Полумордвинов и нехорошая квартира. Подробности уголовного дела экс-главы астраханского минстроя
Своё 55-летие Олег Полумордвинов встретил в новом для себя статусе. В минувшем январе его осудили за превышение должностных полномочий. Причиной оказалась субсидия, девять лет назад выделенная им бывшему коллеге по облкабмину.

За это время история не вызывала никаких нареканий со стороны контролирующих и проверяющих органов. Те словно в упор не видели творящегося в коридорах власти беззакония. А когда процессуальную проверку всё же запустили, то в возбуждении уголовного дела неоднократно выносился отказ. Полумордвинова не спешили привлекать к положенной по закону ответственности, прекращая в отношении него уголовное преследование и делая скоропалительные решения об его невиновности.

Но сколько верёвочке не виться…

«Квартирный вопрос только испортил их»

Всё началось с заявления, поступившего из администрации губернатора Олегу Полумордвинову, в то время зампредседателя облправительства – министру строительства и дорожного хозяйства региона. Его автор, министр международных и внешнеэкономических связей области Денис Афанасьев, просил коллегу по облкабмину помочь ему материально. А именно – дать денег на улучшение жилищных условий.

Просить он мог о чём угодно, вот только права на помощь не имел. И Полумордвинов об этом знал, получив от собственного зама соответствующую служебную записку. В ней указывалось, что Афанасьев на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит. Что заявление о принятии на учёт не подавал. Что зарегистрирован в квартире матери, где на каждого члена семьи приходится по 21 м2 – на 11 м2 больше необходимых для постановки на учёт. Что семья министра жильём обеспечена: у жены и дочери в собственности по 19 м2 – это также выше нормы.

Вывод в документе был однозначный: положительно решить жилищный вопрос невозможно, законных оснований для выдачи социальной выплаты нет. Чиновник мог её получить, лишь будучи государственным гражданским служащим, а министр занимает государственную должность субъекта РФ и по закону на выплату рассчитывать не в праве.

«Друзьям – всё, врагам – закон»

Полумордвинов эту служебную записку подчинённым вернул и поручил им подготовить на имя губернатора Астраханской области Александра Жилкина письмо с расчётом социальной выплаты Афанасьеву. Затем подписал сей документ и отправил его в администрацию губернатора, после чего глава региона, не зная о преступном умысле Полумордвинова, поручил организовать выдачу главе местного МИДа социальной выплаты.

Распоряжением облминфина её выделили облминстрою в сумме 672,9 тыс. руб. для выдачи Афанасьеву. Ради этого урезали на полмиллиона расходы облминЖКХ по разделу «Коммунальное хозяйство», а на остальную сумму – по разделу «Водное хозяйство» у облслужбы природопользования и охраны окружающей среды. Добавив полтора с лишним миллиона, министр купил себе квартиру за 2,2 млн руб.

mn3b1968.jpg

Полумордвинов и Афанасьев в 2016 г.


Позиция Полумордвинова

Подсудимый вину в совершении преступления не признал. На письменной просьбе Афанасьева о деньгах была виза губернатора: «Полумордвинову для решения», которая якобы «означала, что данный вопрос необходимо решить положительно».

Полумордвинову, дескать, поручили «решить этот вопрос в рамках трудовых отношений» с Афанасьевым, поскольку согласно трудового контракта Александр Жилкин «взял на себя обязательства улучшить жилищные условия» ценного кадра.

Исполняя это поручение, документального подтверждения которому нет, Полумордвинов дал команду своим подчинённым подготовить губернатору письмо, на котором тот поставил визу «Готовьте решение».

Затем, получив распоряжение облминфина, выдал субсидию нуждающемуся министру, что, мол, и был обязан сделать.

«Расходование денег проверяло контрольно-ревизионное управление, правоохранительные органы, никаких нарушений не выявлено», – заявлял обвиняемый, уточняя, будто «его действия и решения являются законными»: «Незаконного распоряжения губернатора я бы выполнять не стал».
Из приговора суда:
Полумордвинов понимал, что совершает действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах совершать не вправе, что подрывает авторитет органов исполнительной власти в глазах общественности, что своими действиями он существенно нарушает охраняемые законом интересы общества и государства, подрывает авторитет органов госвласти в глазах общественности.

А что Афанасьев?

Афанасьев заявил в суде, что при заключении трудового контракта с губернатором попросил последнего «оказать содействие в улучшении жилищных условий», в связи с чем в контракте появилась такая возможность. Позже в разговоре с руководителем региона он вернулся к этому вопросу, и Александр Жилкин «сказал, что постарается его решить, предложив написать заявление». Заявление член облкабмина написал, лично передал главе области, а тот наложил резолюцию «Полумордвинову, решить», что, по мнению нуждающегося, означало, будто это возможно.

О том, что социальная выплата на приобретение жилья ему не положена, министру никто не говорил, и сам он этого не знал. Кто занимался перераспределением денежных средств, ему не известно. Лично с министром финансов он не общался.

Суд правду найдёт

Работавшая в облминстрое главным специалистом отдела жилищной политики свидетель показала на суде, что ей в отдел передали заявление Афанасьева об улучшении жилищных условий с визой губернатора «Решить», «что на практике означало решить положительно». Но поскольку на учёте министр не состоял и жильём обеспечен, она вместе с начальником отдела и юристом подготовила служебную записку за подписью замминистра на имя Полумордвинова об отсутствии оснований для предоставления субсидии.

