Почтовые лошади

Первые почтовые сообщения Нижнего Поволжья появились в эпоху Хазарского каганата в VII-X вв. В Астраханском крае с великой историей в эти времена у людей была потребность в дипломатических и торговых контактах, доставке указов, сообщении с соседями. Почтовая станция, в среднем, держала около 40 лошадей. Именно от названия этих станций «positi» произошло современное слово «почта».

Начало и развитие почтового дела в каганате восходит ко времени натуральной почтовой повинности, состоявшей в даче хазарскому гонцу коня и корма. На территории края в 7-м веке существовал «повоз» — обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для гонцов каганата и слуг. Каждая община, через которую проходил почтовый путь, была обязана нести службу на станциях.

Последующая история русской почты связана с ямами - почтовыми станциями, учреждёнными в 13-м веке, в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами, а также почтовыми станциями с лошадьми для перевозки людей. Ямская повинность отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками.

Здесь запасали продукты для проезжающих, у которых были на руках подорожные грамоты великого князя. Ямские дворы состояли из двух-трёх изб с конюшней и сенными сараями. На станциях жили ямщики. Лошадей и подводы доставляло на станции окрестное население. В конце XV и начале XVI века ямы уже содержались по многим дорогам как Руси, так и нашего края.

В самом начале ямской гоньбы лошади впрягались в телеги и кибитки. В XVIII веке стали появляться венские коляски, а затем кареты. Зимой почта и пассажиры перевозились по снегу в обыкновенных санях-розвальнях, пошевнях, в двухместных и четырёхместных санях и возках. По существовавшим тогда правилам при перевозке пассажиров в почтовых кибитках можно было впрягать трёх лошадей только, если людей оказывалось трое. Двое или один должны были ехать на паре лошадей. Бубенцы и колокольчики разрешалось вешать только на почтовые тройки и курьерские, перевозившие важные государственные депеши. Почтовые отправления складывались в мешки, корзины и металлические ящики.

Став центром Золотой орды, Астраханский край вошёл в систему сообщений между улусами Монгольской империи. Ногайский шлях многократно содействовал развитию почтовых сообщений. В определённых местах были созданы ямы (прообраз почтовых станций), на каждой находилось по 20 верховых гонцов, доставлявших ханские указы, содержалось определённое число лошадей и овец. Смотрители ям заимствованы у татаро-монгольских пришельцев. Расстояние между станциями составляло 40—100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.

В период Астраханского ханства (1459-1556) конная ямская служба получила дальнейшее развитие на астраханской земле.

При Иване III, правившем в 1462-1505 годы, в подорожных были указаны направление, количество подвод, лошадей и прокорм. В каждом ямском дворе ямщику предоставлялось определённое количество подвод, "баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы".

В 16-м веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы-нарочные. Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили грамоты, кладь и людей.

С 1516 года для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг был учреждён Ямской приказ.

С присоединением Астраханского ханства к Российскому государству первый астраханский воевода (наместник) Пётр Тургенев постоянно позаботился о вопросах связи с Москвой. Степь от Царицына до Астрахани в середине 16-го века была почти не обитаема. По правому берегу Волги на огромном удалении от Царицына стояла лишь крепость Черноярская, а по левому берегу до Астрахани не было ни одного населённого пункта, царила пустота, безжизненная степь и полупустынь. Путешествия из Астрахани в Москву оказались тяжёлыми, сопряжёнными с риском. На всем протяжении этой пустынной дороги конные путники не могли найти ни продовольствия, ни укрыться от грозы, дождя, бури и зноя. На каждом шагу их подкарауливали шайки грабителей и орды кочевников.

Астраханский и царицынский воеводы отправляли письма в Москву с нарочными, толмачами или боярскими сыновьями, которых сопровождала так называемая «станица» - отряд казаков и крещёных татар. Случались и столкновения, при которых вооружённые казаки защищали вестников и лошадей. Документы нередко терялись, отчего государь страдал. Так в Астрахани был заложен конный почтовый тракт.

Во времена Пётра I происходило дальнейшее развитие почтовой связи.

