Лошади – участники Великой Отечественной войны

К началу войны 1941 г. работа военных конных заводов была полностью отлажена. Но для конницы это была последняя война. Более того, свою роль она сыграла. Помимо кавалерийских корпусов, лошадь была нужна в разведке. На живом тягле была легкая артиллерия. Военные конные заводы, эвакуированные за Волгу, в течение всей войны поставляли лошадей Армии.

История боевого применения лошадей, как полагается в наше время, закончилась с появлением на полях сражений в массовом количестве пулемётов, танков и самоходной артиллерии. Поскольку лошадь ничем и никак не заслонялась, не отбивалась от пулемётной очереди, то кавалерия, казалось бы, становилась ненужной в деле. Но, тем не менее, роль лошадей во Второй Мировой войне была неизмеримо великой, а значение их - исключительным, немаловажным.

Во время ВОВ коннозаводству страны был нанесён страшный ущерб. Только на фронтах погибло свыше 8 млн лошадей. Многие конные заводы не успевали эвакуировать свое племенное поголовье, и оно оставалось гитлеровцам. На фронтах в кавалерии, конной артиллерии, партизанском движении были использованы 3 млн лошадей, и 7 млн было угнано в Германию. Что касается Астраханского региона, то численность лошадей за годы войны уменьшилась до 42 000 голов. Было эвакуировано из опасной зоны 1 874 000 голов скота. С астраханских отгонных пастбищ Чёрных земель, занятых немцами, бойцам 28-й армии приходилось брать табуны лошадей под защиту, организовывать их эвакуацию, заботиться о снабжении их водой.

Лошади в Советской Армии и в вермахте использовались в качестве транспортной силы. Упряжки в 6 лошадей на протяжении всей войны 1939-1945 годов тащили орудия, меняя огневые позиции батареи. Эти животные способны пройти любое бездорожье, где бы часто застревали любые автомобили в непогоду осенью и весной. Они могли тянуть застрявшую запряжённую ими же телегу с пушками и снарядами или без всякой проблемы буксировать гаубицы любого веса, проявляя чудеса выносливости. Этим отличались особенно владимирские тяжеловозы.

В 1941 году в Астраханском округе на строительстве железной дороги протяжённостью 180 км с паромной железнодорожной переправой через Волгу было занято 3500 лошадей.

В 1942 году лошади также участвовали в строительстве железной дороги "Астрахань-Кизляр" протяжённостью 344 км, завершив его к концу года.

В 1943 году лошади обеспечили близ Астрахани строительство временного железнодорожного моста через Волгу для бесперебойных железнодорожных перевозок. Лошади выполняли обязанности гужевого транспортника: провоз добытой рыбы, уборка урожая, сдача хлеба государству. Так, в 1941 году они вместе с грузовыми машинами "сдали" хлеба государству хлеба на 200 000 пудов больше, чем в 1940 году, "посеяли" зерновые и овощные культуры на 11466 гектаров больше, беспрерывно обеспечили расположенные в пределах Астраханского округа воинские части овощами в количестве 2000 тонн ежемесячно.

Заботой лошадей были обозы с продовольствием и полевые кухни, чтобы накормить войска.

Связные чаще пользовались лошадьми, нежели мотоциклом.

Большинство лазаретов и медсанбатов были "на конной тяге", а сколько раненых обязано своей жизнью этим скромным труженикам войны!

Пехота в большинстве случаев предпочитала конные подводы грузовикам.

Перемещения и рейды партизанских отрядов без конного транспорта были бы вообще невозможными. Лошади оказались незаменимы для стремительных рейдов по тылам противника, для налётов и диверсий. А всё потому, что хотя конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника — и сделает это незаметно.

"У противника в начале войны лошадей было меньше, хотя кавалерийские части были и в Вермахте. Однако, попав из Западной Европы на российское бездорожье, немцы быстро осознали преимущества "четвероногой" тяги, и количество лошадей в немецкой армии сильно возросло, в основном за счёт оккупированных территорий".

Штатная численность лошадей в войсках составляла 1,9 миллиона голов. Однако немало из них в "списках не значились". Жизнь лошади на войне не была особенно долгой. Она не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов. За время ВОВ на полях сражений было потеряно более 1000000 лошадей. Благодаря чётко организованной ветеринарной службы, действовавшей на фронте подавляющее большинство раненых и заболевших лошадей после лечения возвращались в строй. Раненные лошади в специальных эвакуационных лазаретах были окружены такой же заботой и вниманием, что и бойцы. Тяжело раненным лошадям здесь делали операции, а потом много месяцев лечили их и выхаживали до полного выздоровления. И в отличие от людей, имена этих скромных тружеников фронта практически никому не известны. "Погибших лошадей не награждали орденами, не присваивали геройских званий… Выживших, впрочем, тоже".

