Астраханские лошади в период 1850-1900 гг.

В середине 19-го века в самой Астрахани проживало: 35600 русских, 5400 татар, 5000 армян, 990 персов, 410 поляков, 390 немцев, 360 евреев, 150 калмыков. С этого же периода в Астраханской губернии ежегодно продавалось лошадей и скота на 800000 руб. На долю оседлого населения приходилось 230000 руб. серебром. Лошадь продавалась за 12 руб. серебром (на 1848 год), верблюд - 23 руб., корова - 6 руб., овца - 1,5 руб., коза - 85 коп.

Основным средством сообщения на бескрайних просторах России долгое время оставалась тройка. Зимой в сани, а летом в тарантас впрягали трёх лошадей: коренника в середину (в оглобли и под дугу) и двух пристяжных по бокам. Кореннику полагалось идти крупной рысью, а пристяжные могли скакать галопом. Русская тройка в классическом исполнении имела более 100 колокольцев, бубенцов и колокольчиков. О тройке сложено немало народных песен, она воспета поэтами, писателями, художниками многих поколений.

Использование лошадей в качестве транспорта не только существенно облегчило жизнь людям, но и открыло перед ними новые земли и возможности. Некоторые их таких важнейших «транспортных» лошадей не потеряли своей популярности и поныне, а другие же - отошли на второй план, уступив место механической технике.

Огромнейшее значение всегда имел гужевой транспорт, в нашем регионе сохранивший свою важность и по сей день. Важнейшую роль играл этот вид транспорта на всём продолжении становления нашего региона, раскинувшегося на огромных степных и полупустынных просторах. Это перевозка грузов с использованием мускульной силы лошадей, запряжённых в телеги. В перевозках активно задействовали также верблюдов, волов, ишаков, ослов, быков и мулов. Свиньи неплохо поддаются дрессировке, поэтому в старину их по снегу запрягали в сани или навьючивали на них тяжёлую поклажу, отправляясь в поля.

В новых экономических условиях первыми стали ликвидироваться конные заводы верховых лошадей, как самая малодоходная часть хозяйства.

С 1854 года лошади в течение 13 лет участвовали в работах на "Камызякском" рукаве Волги, который был "избран фарватером для сообщения с морем". Эти работы стоили 2 млн руб., но не оправдали "возлагавших на них надежд", потому что 20 и 21 октября 1869 года разрушили все сооружения, предпринятые для улучшения Камызякского фарватера.

С 1857 г. по 1862 г. число конных заводов верховых лошадей уменьшилось с 2 400 до 900. Верховое коневодство стало вытесняться не только из Астраханской губернии, но и из центральных областей России, где экономически гораздо выгоднее было заниматься зерновым хозяйством, овцеводством крупным рогатым скотоводством.

До 1860 года соль добывали на озере Эльтон, а с 1868 года началась активная разработка добытой соли. Лошади в этом деле не исключение - по-прежнему прекрасная подпора.

В 1863-1864 годы в охране Кавказской линии служила отдельная сотня из астраханских казаков. Вероятная численность 300 коней.

В 1868 году в Астрахани среди 253 учебных заведений существовал один казачий пансион с численностью 30 учащихся.

Ситуация с лошадями в Астраханском крае из-за различных эпидемий (холера, чума) сложилась не простая: часть лошадей вымерла. В 1725-1729 годы от чумы ("моровая язва") умерло более половины жителей Астрахани, а лошадей убило до 90 %. В природных очагах источниками инфекции являются грызуны (сурки, суслики, крысы), зайцы, кошки и верблюды. Опасная смертельная зараза распространилась на людей, на лошадей, неся с собой гибель всему живому. Погибли люди, лошади, скот, домашние птицы и дикие животные. Сильными в Астрахани были эпидемии чумы (1655-1656, 1692-1694, 1727-1728, 1806-1808, 1878-1879, 1892, 1896) и холеры (1823,1830-1831, 1833, 1847, 1853-1854, 1859, 1892). Чума косила лошадей.

Ещё в 1828 году в Киргизской степи из-за суровых зим и нехватки кормов пало 365000 коров и волов и до 1 млн овец. А лошади оказались ещё выносливее. Через 2 года в 1830 году в Астрахани сильная эпидемия холеры похитила 3000 человек. Несмотря на свою выносливость, лошади легко поддаются болезням и тяжело их переносят.

С 1874 года по 1890-е годы лошади отчасти наряду с землечерпательными машинами работали над углублением "Бахтемироввского" фарватера.

В 1876 году средством финансирования конезаводства являлся ипподром и игра на скачках. Тотализатор в России был учрежден. Итог действий тотализатора налицо: 1879г. – 3430 заводов, 1904г. – 6138 заводов.