Наиболее организованное и безопасное развитие «почтовая гоньба» получила при Петре I.

В январе 1695 г., готовясь к Азовскому походу, Пётр дал указание думному дьяку Е.И. Украинцеву, который руководил посольским приказом, организовать беспрепятственные и безопасные почтовые прогоны из Москвы до Царицына.

В 1712— 1716 годах для обслуживания армии была создана военно-полевая почта.

В 1721 году Пётр I ввёл должность генерал-почтмейстера, которому он подчинил почту и ямскую службу. Низшей ступенью местного почтового управления стали почтовые станции.

В 1722 году, готовясь к Персидскому походу, Пётр I провёл через Правительственный Сенат указ об организации государственной постоянной почтовой дороги Москва-Астрахань и почтовых дворов – «подстав» - на ней. С тех пор она и стала во всех официальных документах именоваться Астраханским почтовым трактом. Народ же по-прежнему называл её шляхом, но уже не Ногайским, а Астраханским.

Обильной травой, пригодной для перегона скота, на всем своём протяжении поросли степные дороги, по которым ногайцы и татары на конях, начиная с печенегов, хазар и половцев, совершали набеги на русские земли ещё с 13-го века. Самым старинным шляхом или по-татарски «сакмой» является «Кончаков шлях», по которому скакали лошади. Большое количество товаров с низовьев Волги доставлялось на лошадях в станицу Урюпинскую по Астраханскому шляху на осеннюю Покровскую ярмарку и на зимнюю Крещенскую. На ярмарки сгоняли табуны лошадей и скот. Зимой торговые обозы шли по большой наезженной дороге и лишь при наличии выпадавшего снега обозначал надёжный санный путь - конный шлях.

Причём царь "подробно расписал в реестре места прохождения дороги". От Царицына до Астрахани "надлежало поставить три почтовых двора и пять почтовых «подстав»". На каждом их них должен быть или офицер, или унтер-офицер, или солдат. «Все они должны быть толковые и умные люди». На каждом почтовом дворе или «подставе» - иметь по 12 лошадей и с ними четыре человека «городовых» или Донских казаков, да татар крещёных по семь человек".

В своём Указе Пётр Великий особенно подчеркнул, чтобы "воеводы и коменданты городов назначили охрану почты, дабы обеспечить сохранность дипломатической переписки, указов и распоряжений Сената, поскольку это была основная часть пересылаемой корреспонденции. Тракт шёл от Москвы через Коломну, Зарайск, Скопин, Ряжск, Козлов (нынешний Мичуринск), Тамбов на Новохоперскую крепость, далее казачьими станицами на Царицын, а потом по правому берегу Волги на Астрахань. По тракту мчались курьеры со срочными донесениями и эстафетами, проезжали экипажи и кареты с вельможами".

18 июля 1722 года в ходе подготовки к Персидской войне Сенатом издан указ об организации государственной почтовой дороги Москва - Астрахань через города: Скопин, Рязано-Козловск, Хоперск, Царицыно.

Скорость почтовой кареты достигала 7 — 8 миль в час (11 — 13 км/ч) летом и 5 миль (8 км) — зимой. Лошадей меняли каждые 10 — 15 миль (16 — 24 км). Остановки для обмена почтой были короткими. Иногда карета лишь замедляла ход, и охранник сбрасывал мешок с письмами местному почтмейстеру, а тот уже швырял ему другой мешок.

Одновременно с открытием Астраханского шляха был образован Астраханско-Кизлярский тракт, вдоль северо-западного берега Каспийского моря. Конную почтовую гоньбу в пределах Астраханской губернии на 11 станциях исполняли местные казаки, а от самой удалённой от Астрахани станицы Гуйдукской до Кизляра службу несли казаки Терского войска. "С приходом почты на станцию два очередных казака садились верхом на лошадей и сопровождали почтовую повозку до следующей станции, а затем возвращались домой". Они, служивые, жили "в плохих, часто неотапливаемых зданиях и, помимо прочего, сами заготовляют сено для лошадей".

