Хан Батый и лошади (1236-1255 годы) В середине 11-го века конников-печенегов оттеснила огромная конница кыпчаков и на месте бывшего хазарского города ( то есть Астрахани) построила свой город на правом берегу реки Итиль в районе разветвления этой реки в реку Болда. В 1224 году монголо-татарская конница, достигнув место будущего города Ас-Тархан (ныне Астрахань), вернулась на родину. В 1229 году монголо-татарская конница под предводительством Субэдэя (30 000 человек, предположительно 100 000 лошадей) напала на конницу кыпчаков, кочевавших в Прикаспийских степях, на их столицу Итиль. Без лошади не были бы возможны завоевательные походы почти мировой Монгольской империи. Конница была "могучим средством для осуществления завоевательных планов монгольской знати". В 1230 году отряд конников - завоевателей (30 000 основных и 60 000 запасных лошадей) появился в прикаспийских степях, которые являлись регионом кочевий половцев. В 13-м веке на Нижнем Итиле и в степях Предкавказья появились колеса со спицами. Повозки применялись "обычно при походах и дальних переселениях и чаще всего в них запрягались волы". А "лошадей берегли, их редко использовали как тягловый скот". В 1236 году степь Дешт-и-Кыпчак была покорена монголо-татарскими конниками. Для порядка в степи хан Батый (Бату) оставил своего младшего брата Шингкура-оглана со своей конницей. Огромная конная армия Батыя продвигалась по Западной Европе с сокрушительными победами. "С седла нельзя управлять миром" в Астраханском крае В 1242 году крупная конница кыпчаков подняла меч против конной армии Шингкура. Батый, ставший ханом Белой (Золотой) Орды ещё в1236 году, вскоре прервал захватнические войны не только из-за вооружённого столкновения кипчаков с Шингкуром, но и в связи со смертью каана Угэдей ( в Каракоруме) и вернулся на Нижний Итиль, где начал основывать своё государство «Золотая Орда» и делать его столицей Ас-Тархан. Боевой порыв конницы Батыя пресекся по завету «своего грозного» деда: «С седла можно завоевать Вселенную, но с седла нельзя управлять миром». Государство Батыя путём завоевательных боевых действий расширилось за счёт территории Руси, Дешт-и-Кыпчака, Волжской Булгарии, Крыма, Северного Кавказа, обширной степи от реки Итиль до реки Дунай. Лошади поистине сражались. Кочевое хозяйство хана Батыя В 1245-1247 годы конница Батыя в течение многих лет кочевала вдоль реки Итиль с юга на север и обратно на телегах в войлочных городах. Тогда не было постоянных стационарных построек. Лошади паслись в просторных степях, богатых растительностью. Это было превосходные пастбища. Здесь Батый "прежде всего оценил преимущества здешних степей, многочисленных заливных лугов, пригодных для пастбищ". Лошади зимой загонялись в лесистые или заросшие камышами места для защиты от стужи и метелей.Они в марте поились снеговыми водами, летом шли на водопой к рекам или озёрам. В 13-14 веках на Нижнем Итиле шла ожесточенная борьба за землю, за пастбищные угодья, за господство над скотоводами-кочевниками. По ханским законам монголы обязались выделять в год от каждой тысячи по одной дойной кобылице. Скотоводы и коневоды имели свои родовые весенние, летние, осенние пастбища и определённые места зимовок. Кочевники (мужчины) делали луки, стрелы, седла, повозки, караулили лошадей, овец, коз, доили (иногда женщины), приготовляли кумыс, делали мешки для сохранения кумыса, охраняли верблюдов и вьючили их. Похищение спутанной лошади приравнивалось к самым тяжким преступлениям и каралось смертью. Цветущие в обширной степи города оба Сарая, Хаджи-Тархан (то есть Астрахань, имя которой в последующем упоминается во всем повествовании), Сарайчук были похожи на оазисы в кочевой степи. На территории Астраханского края монгольские и татарские племена (местные кипчаки и пришлые татары) в раннем периоде Улуса