В 1876 году извозным промыслом (чумачеством) занимались 70 сёл Астраханской губернии. При этом число извозчиков - 6151, а в извозе состояло: 1757 лошадей, 764 верблюда. 39598 волов.

В 1876 году в Черноярском уезде отчасти при помощи лошадей разведено табака на трёх гектарах земли и собрано 500 пудов (8000 кг).

В 1877-1878 годы астраханские казачьи всадники (примерно до 4000 человек (возможно, при 12000 лошадях) штурмовали Карс и Эрзерум (Турция).

В 1884 году с участием лошадей строилась железная дорога, соединяющая озеро Баскунчак с Владимировской пристанью, где соль грузили на баржи. Высокого уровня бондарное ремесло достигло ещё в Древней Руси. Лошади возили всевозможные бочки и бочата с двумя днищами.

В 1887 году в Астраханской губернии насчитывалось 3349440 голов скота, в том числе и 226292 лошади (14.8 %), 66035 верблюдов. У крестьян 5 уездов (157 сельских обществ, 47 волостей, 13 станов, 89 уряднических участков; всего имений и деревень - 189), приходилось на один двор 1,6 лошадей.

В 1888 году главное занятие казаков (в Астраханской губернии всего казачьих станиц, ватаг и хуторов - 13) - скотоводство; рогатого скота числилось 12444 голов, или на один двор 4,6; лошадей - 7 065, или на двор 2,6, и овец - 18 453, или на двор 6,9 в 13 станицах губернии.

В 1888 году крестьяне, имевшие 505919 десятин, частично с помощью лошадей посеяли озимого хлеба на 80 га, ярового на 21 га, льна на 113 га, конопли на 18 га, картофеля на 1280100 га, горчицы на 12900 га. Они использовали колёсные плуги (деревянный плуг-«лемех» и сабан - «колесуха»). Первые стальные плуги управлялись пешим человеком. Крестьянин, руководив движением лошади, шёл вслед за плугом, держась за две рукоятки, и регулировал направление и глубину борозды. Позже появились плуги, где крестьянин уже сидел на специальном сидении на колёсах, а плуг имел несколько лемехов. Одна лошадь, как правило, может тянуть только плуг для одной борозды на чистой и мягкой почве. Для обработки более тяжёлых почв требовалось две лошади, одна из которых шла по борозде, а другая по необработанной земле. Для плугов, делающих две и более борозд, одна или несколько лошадей должны идти по свободной, невспаханной земле, и даже это даётся им с трудом. Обычно таким лошадям дают десятиминутный отдых каждые полчаса.

В 1888 году добыча соли в губернии составила свыше 18,7 млн пудов, из которых на озере Баскунчак (это озеро - одно из крупнейших в мире) было добыто около 14,8 млн пудов. Это главная "солонка" России. Вывоз соли в отдалённые местности осуществлялся не только водным транспортом, но и гужевым путём верблюдов, волов, быков и лошадей. От места добычи соли до построенной ещё в 1885 году железнодорожной дороги "Баскунчак- Владимировская" и до речной пристани - гужевая дорога.

Известно, что гужевой транспорт появился практически одновременно с колесом до нашей эры. До того, как широкое распространение получили железные дороги в середине XIX века, гужевая лошадь на территории губернии ещё в 1-ой половине 19-го века гужевой транспорт был основным видом сухопутного транспорта и использовался для пассажирских и грузовых перевозок на дальние расстояния. Для пассажирских перевозок существовала сеть почтовых станций, предоставлявших за плату лошадей для смены, экипажи и услуги ямщиков, а в районах с интенсивным движением пассажиры перевозились междугородными почтовыми дилижансами (омнибусами). Грузовые перевозки осуществлялись обычно конными обозами. Лошади выполняли доставку любых грузов до Волги и Ахтубы; для переправы через эти реки действовали 11 перевозов на паромах и на плоскодонных судах. У Астрахани в слободе "Николаевская" перевоз производился с помощью пароходов, на которых бывали лошади в качестве повозки.

На южно-астраханских озёрах добыча соли простиралась до 3934016 пудов; производилась правительственная заготовка соли в количестве 59711 пудов на Мажарогайдукской группе озёр для казаков Астраханского, Кубанского и Терского войска. Значителен был вклад лошадей в перевозке огромного количества солей. Для перемола соли в Астраханской губернии находилась одна мельница с конным приводом, ещё 6 паровых мельниц и 2 ручные, на которых перемолото 1255 000 пудов.