В 1944 году количество лошадей в Астраханской области по сравнению с 1943 годом увеличилось на 7,4 %.

К началу 1945 года 11 животноводческие совхозы области имели 4200 лошадей и верблюдов.

Поголовье скота в Астраханской области за время войны сократилось на 482195 голов (уменьшилась кормовая база, резко снизилось производство фуражных культур, ухудшилось ветеринарное обслуживание, сократилось строительство животноводческих помещений, увеличился падёж скота в 3 раза). В регионе сельскохозяйственный инвентарь вместе с конским разрушен в 3981 единице. Уничтожены десятки тысяч голов скота (примерно 50000 голов).

Лошади после Великой Отечественной

В 1945 году посевы в колхозах и совхозах Астраханской области сократились на 73400 га; поголовье скота - с 245300 до 170400 голов.

В Кетченеровском, Укан-Хокском, Юстинском районах области конные группы калмыков совершали нападения на работников ферм, часто убивали, занимались хищениями.

В послевоенном 1946 году в стране численность лошадей достигла 5,2 млн.

Гужевой транспорт, в котором транспортные средства (повозки) приводятся в движение лошадьми, после Второй мировой войны, был вытеснен более современными, моторизованными видами транспорта. В начале XXI века гужевой транспорт на территории нашей области используется практически только в сельской местности для коротких перевозок людей и грузов. Использование лошадей в качестве транспорта не только существенно облегчило жизнь людям, но и открыло перед ними новые земли и возможности. Лошади не потеряли своей популярности и поныне.

Последующие послевоенные годы для коневодства оказались неблагоприятными.

В феврале 1947 г. Пленум ЦК ВКП(б) поставил перед сельскохозяйственными органами, колхозами и совхозами задачу увеличить поголовье лошадей в 1947 г. на 1100000 голов и довести его к январю 1948 г. до 11,9 млн. голов. В этом отношении ярко показан пример Астраханской областной "специальной школы и детского дома глухонемых детей", в подсобном хозяйстве которой в 6 га имелись лошади, волы, коровы и овцы, и работало 22 человека: директор хозяйства, садовод (имелся фруктовый сад с виноградником), животновод, конюх, 8 рабочих, 8 сторожей, кладовщик и заведующий хозяйством.

Первой отечественной породой лошадей, утверждённой в советское время (1948 г.) стал Русский рысак.

В 1948 году большим событием было утверждение сразу двух советских пород: Буденновской и Терской, создаваемых по инициативе С.М. Будённого. Перед колхозами была поставлена чёткая задача: в 1948 году поголовье лошадей должно достичь 11,9 миллиона, а в 1949 году – 12,9 миллиона. Пленум ЦК ВКП(б) поручил возглавить эту тяжёлую работу С. М. Будённому, и он успешно справился с ней за время своего пребывания на посту заместителя МСХ СССР. А в Астраханской области в результате выполнения строгих директивных мер по быстрому восстановлению конских ресурсов численность лошадей уже к 1952 году превышала довоенный уровень, составив 73000 голов.

К 1954 году в России меры, принятые по развитию коневодства, обеспечили увеличение числа лошадей до 8,1 млн, затем поголовье неуклонно сокращалось. Главные причины этого – недооценка роли и значения живой тяговой силы, а также низкий уровень материально-технического обеспечения отрасли, содержащей высокопроизводительное использование лошадей на работах.

В 1953 г. на сентябрьском пленуме ЦК КПСС было принято решение о прекращении деятельности военных конных заводов.

С 1954 г. часть конных заводов была ликвидированы, часть преобразована в зерновые и животноводческие совхозы. Статус государственных конных заводов остался за заводами, где было сосредоточено наиболее ценное племенное поголовье.

В 1955 году ситуацию усугубило расформирование кавалерии как рода войск, и дальше негативные тенденции пошли по нарастающей. Если за рубежом тягловое коневодство, вытесняемое автомобилями и сельскохозяйственными машинами, стали заменять спортивными, то в России решили, что лошади «в век атомный нелепые» (такие слова были в одной из популярных тогда песен).