В 1723 году Ямской приказ был переименован в Ямскую канцелярию. Пётр I повелевал организовать регулярную почту в Астрахань по другой причине: для доставки фруктов и арбузов к Императорскому двору, наряду с перевозкой почты и проезжающих, в 1723 году создали скорую гоньбу силами казаков в низовьях Волги.

К 1725 году общая протяжённость почтовых путей составляла 10677 вёрст, которые пробегали лошади ежедневно.

Все предписания и другая переписка от прочих мест, где расположены войска, посылаются с нарочными. Астраханские купцы свои торговые операции производят круглогодично: доставляются им средства путешествовать с весьма незначительными издержками, на своих лошадях почти также скоро, как по почте.

С 1733 по 1778 год "от Астрахани до Царицына было 12 почтовых станов с расстоянием между ними от 20 до 46 вёрст. Перевозку почты на этом участке осуществляли Астраханские городовые казаки, а от Царицына до Саратова – донские казаки". "Этот участок обслуживало Волжское казачество, а позже по всему тракту до Саратова, - астраханские станичные казаки. Зимой почта перевозилась на лошадях, а в тёплое время года, в распутицу - на лодках".

С 1741 года при губернаторе В.Н. Татищеве были вновь созданы казачьи станицы, куда перешли почтовые станции. Там появилась станица Енотаевка, затем в 1758 году – Солодники, в 1760 году – Никольское, 1765 году – Замьяны, которые выделяли ямщиков и гужевые повозки для гоньбы на Астраханском почтовом тракте. Почтовым делом ведало Астраханское почтовое правление, подчинявшееся Губернской Канцелярии.

Именным Высочайшим Указом от 13 августа 1742 года Елизавета Петровна распоряжалась на почтовых станциях Астраханской губернии при правлении того же губернатора В.Н. Татищева «выставлять по шести подвод в прибавку к имеющимся», исключительно для перевозки персиков, абрикосов, яблок.

В ноябре 1765 года Астраханскому губернатору Н.А. Бекетову по именному Указу Императрицы Екатерины II надлежало принять меры к правильному учреждению постоянных почтовых трактов, учреждению почтовых контор, почтмейстеров, "с пристойным числом лошадей", "сколько на каждую [губернию] лошадей поставить должно". Он распорядился составить соображения о том, что на каждой из 14 почтовых станций тракта "Астрахань-Саратов" предполагалось "назначить по 8 почтальонов и 16 почтовых лошадей; от Царицына до Саратова – 12 станций, по 4 почтальона и 8 лошадей на каждой; в Саратове – почтмейстер, 14 почтальонов и 28 лошадей; "для достаточного прокормления почтовых лошадей и конских заводов, из которых станции пополнялись бы лошадьми, предполагалось отвести сенные покосы".

В 1774 году реформа почтового дела была осуществлена в Астраханской губернии лишь по Высочайшему повелению Екатерины II учредить по почтовым трактам конторы. Первым астраханским обер-почтмейстером был майор Андрей Гулиц. Первым заведующим почтовой гоньбой в станицах состоял коллежский регистратор Соколов.

В 1781 году, кроме писем и посылок, по почте начали пересылать деньги и была введена доставка корреспонденции почтальонами на лошадях.

По Указу императора России Павла I от 17 января 1797 года была упразднена почтовая гоньба.

До эпохи поездов дилижансы были наиболее популярным средством передвижения из города в город. Дилижанс представлял собой четырёхколёсную карету, обычно запряжённую четверкой лошадей. Помимо перевозки пассажиров, они развозили ещё и почту. Прежде почту развозили конные почтальоны. Поскольку путешествовали они в одиночку, то часто становились жертвами разбойных нападений. В этом плане почтовые кареты, сопровождаемые вооружённым охранником, были надежнее, к месту назначения прибывали быстрее.

В 1820 году было организовано первое дилижансное общество в России.

В 1830 году в Астрахани на Вознесенской улице (ныне ул. Чернышевского) была открыта Почтовая контора.