Леса Астраханской губернии занимали площадь в 140700 га. Из этого числа большую часть составляли леса Астраханского казачьего войска, монастырей и частных лиц. Для надзора за лесами всегда имелись лошади - замечательные помощники.

В 1888 году от чумы заболело 4774 головы скота, из них пала 841 голова и убиты 4 433 голов для прекращения болезни. О лошадях нет сведений.

В 1888 году в Калмыцкой степи Астраханской губернии считалось 138980 душ обоего пола и в Киргизской - 237520. В этих степях очевидно свыше как минимум 750000 лошадей. В губернии считалось 16404 казака с примерной численностью 50000 лошадей.

На 20 января 1891 года в Астрахани по однодневной переписи проживал 95531 человек, из них русское население составляло 76,5 %, за ним следовали татары, далее армяне.

13 января 1892 года в Астраханской губернии введен налог на лошадей. В том же году последовал Высочайший Манифест о даровании "калмыкам простолюдинам личных прав", и крепостные права нойонов навсегда отменены.

В 1893 г. астраханские конюшни обязались подбирать годных для заводов лошадей «вороных, карих, бурых, ворончалых, карочалых и буланых", соблюдать для развития коневодства и коннозаводства принципы отбора и подбора и случки лошадей по экстерьеру, учитывая положительные качества получаемого молодняка и предусматривая "меры ухода, содержания и кормления лошадей зимой хорошим сеном и овсом, а летом на пастбищах с наличием разнообразных кормовых трав".

В 1897 году казачье население состоит из 42 поселения, а именно 18 станиц, 10 посёлков, 13 хуторов и 1 выселка, из 12662 душ мужского пола и 13046 женского пола. У них насчитывалось, предположительно, около 75000 лошадей.

В 1897 году осуществлялся провоз 19,7 млн пудов соли, 9652 пуда белужьей икры, свыше 8000 пудов осетровой, 5653 пуда севрюжьей в различные пункты назначения благодаря не только водному транспорту, но и сухопутному, особенно лошадиному. Пуд (16,380 кг) эмбенской икры продавался за 2,5 руб. серебром. Любопытно, что ещё в 18-м веке и вплоть до 1825 года по Волге ходили парусники; их сменили конолодки, приводимые в движение лошадьми; скорость таких судов не превышала 12 км в день; благодаря конолодкам рыбу и соль поставляли в различные города России по Волге.

Замечательными сухопутными трактами с использованием лошадей были: почтовые от Астрахани до Сарепты (404 км), от Чёрного Яра до Ханской ставки (162 км), от Чёрного Яра до Царева (184 км), от Астрахани до Красного Яра (37,1 км); чумацкие от Царицына до Ставрополя (318 км), от Астрахани до Кизляра (270 км), от Астрахани до Царицына (403 км); солевозные от озера Елтона до слободы "Николаевская" (137 км), от Владимировки до горы Чапчачи (151 км). Крымский тракт (Воровская дорога) протяжённостью 403 км. Железная дорога от пристани "Владимировская" до озера Баскунчак протяжённостью 55 км. При этом вёрсты заменены на километры с расчётом: 1 верста (500 саженей) равна 1,066 км.

По переписи 1897 г., в губернии насчитывалось 507 008 полукочевников и кочевников (киргиз и калмыков. Они имели, предположительно, свыше 1 млн лошадей. Астраханское казачье войско в собственности имело землю в 720 020 десятин, крестьяне с лошадями - 5397088, кочевники - 84345000 , частные лица - 498041. Напомню: десятина равнялась 2400 квадратным саженям, или 1,092 гектара (10925,4 кв.м); десятина почти то же самое, что гектар.

На ежегодное замощение улиц и площадей (125 000 сажень) (сажень - 2,133 м), по которым в Астрахани возились 800 легковых извозчиков и 2000 ломовых, тратилось более 30000 руб. Стоимость всей сооруженной мостовой - 800000 руб. На городских скотобойнях убивается ежегодно до 10000 пудов конины. Имелось окружное правление Покровительства животных, Общество скачек и конского бега. Отмечено, что многим обществам (их в Астрахани 13) приходилось стонать: «Денег дайте, денег, денег!». Вероятна малоуспешная деятельность Общества скачек и конского бега.

В подвальном этаже здания Астраханского клуба "Общественное собрание" расположен ряд кумысных и кефирных лавок, а над ними палатки, приспособленные под магазины.

В Астрахани употребляется ругательное слово "арбешник". На Исадах действовали профессиональные арбешники. Это название произошло от слова "арба"- татарской двухколесной телеги. Арбешники перевозили с бахчей и с Исад арбузы, дыни, капусту, помидоры, баклажаны и прочие овощи.