Джучи владели огромными стадами. Они, по свидетельству итальянского путешественника, миссионера Плано Карпини, побывавшего в 1245 – 1247 годах в Монголии и Золотой Орде, "очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми". "Всякого скота у них такое огромное количество, какого, по мнению Плано Карпини, нет в целом мире». По утверждению Ибн-Баттута, цена одной лошади составляет 50 – 60 диргемов, это очень низкая цена. В то же время хорошие кони на экспорт, например, для вывоза в Индию, стоили 500 динаров (золотых монет) и даже больше. Сам Ибн-Баттут с ханом Орды Батыем совершали экскурсию по золотоордынской Астрахани на лошадях. Они ехали из Сарая 10 дней и прибыли в город Сарайчик, у которого кончилась их "езда на лошадях, везущих арбы". Затем они вскоре там продали лошадей и "для возки арб наняли верблюдов". Наиболее многочисленную группу среди лошадей в Золотой Орде составляют малорослые лошади и немного меньшим процентом были представлены средние; мелкие были очень редки. Примерно в равных количествах состоят лошади: полутонконогие и тонконогие вместе со средненогими. Скотоводство давало кочевникам: мясо, шерсть, шкуры для выделывания кожи, кумыс, коровье, овечье и верблюжье молоко. Сбрую для лошадей, обувь, одежду делали из кож. " Татарин зачастую уйдёт на целый месяц, без всякой еды: питается кобыльим молоком да тою дичью, что сам наловит...". Из кобыльего молока больше всего приготовляли кумыс. Градостроительство и лошади Государство Батыя перешло с кочевого на оседлый образ жизни и держалось как на военной силе, так и на силе лошадей. Конники жили за счёт дани с покорённых государств. Возникла необходимость в транзитной торговле, в экономических связях. Шёлковый путь из Китая в Переднюю Азию проходил именно Улус Джучи. Наметилось градостроительство. Выбор места для строительства государства Батыя выпал на правый берег Итиля, напротив истока Болды, где был развален хазарский город. Лошади возили строительный материал: меловый камень, красной глины (из которой изготовлялся кирпич), пески, камыш, воды. Строили несколько десятков тысяч русских пленников, возможно, 50 000 человек. Новый город Астрахань должен был стать торговым и перевалочным складским центром Улуса Джучи, где лошади, быки, верблюды перевозили различные грузы по суше и доставляли их на речные и морские корабли (галеры). При хане Бату имелся дворцовый черби, который возглавлял "дочерей, домашних слуг, пастухов, и верблюдов, и коров, и кебтеулов [корпус телохранителей] и смотрел "за дворцовой кибиткой". У хана Бату в распоряжении существовали командир охраны, распорядитель кочевок, хранитель печати, управитель почты. Доходы с городов Кят и Хива в Хорезме, принадлежащем Бату, поступали в пользу джагатаидов. Караванная торговля при хане Батые Весьма широкое развитие получила в Золотой Орде обычная средневековая караванная торговля на верблюдах и лошадях. В её центры ( Сарай-Бату, Сарай-Берке, Астрахань, Ургенч, Сарайчук, Солхат, Булгар) купцы из далекого Египта, Средней Азии, Кавказа, Крыма, Волжской Булгарии, Западной Европы, Индии приезжали со своими товарами. Магистраль древней караванной торговли была ближе к другим монгольским государствам. В золотоордынском обществе на рынках Европы, арабского мира Азии и Северной Африки предлагались товары: лошади, верблюды, различные меха, кожа, зерно, соль, оливковое масло, дорогая рыба, воск, мёд, шёлк, камка, перец, имбирь, амбра, мускатный орех, гвоздика, алоэ, хлеб, вино, русское полотно и различные ткани, ковры, серебряные изделия, жемчуг, фарфор, краска и целый ряд других. Подвластные Орде ремесленные центры Хорезма и Северного Кавказа поставляли шёлковые, парчовые и хлопчатые ткани, драгоценные камни, красители, вина. На базарах Астрахани содержались "базарные надзиратели", торговцы, купцы