Для многих астраханских чиновников мировой финансовый кризис стал радостным событием. Ведь проблемы региона, которые до этого просто замалчивались, в 2009 году стали выставляться напоказ и даже преувеличиваться с намёком на то, что виноват во всех бедах именно этот злой и ужасный кризис. Но в уходящем году происходили и такие вещи, которые на кризис списать невозможно. Но об этом чуть позже. А пока рассмотрим по порядку самые знаковые события, произошедшие в нашем регионе в 2009 году, раскрученные не только самой властью, но и проявившиеся, несмотря на всё желание их скрыть.
2009 год был объявлен годом села. В конце 2008 года было объявлено об открытии комбината по переработке овощей в Красноярском районе известной компанией «Балтимор». Этот проект должен был потеснить с рынка импортную томатную пасту. Но по каким-то причинам проект был неожиданно свёрнут. И в астраханских магазинах можно по-прежнему купить томатные продукты импортного и иногороднего производства. Особенно вопиюще выглядят на наших прилавках латышские консервы с килькой в томатном соусе. Если каспийскую кильку убили нефтяные компании, то на отсутствие томатов вина ложиться на наших чиновников.
В конце того же 2008 года от губернатора прозвучал прогноз на будущий год, в котором он предположил, что «если на следующий год мы начнем проект по строительству голландских теплиц площадью 150 гектаров, наш регион станет производить 35 процентов российского рынка круглогодично выращиваемых овощей». Ни голландских теплиц, ни 35 процентов рынка не наблюдается.
Касаемо развития производства, то есть реального сектора экономики, который мог бы вытянуть регион из ямы, ожидать не приходится. Оказывается, по словам чиновников, размещать производства в Астрахани нецелесообразно, здесь со временем будет крупный деловой, туристический и курортный центр – второй после Сочи в стране. Ну правда, зачем нам какие-то производства, когда у нас и так скоро будут Нью-Васюки! Второй Сочи, в смысле.
Что ж, ну раз пообещали нам туризм - значит, стали им заниматься? Очень хотелось бы так сказать, но никаких положительных сдвигов в области туризма в нашей области не случилось. Турбазы по-прежнему, в основной массе, по расценкам соперничают с Турцией, а по качеству обслуживания – с Нижним Муходранском. Туристический бизнес держится лишь за счёт сложившегося за многие годы имиджа области и рыбалки.
Некоторая попытка в уходящем году всё же была предпринята для развития в регионе культурного туризма и привлечения внимания к достопримечательностям области. Так, в феврале было подписано соглашение о сотрудничестве с ЮНЕСКО, согласно которого планировалось внести наш Кремль в список культурного наследия со всеми вытекающими последствиями.
И дело даже не в том, что, по мнению некоторых, Кремль заведомо по нескольким критериям уже нельзя внести в культурное наследие. Но вот тот факт, что «презентация Астраханской области в Париже», как её называли тогда, была очень раскручена в Астрахани и практически неизвестна жителям самого Парижа, заставляет насторожиться. Всё-таки, на кого это должно быть рассчитано? Развивать туристический бизнес за счёт самих астраханцев? Так что ли? Замкнутый круг какой-то получается.
В посёлке Молодёжный 14 февраля сгорело общежитие и вместе с ним, заживо, 15 наших земляков. И самое страшное было в том, что по всем документам здание подлежало сносу.
Это бросило тень на всю программу по переселению из ветхого и аварийного жилья. Как же так, ведь оказалось, что даже те здания, в которых находиться опасно для жизни и по которым уже несколько лет принято решение о сносе, до сих пор заселены людьми.
2009 год примечателен тем, что он последовал за широко раскрученным юбилеем Астрахани. Юбилейные объекты обещали построить к юбилею, что было бы вполне логично, при этом некоторые высокие чины даже не стеснялись давать огромные гарантии того, что всё будет построено в срок. Потом, чем ближе надвигалась юбилейная дата, тем большее число объектов переименовывалось в пост-юбилейные, как будто так изначально и было задумано. И, наконец, после празднований, когда выяснилось, что не достроена большая часть из обещанного, была произнесена красивая речь на тему «нам важна не скорость, а качество».
Год на региональном уровне прошёл вяло и без событий. То есть, события были, но они, в основной своей массе, оказывались в стиле «много шума из ничего». Особенно такие, на которые сил и средств требуется относительно немного, зато поводов для самопиара хоть отбавляй. Ведь, допустим, развивать производство – это проект на долгие годы, отдача от которого будет лет через 10-15, как минимум. Зато вот посетить Париж и устроить там пропагандистскую акцию – это запросто. И весь год прошёл в таком ключе.
Тот факт, что в конце года у губернатора заканчивался срок полномочий и требовалось переназначение, определил политику региона в целом. Чиновники в основном занимались необходимостью продлить соответственно и свои полномочия, чем и объяснялось то, что их не смущали совершенно невыполняемые обещания. Ведь пока дело дойдёт до их выполнения…. Расчет оказался верным. Инаугурация – как символ конца старого этапа. Впереди новый срок. Как говорят сами чиновники, перед ними уже сегодня ставятся новые цели и задачи. Обещают много конкретной работы на благо региона и его экономического процветания. Будем надеяться, что всё будет так.
Олег Щёкин,
"Факт и компромат", январь 2010 г.