В Астрахани состоялся Международный музыкальный форум

В Астраханском театре Оперы и Балета завершается Международный форум «Молодые солисты оперы. Начало пути». Это беспрецедентное событие в культурной жизни не только нашего региона.

Мероприятие эксклюзивное по своей специфике и на мировом уровне. Главными его героями стали представители редкой и сложной профессии в музыкальном мире – оперные концертмейстеры. Кто же эти люди? Какова их роль и степень участия в подготовке оперных певцов? Комментарий нашему изданию дал заведующий оперной труппой театра, солист АГТОиБ Александр Малышко, непосредственный участник мастер-классов всемирно известных оперных наставников:

— Это уникальнейшее событие! Наши гости признались, что нигде в мире они такого не видели. Оперный концертмейстер – это очень сложная профессия, а многим вовсе непонятная. Кто-то воспринимает его, как человека, просто аккомпанирующего певцу. Но на самом деле, работа концертмейстера — это целое мастерство, требующее многолетнего изучения и ежедневного самосовершенствования.

Когда певец начинает готовить роль, первый период работы он проходит самостоятельно. А в определённый момент к подготовке присоединяется концертмейстер. В их общую задачу входит выучить материал вместе с соблюдением всех нюансов. Помимо чёткого знания нот, нужно изучить партию в определённом стиле, проследить за правильным произношением, за фразировкой.

Вокалист в силу особенностей своей работы не всегда способен фиксировать определённые вещи, потому что во время пения он не совсем адекватно себя слышит. Это специфика восприятия внутренним ухом извлекаемого звука.

Я открою вам секрет, что вокальные исполнители слышат себя не так, как звучат в зале. Обычно, прослушав запись своего голоса, мы многому удивляемся. И поэтому, как говорила мой педагог, всегда должно быть ухо со стороны. Обязательно должен быть человек, контролирующий этот процесс. И тогда к работе подключается оперный концертмейстер.

За рубежом таких людей называют коучами, в буквальном переводе это означает тренер, но мне больше нравится определение – наставник. То есть, человек, который во всех аспектах будет контролировать процесс подготовки партии, чтобы роль была сделана идеально!

Здесь очень важна музыкальная составляющая, правильное интонирование нот, верное исполнение длительности пауз. И главное, чтобы это было не формально и интересно зрителю.Очень редкий вокалист может выучить партию «от» и «до» самостоятельно.

Хороший концертмейстер должен хорошо знать язык, историю создания оперы, её стилистику. Все знания невозможно сразу получить в консерватории. Чтобы постичь эту профессию, необходимо постоянное развитие и длительное время. Обычно пианисты не очень любят это направление профессиональной деятельности, так как почти каждый исполнитель стремится к сольной карьере.

Концертмейстер, выйдя из стен учебного заведения, понимает, что вот только сейчас он начинает учиться, набирая опыт. Ведь мало просто знать музыку, нужно быть хорошим психологом и уметь находить подход к вокалисту, и среди них встречаются люди с крутым норовом. Поэтому концертмейстеру нужно не просто хорошо владеть инструментом, но и иметь крепкие нервы.

И я считаю, что мастер-классы, которые прошли в нашем театре — это важная ступень к будущим достижениям в данном направлении. Надеюсь, после нашего форума многие начинающие концертмейстеры перестанут считать выбранную ими профессию пугающей, ведь некоторые из них, столкнувшись с определёнными трудностями, часто уходили из неё.

Идея организовать такой крупный международный форум пришла музыкальному редактору нашего театра Владиславу Вячеславовичу Базову. Первая попытка была предпринята в 2015 году, когда к нам приехала ведущий концертмейстер Мариинского театра Ирина Юрьевна Соболева и провела колоссальную работу с пианистами и вокалистами.

А в этот раз к нам уже приехало несколько именитых оперных наставников: Массимо Морелли (Италия), Пантелис Полихронидис (Греция), Ева Блахова (Чехия) и Ирина Соболева (Санкт-Петербург). Мы искренне надеемся, что наш театр будет и в дальнейшем продолжать развитие этого редчайшего направления.

Сегодня, 6 октября, в 16.00 на малой сцене театра оперы и балета пройдёт отчётный концерт по итогам форума, где пианисты и вокалисты продемонстрируют своё мастерство астраханской публике.

Екатерина Некрасова.