обложены амбарной пошлиной (с торговых помещений), тамговой пошлиной, подводными и кормовыми повинностями, весовой пошлиной. Крестьяне, имевшие лошадей, и кочевники также обложены поземельным натуральным налогом, поземельной податью, подымной податью, сбором недоимок, поплужной повинностью или посошным серебром и множеством других податей. Порядок в торговле, охрана караванов, наличие развитой сети караван-сараев и городов привлекали в Астрахань тысячи купцов и гарантировали ханом Золотой Орды большие прибыли от торговых пошлин. Подковы для торговых лошадей Самая древняя форма подков — «башмаки» из лыка или конопли. У лошадей в Золотой Орде копыта были обмотаны кожей. Однако эта защита была непрочной; кроме того, укрепление её верёвками или ремнями вызывало заболевания кожи. Подошвенные поверхности копыт рабочего скота покрывали смолой. Тогда появились подковы, не просто защищающие копыта, а способные вылечить или исправить их болезни и недостатки, нечто вроде ортопедической обуви для лошадей. Табун лошадей находился, как обычно, в пригороде, где жили скотоводы-кочевники, и на окраинах (раскинувшихся на 10 км), где жили земледельцы (асы, кипчаки, черкесы). В пригородах находились усыпальницы ханов, духовных иерархов, святых дервишей (грузовые лошади помогали хоронить умерших людей), далее - виллы с конюшнями, усадьбы аристократов с помещением для содержания лошадей. В самом городе, "одном из красивейших городов мира", куда съезжались купцы из Руси, с Востока и Западной Европы, стоял "сплошной ряд домов" без "пустопорожних мест", "каждый народ живёт в своём участке отдельно; там и базары их" (по свидетельству путешественника Ибн-Баттуты). Как видно, лошади и верблюды свои на своём отдельном развале (на открытой торговле) у каждого народа (русские, татары, арабы, персы, кипчаки, евреи, итальянцы, византийцы, индусы, хорезмийцы). Так, на рынке у ногаев (нугаев) продавались лошади, у русских- гончарные изделия, у татар - арбузы, тыквы и дыни, у индусов (точнее, у индийцев) - драгоценные камни, у персов- ковры, у китайцев- шёлк и фарфор, у хозермийцев- ткани из хлопка, у евреев- ювелирные изделия (золотые катанные бляшки, золотые браслеты, золотые серьги, серебряные перстни, бусы (бусины), золотые и серебряные сосуды с чеканными надписями и изображениями, медная стрелка в качестве успокоителя). У каждой нации, как выше сказано, свои торговые (грузовые) лошади или свои верблюды. Таким образом, в 13-м веке Астрахань стала первостепенным средоточием на пересечении главных лошадиных, верблюжьих и водных караванных путей, которые велись на Верхний Итиль (Волга), Русь, на Чёрное море, на Кавказ, в Среднюю Азию, Китай, Византию, Северную Африку. Конная армия хана Батыя Армия содержала сотни тысяч коней. Монголо-татарское войско состояло из тумэнов, по 10 000 лошадей в каждом. Тумэн — наиболее крупная организационная тактическая единица монгольского войска XIII -XV веков, численность которой составляла 10 000 всадников. Значительно больше, чем собственно воинов, было «обслуживающего персонала», то есть народа этого государства: персонал должен доставлять корм ежедневно, ковать великолепные доспехи и подковы для лошадей, плавить сталь, шить одежду, заниматься лошадьми. Итак, у каждого воина-бека был свой отряд с особым боевым кличем - ураном. Отряды разбивались на сотни. Сотни объединялись в тысячи, а тысячи - в тумэны (десять тысяч). Командиром сотни был сотник - "юз ваши". Над тысячами стояли тысячники – "мынъ баши". Над тумэнами - темники - мурзы, в основном приближённые к ханской семье или члены этой семьи. В отдельные периоды своей истории Золотая Орда могла выставить более 150 000 конников. Многочисленные экспедиции «татарской» конницы нанесли разрушения и разорения. Наиболее крупным из них являлся поход темника Батыя в самом