Результат выборов мэра Астрахани оказался ожидаемым: и социология, и большинство экспертов предсказывали победу Сергея Баженова. Но сама величина его отрыва от Олега Шеина - более чем в два с половиной раза! - стала настоящей сенсацией. Особенно с учетом того, что конкурент мэра обладает огромным опытом проведения избирательных кампаний и - как он сам справедливо утверждал в своих листовках - всегда выигрывал выборы.
Понять, как такое могло случиться, можно, только внимательно рассмотрев весь ход выборной кампании.
Первым стартовал О. Шеин. Да он, как профессиональный политик, фактически и не прекращал агитацию с последних выборов в Государственную Думу в мае 2007 г.
О. Шеин сосредоточился на том, в чем он особенно силен: на критике, на разоблачении действий городской власти; на разжигании протестных настроений и использовании этих настроений в свою пользу. Избирателей всячески стращали реальными и вымышленными бедами, им упорно внушалось, что во всех их неприятностях лично виноват астраханский градоначальник: По мере приближения дня выборов появлялись все новые и новые агит-материалы, направленные против С. Боженова, так называемая "чернуха": газеты с фальшивыми выходными данными, анонимные листовки и т.д.
Можно, конечно, спорить, насколько корректна была принятая О. Шеиным стратегия. Но успех она ему приносила не один раз. Возможно, именно эти прошлые успехи и сыграли роковую для О. Шеина роль. Нельзя до бесконечности "кошмарить" людей: привыкнут и перестанут реагировать.
С. Боженов начал свою кампанию гораздо позже, примерно в конце мая. И повел ее исключительно в позитивном ключе: никакой "чернухи", практически никакого ответа на нападки О. Шеина. Предметом агитации стала текущая деятельность мэрии, развитие Астрахани за последние пять лет и рассказы о том, как мэру удалось добиться таких успехов. Все - исключительно в мажорном ключе, море оптимизма. Если символом кампании О. Шеина стали разгневанные лица горожан на очередном митинге протеста, то символ кампании С. Боженова - радостные лица тех же горожан, наводящих вместе с мэром порядок в своих дворах в ходе Дней чистоты.
Удивительно, но Астрахань в изображении О. Шеина и Астрахань в изображении С. Боженова предстала как два совершенно разных, ни в чем не похожих друг на друга города.
Астрахань О. Шеина, изображенная на страницах "Жителя", - убогий, грязный, заброшенный город, с обшарпанными фасадами, раздолбанными дорогами; город, отданный на растерзание коррупционерам и бандитам; с обнищавшими и затурканными жителями, не смеющими поднять головы. Город, в котором никогда не происходит ничего хорошего, жизнь в котором с каждым днем становится все хуже. Город, который отчаянно нуждается в "спасителе". В Шеине Олеге Васильевиче.
Астрахань С. Боженова - древний город, молодеющий и хорошеющий на глазах. Город, который успешно приступил к решению проблем, казавшихся еще недавно неразрешимыми. Город, который с каждым днем становится все лучше и лучше, которому все по плечу и который станет вскоре одним из самых зажиточных, красивых и процветающих городов Поволжья.
В общем, выбор астраханцам действительно был предложен принципиальный. И, судя по результатам, Астрахань Боженова понравилась горожанам гораздо больше Астрахани Шеина.
Владислав МАКСИМОВ,
кандидат политических
наук, доцент кафедры
политологии РАГС при
президенте РФ.
"Комсомолец Каспия" №82 от 14.10.09.