Стоимость древесины растет с каждым годом. Это стимулирует нечестные компании практиковать дешевые методы добычи сырья. Они не всегда легальны. Может ли улучшение законодательной базы исправить ситуацию - разбирался Plus-one.ru вместе с участниками Форума развития ответственного лесопользования.
Какие проблемы есть у сертифицированной древесины в России
Сегодня система добровольной сертификации лесных хозяйств не всегда гарантирует легальность добычи древесины в России и нуждается в реформе. В Лесном попечительском совете (FSC) признают недочеты, работа над улучшениями, по словам его руководителей, уже ведется. 20 октября на «Форуме развития ответственного лесопользования», организованном Лесным советом, эксперты обсудили самые острые вопросы отрасли. Plus‑one.ru рассказывает о ключевых моментах обсуждения.
Некоторые держатели сертификатов FSC ведут лесозаготовки с нарушениями
На старте дискуссии ее модератор — директор по корпоративным отношениям лесопромышленной компании UPM-Kymmene Наталия Малашенко — напомнила собравшимся о недавнем расследовании некоммерческой организации Earthsight. Ее сотрудники обнаружили, что сертифицированное FSC предприятие вырубало в Иркутской области здоровые деревья под видом больных, то есть проводило фиктивные санитарные рубки.
Был выявлен и ряд других нарушений. Например, леса рубилось больше, чем было разрешено договором. Нелегальные пиломатериалы покупали крупные компании, в том числе ИКЕА, которая производила из них детскую мебель. Шведский производитель заявил, что уже отказался от сотрудничества со всеми компаниями, упомянутыми в расследовании.
Эксперт «Гринпис России» Алексей Ярошенко уверен, что добыча здоровых деревьев в ходе фиктивных санитарных рубок — распространенная практика, с которой представители FSC знакомы. «Мы предложили полностью исключить санитарные рубки из системы FSC, но пока реакции нет», — сообщил эколог. По его мнению, ущерба для экологии от такого запрета не будет, так как большая часть санитарных рубок — законодательная отмычка для нелегальной добычи древесины.
В FSC отметили, что в большинстве случаев нарушения происходят из-за несовершенства законов
«На 90% проблема санитарных рубок — это ответственность госорганов. FSC может лишь проводить дополнительный контроль. Мы откликнулись на расследование и согласовали новые индикаторы управления лесами, скоро их представим», — заявил глава координационного совета FSC России Юрий Паутов. Сейчас Лесной попечительский совет рассматривает возможность запретить использование контролируемой древесины (ее поставщиков проверяет FSC-сертифицированное предприятие, которое у них закупает продукцию, а не независимый аудитор. — Прим. Plus-one.ru), под видом которой в систему Лесного совета иногда попадает сырье от фиктивных санитарных рубок.
«Вопрос по поводу санитарных рубок очень сложный. Корнем проблемы может быть нарушение законодательства, но контроль за его соблюдением — не наша роль. Мы не пытаемся заменить государственный надзор, но мы дополняем его. Хочу сказать, что мы четко и объективно проводим проверку и в ближайшее время расскажем о ее итогах», — подчеркнул представитель FSC International Марк Джессел.
Специалист целлюлозно-бумажной компании «Илим» и член координационного совета FSC Елена Пьянкова уверена, что стандарт Лесного совета содержит много избыточных требований — после его доработки аудиторам будет проще выявлять нарушения. «Это сложная и очень инертная система, но в любом случае она меняется быстрее, чем государственная политика», — заявила Елена Пьянкова. В ходе внутреннего исследования координационный совет FSC выявил, что стандарт организации на 40% состоит из индикаторов, рисковые ситуации по которым происходят очень редко.
В формировании стандартов FSC участвуют три палаты: экономическая, экологическая и социальная. Их взаимодействие регулирует координационный совет. Держателей сертификатов контролируют аккредитованные FSC независимые коммерческие организации. Аудиторы проверяют и документацию, и лесные участки. Сертификат о соответствии стандарту Лесного попечительского совета выдается на пять лет с возможностью продления, проверки проходят раз в год. По данным FSC, сегодня у 30% арендаторов лесных участков в России есть их сертификаты.