начале ордынского владычества, и в ходе которого были разрушены до 49 из 74 существующих городов Руси. Вклад лошадей в благоустройство Астрахани В марте 1252 года Астрахань (в бытность Ас-Тархан) начала строиться из камня. Благодаря подпоре трудолюбивых грузовых животных-лошадей! Лошади использовались и при строительстве турлушек для рабочих, перевозя камыш и глину. Таким образом строились "большие землянки для рабов" в качестве "основных производителей строительных работ". Возводились мечети, дворцы, мавзолеи, храмы Ассирийской Ортодоксальной Апостольской Церкви Востока, христианские церкви, склады, пристани также не без участия грузовых лошадей. Благодаря помощи лошадей и не только их в Астрахани были вырыты многочисленные колодцы, каналы, арыки и бассейны, а также были проложены керамические трубопроводы для подачи воды из реки Итиль и рукавов дельты силами домашних животных (коней, волов, быков, ослов, верблюдов). Они действовали успешно в течение 300 лет. Со 1250-х годов вокруг Астрахани было много конных поселений, которые входили в округу этого города и растянулись на огромные километры и состояли из совокупности землянок, конюшней, могильников, "разновременных погребений" и единых целых усадеб, "имеющих в основе ильмена". В 1254 году Батый построил Сарай-Бату в районе современного села Селитренное Харабалинского района. Велика была доля труда лошадей в его возведении. Хан Берке и лошади (1256-1266 годы) После смерти Батыя в 1256 году хан Берке выделил конное войско в помощь султану Хулагу для похода в Малую Азию. В 1260-1262 годы усилиями не только грузовых лошадей был построен город Сарай-Берке (ныне село Царев Волгоградской области). В 1261 году при хане Берке была открыта особая Сарайская православная епархия. Её соборный храм строился тоже при участии грузовых лошадей. В 1261 году Хан Белой (Ак) Орды Берке (Беркай) (1256-1266) вёл борьбу со своим южным соседом Хулагу (300 000 коней) за азербайджанские территории, выставляя свыше 350 000 конных воинов. Легкая конница в составе золотоордынской армии занималась разведкой, наблюдением, подготовительными действиями перед боем и завязкой боя. Татары воевали верхом "на невысоких коренастых лошадях, чрезвычайно выносливых и неприхотливых к климатическим условиям". В походах от холода их "защищала плотная шерсть". Эти лошади были способны проделывать огромные переходы. Они "могли щипать траву на ходу, а также питаться корнями и палой листвой". Они питались подножным кормом, обходясь без всяких заготовок. Зимой лошади «копытили» корм, добывая его из-под снега. Обычно у кочевников количество лошадей в расчёте на одного воина составляло 3, но наказ Чингисхана требовал иметь при каждом воине 5 лошадей. Сёдла имели высокие луки, были "достаточно тяжёлыми, до 4-х килограммов, смазывались овечьим жиром для предотвращения намокания во время дождя". Стременные ремни, "приспособленные к особой посадке монгольских всадников, были очень короткими". В 1263 году лошади участвовали в длительной жестокой войне между Иранским улусом ильхана Хулагу и Улусом Джучи. В 1266 году конница хана Берке проиграла Ирану. Хан Менгу-Тимур и лошади (1266-1287 годы) Хотя ханы Золотой Орды постоянно контролировали свою реку Итиль, по которой шла главная торговая магистраль всей Восточной Европы, лошади паслись вольно в пойменных низинах и на заросших деревьями и тростнками берегах многочисленных рукавов дельты Итиля. В Астрахани после напряжённых работ грузовых лошадей, быков, верблюдов, волов оживали большие сады, виноградники, скверы, парки, приснастились рукотворные каналы, фонтаны, банный комплекс, особняки богатых людей, роскошные мечети, костёл, православный храм, караваи-сараи, базары, торгово-ремесленные кварталы, торговый флот, просто дома. Генуэзцы и венецианцы сооружали флот. Князь М.