В 1840 году появились почтовые кареты и брики. Лишь конкуренция со стороны железной дороги постепенно свела на нет перевозку пассажиров на почтовом лошадином транспорте.

В 1840-1841 годах при правлении губернатора И.С. Тимирязева по Астраханскому почтовому тракту в Москву и Санкт-Петербург направлялись персидские посольства на почтовых лошадях. "Исключительно пышное путешествие персидского посольства продолжалось несколько месяцев. Посол Магомет Хусейн-хан, родственник Надир-шаха, в сопровождении многочисленной свиты, торжественно встреченный в Астрахани, двинулся оттуда в Царицын, где для него, сопровождавших его лиц и багажа, было предоставлено более 800 почтовых подвод".

До 1850-х годов почтовые кареты продержались, когда их окончательно вытеснили поезда.

Достижения в Астраханском коневодстве

В начале XXI века коневодство в Астраханской области представляет собой достаточно устойчивую, хорошо структурированную отрасль сельского хозяйства. Оно развивается благодаря природно-климатическим и экономическим условиям и наличию больших площадей естественных сенокосных и пастбищных угодий. В коневодстве в основном применяют две системы содержания: конюшенно-пастбищную и табунную.

Табунное коневодство распространено на территории области с обширными пастбищами. Наиболее экстенсивная форма коневодства - круглогодичное пастбищное содержание в общем табуне всех половозрастных групп лошадей. Содержание лошадей на угодьях, не пригодных для других видов сельскохозяйственных животных, с подкормкой только во время буранов и гололеда, использование лишь естественных укрытий от непогоды позволяют вести коневодство с наименьшими материальными затратами. В то же время постоянная зависимость от суровых климатических условий и наличия естественного корма, невозможность предотвратить родственное спаривание и преждевременное покрытие молодых лошадей делают эту форму табунного коневодства малопригодной. Более благоприятна для этого сарайно-базовая форма, когда лошадей подкармливают сеном и укрывают в непогоду в искусственных сооружениях. Ещё более прогрессивно культурно-табунное коневодство, при котором лошади получают подкормку регулярно в течение всей зимы, а летом — при выгорании пастбищ.

В нашей области сегодня действуют 11 племенных репродукторов и генофондных хозяйств, которые занимаются выращиванием таких уникальных пород лошадей как кушумская - мясного и молочного направления и донская верхово-упряжного направления. При табунном способе содержания поголовья достигается высокий деловой выход жеребят. Характеризуется крепкой конституцией, тело достаточно обмускулено.

В коневодстве Астраханской области преобладают кушумские, донские лошади и помеси местных кобыл с жеребцами заводских пород – донской, будённовской и кушумской.

Наиболее крупным хозяйством является племенной завод "Аксарайский" Красноярского района. Чистопородные донские лошади разводятся в племенном заводе "Дружба" Камызякского района и в частном предприятии Горбунова Лиманского района. Эти хозяйства имеют по 200 голов. Чистопородные арабские лошади содержатся в конном заводе "Дружба", а ахалтекинские лошади - в личном подсобном хозяйстве М.К. Микитова. Теперь у астраханцев лошадь Древнего Востока представлена сегодня ахалтекинцами. Создавалась эта порода в далёком прошлом "неустанным трудом небольшого туркменского племени теке". Текинцы не держали больших табунов, воспитывали каждого коня отдельно.

Об Ахалтекинской породе стоит рассказать, что это - "древнейшая культурная порода верховых лошадей, что прямой потомок несейских и сменивших их парфянских лошадей — лучших пород античного мира". Родина этой породы — расположенный в северных предгорьях Копет-Дага оазис Ахал (территория современного Туркменистана), который населяло туркменское племя теке.