Покупатели сертифицированной древесины требуют доверия к FSC
Спрос на древесину постоянно растет, что увеличивает криминогенность рынка, заявил менеджер по лесным ресурсам ИКЕА Константин Агапов. Он отметил, что за последний год стоимость древесины увеличилась почти вдвое. «И это неизбежно ведет бизнес к добыче новых ресурсов, некоторые компании, к сожалению, прибегают именно к освоению защитных лесов, что особенно пугает. Зачастую санитарные рубки могут выступать прикрытием для добычи новых объемов. Мы не уходим от проблемы, готовы брать ответственность и находимся в диалоге с FSC», — отметил Константин Агапов. По его данным, под видом санитарных рубок в России заготавливается до 10% всей древесины, или 20 млн куб. м. Оценка государства — 5,8%.
«Мы призываем все стороны решать проблему вместе, FSC должен играть в этом процессе ключевую роль. Бренд узнаваем, он дает доступ к экспортным рынкам. Российские хозяйства FSC имеют самую большую территорию в мире! Самое время скоординировать усилия и что-то предпринять, чтобы повысить качество продукции», — добавил представитель ИКЕА.
Заместитель руководителя направления по корпоративной ответственности компании «Тетра Пак» Андрей Голубков заявил, что он и его коллеги взволнованы уровнем доверия к Лесному совету. «FSC — часть „зеленого“ имиджа нашей компании. Мы проводим регулярные опросы и видим, что в этом году порядка 70% россиян обеспокоены вопросами экологичности потребления», — рассказал Андрей Голубков. По его словам, Лесному попечительскому совету есть над чем работать в плане доверия. Так, по данным «Тетра Пак», в России логотипу FSC на упаковке доверяют лишь 7% покупателей, тогда как в Германии — около 29%. «Мы хотим и дальше использовать лого FSC. Но компании нужно совершенствовать практики и укреплять имидж», — заявил Андрей Голубков.
Екатерина Иванова из «Леруа Мерлен» также отметила важность авторитета FSC. Руководитель направления устойчивого развития «Леруа Мерлен» подчеркнула, что не использовать экологическую маркировку невозможно, а FSC — самый узнаваемый бренд на мировом рынке. «Конечно, мы хотим, чтобы система стала крепче и эффективней. Чтобы лого FSC вызывало 100%-ое доверие», — сказала она.
Независимые специалисты считают необходимой реформу FSC
Эксперт в области устойчивого лесопользования, один из авторов расследования Earthsight Денис Смирнов заявил, что FSC не успевает вдумчиво проверять своих клиентов. «То, что делает сейчас Лесной совет, например включает в стандарты дополнительные требования, — это все незначительные вещи, которые не решают структурных проблем. Это видимость работы», — считает Денис Смирнов. Он уверен, что нарушения среди держателей сертификатов FSC будут повторяться, а незаконные санитарные рубки — не главная проблема, а индикатор происходящего на рынке бардака.
По словам эксперта, при сохранении нынешних схем работы организация может подойти к «красной черте», когда профессиональное сообщество вынесет на обсуждение вопрос о том, насколько «жизнеспособной системой» является FSC. Денис Смирнов отметил, что, помимо ИКЕА, незаконно добытую древесину покупали еще 13 российских компаний. По данным Earthsight, суммарно они приобрели минимум 800 тыс. куб. м нелегальной лесной продукции, а изготовленный из нее товар продавался на европейские рынки как сертифицированный. Виновники происшествия так и не были названы.
«У FSC на самом деле много проблем. Главная — система развивается третье десятилетие, а принципиальной разницы между лесопользованием в сертифицированных и несертифицированных лесах мы не видим. Есть отдельные положительные изменения, но не они определяют общую картину», — добавил Алексей Ярошенко из «Гринпис России». Эксперт уверен, что на большой части FSC-сертифицированных лесов допускаются нарушения лесного законодательства по воспроизводству ценных лесов. Он предложил составить дорожную карту по легализации работы среди держателей сертификатов FSC, где будут поэтапно повышаться показатели лесовосстановления, рубок ухода в молодняках и другие ключевые индикаторы управления лесом.
Георгий Кожевников