За Красным мостом находятся казармы казачьего конного полка № 1. Полк имеет свой оркестр во главе с дирижёром Я.О. Горденом. Ему обязаны казаки-музыканты "своими познаниями, искусством и успехами".

Систему содержания лошадей избирают с учётом производственной направленности отрасли и природно-климатических особенностей. Так, в саду "Отрадное", бывшем "Новым Эрмитажем", находящемся на Рождественской площади в Астрахани, царит разгул астраханских саврасов без узды. Узда - это известная принадлежность лошадиной сбруи. Она с удилами служит для управления лошадью. Теперь лошади в "Отрадном" резвы, свободны.

По Коммерческому мосту беспрерывная езда легковых и ломовых извозчиков. Мост всегда переполнен народом.

В Табачному ряду (ныне ул. Кирова в районе библиотеки им. Н.К. Крупской) велась усиленная оптовая и розничная торговля с кочевниками (калмыки, казахи, татары, армяне), здесь в лавках покупались и продавались мерлушки, кошмы, чаканки (циновки), шкуры, меха, листовой табак, сундуки, заменяющие у кочевников мебель, готовые остовы кибиток. Полицейская улица (ныне ул. Кирова от Советской ул. до Паробичева бугра) изобильна руинами, утопала в невылазной грязи, вследствие этого лошади с кучерами часто попали в яму, бились. Экипаж из грязи "не вывозит: лопаются постромки, тарант трещит, что-то сломалось, гитара застряла окончательно". Кучер засучивает штаны и отправляется, выпрягши лошадь. Подобные случаи учащались чуть ли не ежедневно и становились предметом самых невероятных анекдотов.

Лошади в годы Гражданской войны

Когда-то Россия по численности лошадей была буквально «впереди планеты всей» — в 1916 году 38 млн голов. В Астраханской губернии в том же году имелось, как выше сказано, 145000 лошадей (28 % скота губернии).

В сентябре 1917 г. при старом казаке Соколове было принято важное решение о зачислении 250000 калмыков в Астраханское Казачье Войско. Перед революцией коренных казаков было около 50000.

После революции Астраханским Войсковым Кругом Войсковым Атаманом был выбран тот же Т. Соколов. Вскоре на его место Войсковым Атаманом был выбран известный писатель генерал-майор И. А. Бирюков, автор «Истории Астраханского Казачьего Войска» в 3-х томах, казак станицы Сероглазинской.

Астраханские казаки не подчинились октябрьскому захвату власти большевиками. В январские дни 1918 года их выступления в Астрахани были контрреволюционными. Астраханская контрреволюция, накапливая силы, в спешном порядке укрепляла боеспособность казачества, ставшего реакционной силой против Октябрьской революции 1917 года и установления Советской власти, рассчитывая на помощь контрреволюционного офицерства, прибывающего в Астрахань из центральных губерний Советской России. В результате социального и имущественного расслоения обозначались противоречия между рядовым казачеством и его верхами. Казацкое сословие, все его учреждения были упразднены Решением Первого съезда Советов Астраханского края. Однако большая часть Астраханского Казачьего Войска, признавая Советскую власть, не хотела полного расформирования "своей особой казачьей организации". С 4-го января 1918 г. восстание продолжалось 25 дней и было подавлено силами большевиков.

В конце января атаман И. А. Бирюков, его помощник полковник Г. М. Астахов и небольшой отряд астраханских казаков отошёл в калмыцкие степи. Через месяц большевики в одной из станиц захватили генерала Бирюкова, отвезли в Саратов и там расстреляли.

Весной и летом 1918 г. начались восстания против власти большевиков в разных станицах Войска. Много казаков из низовых станиц ушли на восток к уральским. Казакам и там вступили в ряды Уральской Армии. Верховые казаки станицы Пичуженская и Александровская ушли к донцам. В станице Морозовской Донского Войска была сформирована Астраханская Казачья дивизия, состоявшая из одного полка астраханских казаков и трёх полков астраханских калмыков. Она входила сначала в состав Астраханской армии, затем была переведена в Кавказскую. В её составе дивизия принимала участие во всех боях на Царицынском и Черноярском направлениях и много голов астраханских казаков с лошадями полегло в калмыцких степях, на донских и кубанских равнинах. Атаманом Астраханского Казачьего Войска стал Ляхов. Вместе с остатками Добровольческой и Донской армий астраханцы попали в Крым, и снова степи Таврии "оросились кровью" астраханских казаков и лошадей. В Крыму астраханские всадники сражались до самого конца.

Гражданская война особенно жестоко бушевала на территории Астраханского края.