В 1955-х годах в условиях интенсификации сельскохозяйственного производства, а также недооценки роли и значения коневодческой отрасли со стороны директивных органов численность лошадей стала сокращаться и составила в 1975 году 25800 голов.

Для коневодства Астраханской области настали тяжёлые времена, в одночасье оно оказалось совершенно ненужным официальным государственным органам, которые декларировали наступление в ближайшем будущем тотальной механизации. Реальная жизнь вносила свои коррективы.

Ещё 55 лет жизнь сельских жителей Астраханской области была немыслима без лошадей.

Лошади на рубеже преобразований

В период 1990-1995 годов в Астраханской области положение дел в продуктивном животноводстве в силу рыночных реформ в экономике резко ухудшилось. Глубокий кризис сопровождался сбросом продуктивного скота.

Из-за перестройки, распада СССР и экономической разрухи пришли в упадок все конные заводы, в которых выращивают породистых лошадей, а в большинстве деревень не стало и рабочих лошадей.

С древнейших пор до наших дней существуют кавалерийские заставы: лошади для пограничников на государственных границах нашей страны всех времён - прекрасные, выносливые, быстрые скакуны. Пограничники шутят, что на их заставах коней сохранилось больше, чем во всех колхозах и совхозах, вместе взятых в СССР. В стране почти исчезли профессии ковочного кузнеца, шорника для всадников, но они до сих пор процветают на кавалерийских заставах.

Только с 1998 года в нашей области наметилась устойчивая тенденция на наращивание поголовья лошадей.

В связи с бурным развитием техники роль лошади в жизни человека стала гораздо менее заметна - машины и тракторы сменили коней за плугом, в упряжке и на поле боя. Однако обойтись без своего проверенного друга и помощника люди не могут и сейчас. Особенно активно используются лошади в спорте. Огромной популярностью пользуются скачки и рысистые испытания на ипподромах. Более спортивными являются соревнования по выездке, конкур и конное троеборье.

Каждый тип лошадей имеет своё предназначение: 1) для досуга; 2) для туризма, верховой езды; 3) для ипподромных испытаний. В России к ним относится 1/5 от 2 млн лошадей. В рабоче-пользовательных — около 1,5 млн, хотя потребность в них раза в 4 выше.

На территории Астраханской области действуют 3 племенных завода и 4 племенных репродуктора по разведению лошадей кушумской породы.

На 1 января 2006 года численность лошадей во всех категориях хозяйств Астраханской области составила 23290 голов, в том числе 10680 голов находится в частном владении населения, 8991 голова размещена в сельскохозяйственных предприятиях разных форм собственности, а 3619 голов в крестьянских хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей.

Спортивное коневодство

В довоенные и послевоенные годы конный спорт был уделом добровольных спортивных обществ (ДСО) и носил прикладной военизированный характер.

Начиная с 1953 г. главной задачей в развитии спортивного коневодства стало улучшение качества лошадей. Коневодство приобретало многогранный характер. Значительное количество хороших лошадей требовалось для растущего классического и национального конного спорта, который получал более широкое развитие в городе и деревне. Конному спорту принадлежала немалая роль в социальной жизни села. Проводниками конного спорта стали конные заводы и племенные конефермы. Молодёжь овладевала азами классических видов спорта - дрессуры, конкуров, троеборья.

Сегодня конный спорт в России переживает своё второе рождение, и, что особенно приятно, Астраханская область может в будущем стать одним из центров его развития.

Современные виды конного спорта (выездка, троеборье, конные пробеги, преодоление препятствий, стипль-чезы) требуют от лошади выполнения высококоординированных двигательных упражнений и хорошего развития функциональных возможностей организма. На бегах и скачках рабочий век лошади определяется, как правило, семью годами, а в олимпийских видах лошадь допускается на чемпионаты Европы, мира, Олимпийских игр только с девяти лет. Для молодых лошадей, начиная с пятилетнего возраста, проводятся отдельные соревнования. Спортивная лошадь может участвовать в соревнованиях до 18 лет. Использование в соревнованиях лошадей более старшего возраста расценивается как негуманное отношение к животному.

Культурно-табунное содержание оптимально на 100, 200, 300 и 400 голов.

В настоящее время в Астраханской области развивается спортивное коневодство. Оно представлено породами: "Ахалтекинская", "Арабская чистокровная верховая", "Английская чистокровная верховая", "Будённовская верхово-упряжная", "Донская верхово-упряжная".

