

В 2022 году по понятным причинам процесс стартовал, а в 2023 году набрал хороший темп. Только в калининградском САР в прошлом году было зарегистрировано 150 компаний крупного и крупнейшего бизнеса. Не пустышек, а обладающих реальными активами. Это в шесть (!) раз больше, чем в 2021 году. Конечно данный процесс можно только приветствовать. Это лучше, чем было раньше. И лучше, если бы компании перерегистрировались бы с Кипра в условные ОАЭ (хотя есть и такие).

Однако изначально "русские офшоры" задумывались как стимулирующий фактор переезда в Россию. Правда, если есть пряник, то должен быть и кнут, а последнего не было. После 2022 года подобная логика во многом потеряла смысл, а САРы превратились из стимулирующего инструмента в дискриминационный.

Например, компания, находящаяся ранее на Кипре, имеет возможность переехать в Калининград и платить в несколько раз меньшую ставку налога на прибыль, чем её прямой конкурент, изначально зарегистрированный в России. В результате бывший офшор получает значительное конкурентное преимущество перед тем, кто всегда платил налоги в нашей стране. Это как минимум несправедливо.

Закрывать "русские офшоры" пока что преждевременно, но определенные изменения вносить надо. Скажем, сделать льготный период в 5-7 лет, после чего ставка налога уравнивается с общероссийской. И, конечно, профильные ведомства должны следить за тем, чтобы де-факто российские компании не перебирались в Эмираты или Гонконг, меняя один офшор на другой. Таких случаев пока немного, но они есть».