Допрошенная в качестве свидетеля замначальника правового управления администрации главы региона заявила, что ей неизвестно, что означают резолюции главы региона «Решить» и «Готовьте решение». Также она заявила: «Вместе с тем, если подобное поручение давалось губернатором лично ей, то она готовила решение в соответствии с законом, решение могло быть любым» – в зависимости от норм права.

Показания этих свидетелей опровергают довод, будто при наличии в адрес Полумордвинова губернаторской визы «Решить» никакого другого решения, кроме положительного, чиновники принять не могли. Да и не содержит такая виза указания на необходимость положительного решения жилищного вопроса.

Суд установил, что содержащаяся в связанных с незаконной выплатой полумордвиновских документах ссылка на заключённый губернатором с Афанасьевым трудовой договор, как раз и свидетельствует, что подсудимый свои полномочия превысил – ведь в них не входило исполнение обязательств губернатора как работодателя «бездомного» министра.

Суд не согласился с утверждением подсудимого, что выделение облминстрою денег для предоставления субсидии он не инициировал, в перераспределении денег не участвовал, решения о выделении субсидии как такового не принимал, а лишь исполнил свои бюджетные обязательства по целевому расходованию поступивших в облминстрой на основании распоряжения облминфина денег.

Именно Полумордвинов, несмотря на служебную записку о невозможности предоставления Афанасьеву выплаты, поручил подчинённым рассчитать эту выплату как государственному гражданскому служащему. Именно он, а не кто-то другой предоставил этот расчёт в письме губернатору, указав на возможность улучшения жилищных условий путём предоставления социальной выплаты, тем самым заявив о потребности облминстроя в указанных деньгах для этих целей. Потому-то глава региона и проставил на данном письме визу – «Готовить решение».
Из приговора суда:
Преступление Подумордвинов совершил против госвласти и интересов госслужбы. Он был обязан беречь государственное имущество. Действия Полумордвинова повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, выразившееся в дискредитации им, как представителем власти, органов исполнительной власти в глазах населения и общественности, нарушении нормального функционирования и подрыве авторитета органов исполнительной власти, составляющих одну из основ конституционного строя РФ, признаваемого, гарантируемого и осуществляемого на всей территории РФ, а также ущерб бюджету Астраханской области.


2015 год: министра строительства Полумордвинова назначают главой администрации Астрахани

Золотой ты человек…

Интересные показания, проливающие свет на то, чем в действительности в рабочее время заняты «слуги народа», на суде дал работавший замглавы облминстроя свидетель.

Он заявил, что Афанасьев позвонил ему в феврале 2011 г., заявив, что нуждается в улучшении жилищных условий. На это замминистра сказал, что в связи с наличием у последнего и членов его семьи жилья, признать нуждающимся в улучшении жилищных условий его нельзя.

Максимум, на что министр мог рассчитывать – служебное жильё. Но ютиться на казённых квадратных метрах в планы не входило. Спустя некоторое время он позвонил снова, поинтересовавшись, «можно ли будет улучшить его жилищные условия в случае, если в его трудовом договоре губернатор как его работодатель возьмет на себя обязательства улучшить его жилищные условия». Замминистра на это пояснил, что «теоретически это возможно». Как оказалось, это стало возможным и практически.

Считает, что Афанасьев сам ходил в министерства и решал вопрос о перераспределении денег.

…Представьте эту картину. Забросив международные и внешнеэкономические связи, член регионального правительства звонит коллегам, бегает по их кабинетам с бумажками, собирает визы и резолюции, дабы за счёт налогоплательщиков улучшить своё и без того нормальное материальное положение.

Кстати, большинство исследованных судом документов передавалось должностными лицами из рук в руки, минуя канцелярию и процедуру регистрации документов. Готовя друг другу служебные записки и заявления, чиновники не заморачивались со входящими и исходящими штампами и номерами. К чему эта бюрократия, раз надо за казённый счёт подсобить ближнему своему?..

Именем Российской Федерации

Примечательно, что Полумордвинову назначили судебно-психиатрическую экспертизу, которая заключила, что тот «мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими». В результате «суд приходит к выводу о вменяемости» чиновника, указано в приговоре.

Вердикт – штраф в 300 тыс. руб. – осужденный обжаловать не стал. Правильно сделал, ведь как знать, к чему бы такая жалоба привела. Фигуранту запросто светило до семи лет с трёхлетним запретом заниматься определённой деятельностью. А так штраф оказался более чем в два раза ниже нанесённого бюджету ущерба. На этом везение не прекратилось: гражданский иск по делу заявлять не стали.

…Судимость – судимостью, а работать надо продолжать. Нынче Олег Анатольевич трудится директором автономного учреждения Астраханской области «Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий».

Афанасьев также продолжает обитать в органах власти, теперь – в ранге министра промышленности и природных ресурсов региона. Ту самую квартиру у него никто не забрал: в 2015 г. она перешла дочери, а сам Денис Александрович вновь остался без личного жилья. Восьмого июня ему исполнится 45 лет.

Глеб Иванов