17 июля 1918 года вышел Декрет о племенном животноводстве за подписью В.И. Ленина. В нём говорилось: "Все племенные животные нетрудовых хозяйств без всякого выкупа объявляются общенародным достоянием Российской Советской Федеративной Социалистической Республики...". В соответствии с Декретом о племенном животноводстве были национализированы все частные конные заводы, а также племенные лошади со всех ипподромов. Коннозаводство с этого дня подчинялось интересам развития массового коневодства СССР. Конные заводы снабжали племенными лошадьми государственные заводские конюшни и племенные коневодческие фермы колхозов и совхозов.

В августе 1918 г. для реализации Декрета о племенном животноводстве, национализации и сохранения племенных лошадей Наркомзем РСФСР создал Чрезвычайную комиссию по сохранению племенного животноводства, а 16 августа П.А. Буланже получил мандат о назначении его председателем этой комиссии. Действия комиссии распространялись на всю территорию РСФСР. Не всех племенных лошадей удалось сохранить: не хватало кормов и специалистов, недостаточно хорошими были и условия содержания, но те лошади, которые уцелели, оказали большое влияние на развитие советского коннозаводства.

В 1918 году советская кавалерия начала формироваться одновременно с созданием Красной Армии. Из расформированной старой русской армии в состав РККА вошли только 3 кавалерийских полка. Однако не хватало опытных командиров, оружия и снаряжения.

В 1918—1919 годах соединения советской кавалерии являлись мощной ударной силой, способной решать важные оперативные задачи самостоятельно и во взаимодействии со стрелковыми соединениями. В гражданской войне конница вышла на передний план.

К Астрахани рвались поддерживаемые английскими иетервентами казаки армии генерала Драценко, части генерала Деникина, астраханские и уральские белоказаки из базы Гурьева. Восстали села губернии: Бертюль, Сергеевка, Камызяк, Чаган, Иванчуг, Никольское. Лошади, на которых воевала и Красная, и Белая конница, оказались в эпицентре этого огненного вихря. В этой мясорубке погибло огромное количество лошадей.

В феврале 1919 года для обороны города Астрахани от английских интервентов, от белогвардейских частей и от внутренней контрреволюции была привлечена отдельная конная батарея, мобильный полк в 2 500 человек, имевший на лошадях 66 пулемётов, миномётов, 2 бомбомёта. Руководителем был С.М. Киров.

Летом 1919 года особенно энергичные меры по созданию кавалерии были предприняты для противостояния армии Деникина.

В июне-сентябре 1919 года были созданы 2 первых конных корпуса.

В сентябре 1919 года на Каспийско-Кавказском фронте близ Астрахани участвовали 7-я кавдивизия, 37-й и 39-й кавалерийские полки, наступление которых было полной неожиданностью для белогвардейцев. У белогвардейцев было отбито 4 повозки с винтовками, 5 пулемётов, взято более 100 человек в плен. Однако 7-я кавдивизия понесла огромные потери. Руководителем был М.В. Фрунзе.

С 1 по 7 октября 1919 г. в ожесточенных боях, развернувшихся в районе Чёрного Яра, участвовали все рода войск, в том числе и кавалерия. Белогвардейцы водили в бой 8 полков кавалерии и применяли химические снаряды артиллерии.

На пожарах во время Гражданской войны из-за недостатка лошадей российский пожарный попытался пересесть на автомобиль.

17 ноября 1919 года была создана Первая Конная армия по решению Реввоенсовета республики на базе 1-го конного корпуса С. М. Будённого. В состав её входили ещё пять кавалерийских дивизий, отдельная кавбригада, автобронеотряд, несколько бронепоездов, авиагруппа и другие боевые силы. На разных фронтах победоносно сражалась Первая Конная армия. В ноябре—декабре 1919 года она была ударной силой Южного фронта.

К концу 1919 года численность советской и противостоящей ей кавалерии сравнялась.

В конце 1919 - в 1920 году соединения и объединения кавалерии сыграли важную роль в операциях против армий Деникина и Колчака, против Врангеля и армии Польши. В июле 1920 года образовалась Вторая Конная армия.

Создание первых в мире подвижных объединений — конных армий явилось "выдающимся достижением военного искусства". "Конные армии были основным средством стратегического манёвра и развития успеха, применялись массированно на решающих направлениях против тех сил противника, которые на данном этапе представляли наибольшую опасность".

Гусев Владимир Матвеевич, член Союза журналистов России, член Российского Общества историков-архивистов, кавалер медали ордена "За заслуги перед Астраханской областью",

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 4 (565), 31.01.2014 г.

Продолжение следует