Ныне у астраханцев типичные ахалтекинцы достаточно крупны, узкотелы и отличаются особой утонченностью и изяществом. Они высоконоги, имеют тонкий, но плотный костяк. Небольшая сухая голова приставлена к шее под углом более острым, чем у других пород. Шея длинная, гибкая, высоко поставленная, слегка кадыковатая, прямая или с обратным изгибом. Кроме гнедой, вороной, рыжей и серой мастей, часто встречаются редкие в других породах буланая, соловая и изабелловая, нередко с золотистым оттенком. Грива и челка развиты слабо, щеток почти нет, кроющий волос чрезвычайно тонок и шелковист. На коротких дистанциях уступают по резвости только чистокровным верховым л. Очень выносливы. Успешно используются в классических видах конного спорта. Ахалтекинцы довольствуется во время больших переходов по астраханским степям и полупустыням, очень малым количеством пищи и питья.

Ныне лошади используются в качестве живой тяговой силы, для пастьбы скота всех видов, разъездов специалистов и обслуживающего персонала, внутрифермерских перевозок грузов, личных подсобных хозяйствах населения и ряда других работ.

Мясное табунное коневодство довольно развито в отдельных районах Астраханской области, пользуется широкой популярностью в России.

В нашем регионе большие массивы природных пастбищных угодий с невысоким снежным покровом в зимний период позволяют выпасывать лошадей в течение всего года. Мясное коневодство оптимально на 150, 300, 600 и 900 голов.

Действительно, во многих районах нашей области существуют условия для специализированного выращивания лошадей на мясо. Для этой цели, как обычно, используются лошади кушумной породы (их живая масса 485 - 490 кг), местные лошади и их помеси разных поколений (их живая масса 430- 460 кг). Все эти лошади хорошо приспособлены к условиям круглогодового пастбищного содержания. Конское поголовье по продуктивным качествам сильно различается. Хорошим качеством блистает характерное поголовье кушумных лошадей, разводящееся в племенном заводе "Аксарайский" и в племенном репродукторе "Искра" Харабалинского района.

На конюшнях, где лошади проводят большую часть на выпасе по мягкому грунту, лошадей не куют в принципе. Подковы лошадей, ездящих систематически по дороге, необходимо менять через каждые 6-8 недель, притом раз в неделю копытам необходима тщательная чистка. Сельскохозяйственные узды изготовляют четырёх номеров.

В наши дни в области насчитывается свыше 30000 лошадей нескольких пород. Коневодство области представлено в основном кушумскими, донскими и лошадьми - поместьями местных кобыл с жеребцами заводских пород - донской, будённовской и кушумской. Основная порода кушумская – мясо-молочного направления верховоупряжного типа - выведена в 1976 году. Своё название она получила от реки Кушум (Большой Кушум, в верхнем течении Кушум-река в Заволжье, левый приток реки Большой Иргиз).

Донская – верховоупряжная порода лошадей - разводится в ООО КХ «Беляна» Лиманского района и применяется преимущественно под седлом и в упряжи.

Небольшое количество лошадей породы "советский тяжеловоз" и её помеси разводятся в личном хозяйстве А.С. Петрова Камызякского района. Кобылы этой породы отличаются высокой молочностью. Порода скороспелая, жеребята к шести месячному возрасту достигают живой массы в 360 – 370 кг, к возрасту 1 года до 500 – 540 кг. Порода перспективная может использоваться для улучшения мясных качеств лошадей других пород.

В Астрахани планируется открытие Астраханской конной академии. 28 апреля 2013 г., в Вербное воскресение, возле стен Астраханского Кремля завершился двухнедельный конный поход казаков. 30 всадников, 30 населённых пунктов и 400 километров пути через всю Астраханскую область — всё это ради благой цели: вспомнить воинов, проливших свою кровь на фронтах Великой Отечественной войны.

Встретил казаков лично Губернатор региона Александр Жилкин, который тоже является казачьим полковником. Встречали всадников соответствующе: на площади перед входом в Кремль помимо представителей казачьего общества собрались курсанты Суворовского училища, ученики православной гимназии и множество горожан. Приветствуя казаков, Губернатор подчеркнул, что казачество издревле было оплотом государственности и православия.

Гусев Владимир Матвеевич, член Союза журналистов России, член Российского Общества историков-архивистов, кавалер медали ордена "За заслуги перед Астраханской областью",

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 5 (566), 7.02.2014 г.

Продолжение следует