В этом году исполнилось бы 35 лет подростково-молодежному центру им. космонавта Комарова, что находится в подвальном помещении на ул.Коммунистическая, 8. Но юбилея не будет, потому что ныне такого места не существует.
Все как обычно: взрослые дяди и тети присмотрели это помещение для своих нужд, а дети, уже тоже привычно для нашего времени, остаются никому не нужными и никем не замечаемыми тенями бродить по улицам.
Тенями – потому что у нас нет детей, нет подростков. У нас имеются малыши, для которых построены детские сады, у нас имеются школьники, обеспеченные учебными заведениями, имеются студенты, которым тоже есть где проводить свое учебное время, имеются прожигатели жизни, для которых сооружены развлекательные центры, и имеются преступники, которых необходимо хватать, сажать и вообще всячески не пущать. Остается загадкой, когда же наши дети из милых малышей, чуть шаловливых школьников и пытливых студиозусов превращаются в беспринципных бандюганов.
Изначально клуб им. Комарова находился на балансе НО ЖЭК №6 Кировского района. Руководство НО ЖЭК №6 выделяло деньги на проведение разных мероприятий и приобретение игр, мячей, шахмат, шашек и прочего инвентаря, выполнялись все ремонтные работы. Был у клуба и шеф – УВД, оно тоже клубу помогало.
Администрация г.Астрахани распоряжением от 29.12.94 г. передала клуб им.Комарова на баланс, как оно сейчас называется, МУ «Центр развития молодежных инициатив». Этот так называемый Центр, видимо, настолько увлекается развитием всевозможных инициатив (правда, не молодежных, ибо я, как молодежь, на себе результатов его благородного труда не ощущаю), что как-то забывает о вещах приземленных: в клубе выходят из строя трубы водоснабжения, забивается канализация, пропадает электричество…
Бессменному педагогу-организатору и заведующей клубом Шведовой Римме Петровне и ребятам приходилось самим искать электрический кабель, автоматы для восстановления света в клубе, обращаться за помощью сантехников по старой дружбе в НО ЖЭК №6 (который - спасибо огромное! – оказывал необходимые услуги бесплатно), привлекать электриков, плотников и прочий рабочий люд по мере нужды на общественных началах. Мало того, вскоре и на проведение мероприятий, поддержание кружков, действие летней площадки и прочего деньги тоже перестали выделяться, и педагогов обязали находить себе спонсоров самим. Вместо того, чтобы придумывать мероприятия, которыми можно развлечь детей, они вынуждены ходить с протянутой рукой по предпринимателям, чтобы им было на что купить шарики для настольного тенниса, мяч для футбола, билеты в музей, книги для призов победителям в игре или соревновании и т.д., и т.п. А ведь все это МУ «Центр развития молодежных инициатив» со своих педагогов-организаторов спрашивает, отчетность о проведенных соревнованиях собирает, перед вышестоящим начальством отчитывается и, я не сомневаюсь, деньги под это дело списывает.
А два последних года дети клуба и сама Римма Петровна ждали, когда администрация города выделит не первый раз закладываемые в бюджет, но никогда не имеющиеся в наличии деньги на капитальный ремонт, поскольку помещение за давностью лет приходило в полную негодность. Но вот долгожданный ремонт начался в декабре 2003 года. Дети помогали по мере сил – мыли полы, выносили мусор. Да и работу свою клуб не остановил ни на один день.
В процессе ремонта от начальника МУ «Центр развития молодежных инициатив» Ивлева В.В. поступила информация, что из пяти комнат клуба две отдадут городскому центру. Однако к июлю, когда работы были окончательно завершены и завезена новая мебель (и откуда только средства взялись! Даже по спонсорам бегать не пришлось…), Центр развития пополняющих-карман-инициатив и вышестоящее руководство решили вывести клуб из районного подчинения и передать его в городскую администрацию, дабы госпожа Мордасова Т.А., одна из заместителей мэра города Астрахани, могла проводить там апробирование своих авторских программ.
Детей микроучастка оттуда просто выкинули, решив, видимо, что им вполне хватит места в других клубах - «Бриз» и «Гармония». Но ведь все дело-то было именно в том, что клуб был у них во дворе, работал допоздна, там было безопасно и весело, и родители не волновались за своих чад, зная, что они в клубе, под надежным присмотром Риммы Петровны. А теперь? Вот вы бы отпустили своего малолетнего ребенка через множество дорог к незнакомому педагогу? В том-то и дело… А Шведова проработала в клубе 30 лет, ее все родители прекрасно знали, некоторые сами когда-то бегали к ней под крыло, поэтому были и доверие, и тепло, и дружба.