Лошади ахалтекинской породы характеризуются изящными, лёгкими строениями костяка, высокопоставленной шеей, лёгкой головой, сухой конституцией. Они разводятся в частном предприятии М.К. Микитова Лиманского района.

Лошади донской – верхово-упряжной породы популярны в различных национальных конноспортивных играх, соревнованиях, скачках.

Арабские породы лошадей и их помеси использовались в троеборье; ахалтекинские – в конкуре, англо-текинские и англо-арабские помеси обладают универсальными качествами. Английская чистокровная верховая порода была выведена в Англии на рубеже XVII и XVIII веков. Англичане называют её "throughbred" - то есть "выведенная в совершенстве".

В Астраханской области действуют две конноспортивные школы. Мальчики и девочки принимаются в детскую группу с 12 лет. На пони набирают группы, начиная с трёх лет, потом они пересаживаются на более крупных пони, а потом переходят к лошади. Спортсмены в возрасте от 12 до 16 лет выступают по детской группе, потом они переходят в группу юношей (до 19 лет), и с 19 лет до 21 года спортсмены выступают в группе юниоров, а с 21 года спортсмены переходят во взрослую возрастную категорию.

С целью испытания резвости спортивных лошадей и организации культурного досуга населения регулярно проводятся конноспортивные состязания районного и областного уровня. В ближайшей перспективе планируется расширение спортивных и досуговых мероприятий путём организации конного туризма, проката лошадей и др. Начато строительство ипподрома по инициативе губернатора Астраханской области Александра Жилкина в селе Три протока Приволжского района. Он призван стать одним из любимых мест отдыха жителей региона и их гостей и представляет собой целый комплекс, включающий выставочный павильон, гостиницу, скаковую дорожку, конюшню и т.п. Уже сейчас там несколько раз в год проводятся крупные массовые конноспортивные соревнования районного и областного уровня в целях организации культурного досуга населения и испытания резвости спортивных лошадей, а также верблюжьи бега и Сабантуй. Расширяются спортивные и досуговые мероприятия путём организации конного туризма, проката лошадей и др.

В Астрахани существуют конные клубы "Фаворит" (Садовских, 3) и "Элит" (Моздокская, 53 е). Для любителей катания на лошадях созданы специальные конно-каретные дворы, на которых возможно не просто провести время приятно, но и с пользой - пройдя уроки верховой езды, которые даются при этих клубах. Всё большее число людей, особенно молодых, находят в конном спорте не только отдых и общение с прекрасными животными, но и возможности для самореализации.

В ноябре 2012 года основана федерация конного спорта Астраханской области. Подобные аккредитованные Федерации существуют пока у 24 регионов. Закуплено 32 лошади для занятий, создан тренерский состав и площадка для занятий в Астрахани. Федерация существует на частные средства.

Конный спорт ещё и является дисциплиной паралимпиады.

28 мая 2013 г. в рамках федеральной программы «Летние Олимпийские старты» «Ростелеком-Юг» в Астрахани провёл детско-юношеские соревнования по конному спорту. Любопытно, что в Древнем Риме в 776 году до н.э. лошади, запряжённые в колесницы, впервые приняли участие на Олимпийских играх. Теперь наши ребята продемонстрировали мастерство владения выездкой и конкуром – видами классического конного спорта, который на протяжении ста лет является олимпийской дисциплиной. Любой хороший спортсмен должен иметь не одну, а несколько лошадей.

Соорганизатором соревнований, собравших юных спортсменов из разных уголков региона, выступила Федерация конного спорта Астраханской области. Победителям «Летних Олимпийских стартов» были вручены кубки, медали, дипломы и подарки.

…Какую только работу ни выполняла лошадь! Она сражалась, транспортировала почту, доставляла пассажиров и различные грузы, вспахивала, боронила, сеяла, косила, держала других животных под надзором, участвовала в соревнованиях, туризме и досугах, охраняла государственные границы, боролась с пожаром, обеспечивала мясом, лечила человека целебным кумысом. Казалось бы, в наш бурный век автоматики, механизмов и роботов она должна утратить своё значение. Но нет! К лошади вновь и вновь возвращаются её минувшая слава, молва и признание. В наше время цены на лучших жеребцов-производителей доходят иногда до 40 млн долларов.

Гусев Владимир Матвеевич, член Союза журналистов России, член Российского Общества историков-архивистов, кавалер медали ордена "За заслуги перед Астраханской областью",

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 6 (567), 14.02.2014 г.

Продолжение следует