В советские времена клуб считался образцово-показательным, любые комиссии и делегации водили туда «на просмотр». Но нынче другие образцы и иные показатели, а разваливающееся помещение стыдно было продемонстрировать даже ближайшему соседу, не то что комиссии. И один из смехотворных, на мой взгляд, упреков Римме Петровне звучал так: «Вы не смотритесь на мероприятиях городского масштаба». Да, наверное, клуб уже давно не занимал первых мест в районных или городских мероприятиях, но разве работа педагога измеряется только этим? В городе есть вычищенные, выблещенные, выхолощенные и вознесенные на вершины пьедестала почета клубы, но ведь это – только одна, внешняя сторона медали. Давайте попробуем заглянуть с другой стороны – проглядим статистику в ИДН (инспекции по делам несовершеннолетних) и тогда уже будем решать, чьи методы воспитания лучше. Потому что у Шведовой все так называемые «трудные» – здесь, в клубе, на глазах, а из «благополучных» их гонят в три шеи, дабы они не портили внешний вид и статистику. Вот и бродят по улицам неприкаянные и нигде неучтенные дети, ставшие тенями, превращаясь из «белых и пушистых» в черных и матерых.
Судя по всему, скоро точно также будут слоняться и бывшие воспитанники «Комарова». Нет, конечно, и родители, и дети в меру своих сил ведут борьбу за родной клуб и любимого педагога: написали письма, собрали подписи… Но скажите честно: вот вы помните случай, когда бы это помогло? Я – нет. Зато прекрасно помню другое – референдум на тему «Быть ли Советскому Союзу?», единый порыв огромной страны, выдохнувшей на строгие официальные бланки «Да!», и вскоре вслед за тем – Беловежскую пущу, развал и начавшееся кромсание территорий личных «огородов». И это государственная машина нас еще спросила, чего же мы хотим. А тут ведь ничего даже не спрашивали. Просто поставили перед фактом.
Когда в клубе проваливались полы, с потолка сыпалось, а со стен отваливались пласты краски, на это, хоть и большое, помещение охотников не нашлось – ведь это во сколько ремонт встанет! Но стоило только устранить неполадки, привести в порядок туалет, как клуб моментально прибрали к рукам. И внутренний голос говорит мне, что и так называемому «городскому центру» там существовать недолго. Шутка ли – пять больших комнат! Хватит с них и четырех… трех… двух… одной… В общем, через некоторое время, стоит только шуму улечься, все это распродадут, выручку положив в частные карманы (не подумайте, что государству что-то достанется!). А дети… Ну что ж, это не первые и не последние дети на Земле. В конце концов, зачем им клуб? Пусть сидят по подъездам и собираются в подворотнях – там есть очень удобные укромные места, чтобы выпить, покурить, а то и ширнуться. В конце концов, в жизни все надо попробовать!
Впрочем, надежда умирает последней. И живущий в каждом из нас ребенок хочет, яростно желает поверить в чудо. А вдруг что-то изменится? А вдруг мне вернут родной клуб? А вдруг меня больше не станут обижать? А вдруг вспомнят, что я тоже живу, что существую все время, и во внеучебное – тоже? А вдруг…
Иногда мне кажется, что у наших чиновников вообще нет детей – до такой степени они равнодушны к их проблемам. Или надеются, что беды и неприятности обойдут их чад стороной?
Даже если они более обеспечены, чем наши дети, и могут позволить себе проводить свой досуг в КРК «Даир», это еще не значит, многоуважаемые мамы и папы, что вы решили все свои и их проблемы. Детям нужны не только деньги. Детям нужно внимание, которое им щедро дарят такие люди, как Римма Петровна Шведова. Если же их совсем этого лишить, боюсь, они найдут что-нибудь еще. Только уже сами. И не удивляйтесь, если это «что-то» окажется не слишком законным. Впрочем, конечно, это тоже будет в известном смысле инициатива. Молодежная. Но захочет ли ее развивать вышеозначенное МУ?
Наталья Буракова,
"Факт и компромат" № 47, 28.07.2004 г.