Г. Белозерский (1263-1293), внук Сартака, жил в Астрахани и участвовал в конных походах Орды. Хан Туда-Менгу и лошади (1282-1287 годы) В 1282 году после смерти хана Менгу- Тимура при помощи конницы Ногая к власти пришёл верховый Туда-Менгу (он же брат умершего хана) с конницей в обход сыновей покойного. В 1285 году астраханские купцы следовали за конницей хана Золотой Орды Туда-Менгу в Закарпатье, в венгерские земли. Так шла вереница лошадей в далёкие государства. В 13-м веке купцы Орды для торговли провозили на конях: оливковое масло, соль, пряности, мёд, воск, зерно, рыба, икра, кожа, лес, кожа, меха, драгоценные камни, женские украшения, ювелирные изделия, ладан, льняной холст, ткани, сукон, оружие. Главные центры караванной торговли - Астрахань, Сарай-Бату, Сарай- Берке, Ургенч. Партнёрами Астрахани были генуэзские торговые колонии, купцам которых продали рабов. Во всем этом деле весьма значима была роль торговых лошадей, основой которых являлась "близость обширных степей" и расположение Астрахани на величайшей реке Европы. Лошади также работали на меднолитейные (медные монеты с изображением осла, быка, барашка), кузнечные, косторезные, гончарные мастерские, расположенные в Астрахани. Они "строили" шесть улучшенных грунтовых дорог, которые были проложены из Астрахани. По этим великим путям ежедневно шло двухстороннее движение торговых караванов: тройки лошадей, верблюды, быки, слоны. На такой трассе через каждые 25 вёрст (26,5 км) возвышались ямы-селения, где ямщики (возница на почтовых лошадях) и купцы могли отдохнуть и переменить лошадей. Дороги находились в безукоризненном состоянии, можно сказать, вне конкуренции. Они не имели себе равных в Европе и Евразии и содержались за счёт взимаемых торговых пошлин. Одна дорога велась на запад, к Тане (Тана — средневековый город на левом берегу Дона, в районе современного города Азов Ростовской области. Существовал в XII — XV веках под властью итальянской торговой республики Генуя), вторая - в Маджары (золотоордынский город в XIII—XVI веках на Северном Кавказе, находившийся на месте современного Будённовска. Центр пересечения транзитных торговых путей из Закавказья в Северное Причерноморье и Поволжье), третья - в Сарай-Бату, четвертая - на восток, в Сарайчик ( оттуда в Среднюю Азию, Индию и Китай), пятая- в Дербент (оттуда в Закавказие, Персию), шестая - в Бельджамен (несуществующий ныне город в Золотой Орде. Название Бельджамен известно из восточных источников как Водянское городище, расположенное на правом берегу Волги, в 2 км севернее г. Дубовка Волгоградской области или как Мечётное городище, располагавшееся на территории современного Волгограда). Лошадиные караваны шли на север в Сарай-ал-Махрусу и Сарай-ал-Джедид, в Северо-Восточную Русь. Основными покупателями рыб осетровых пород и чёрной икры были Италия и Византия. Хан Тула-Бука и лошади (1287-1291 годы) В 1287 году сыновья Менгу-Тимура при помощи конницы захватили трон Туда-Менгу, в результате переворота к власти приходил Тула-Бука (Талабуга) со своей конницей. Он правил совместно со своим братом (Кичик) и двумя сыновьями Менгу-Тимура (Алгуи и Тогрул). Вскоре Тула-Бука вместе с Ногаем совершали конный поход против Польши и Венгрии. Конники во главе с ханом Тула-Букой заблудились в заснеженных Карпатах и потеряли много коней. Расчёт Ногая на смерть Тула-Буки потерпел крах. Поэтому Ногай решил сделать Токту (Тохма, Токтай, Токтагу) (он же сын Туда-Менгу) послушным орудием, учитывая, что тот с конницей во время переворота бежал к Балычке, из которой просил у Ногая покровительство, обещая за это покорность. В 1290 году Ногай путём обмана и интриг завлек сыновей Туда-Менгу в свою ставку, где они были убиты при помощи прибывших конников Токты. Затем Токта быстро забыл свои обязательства "жить в подчинении Ногаю". Конница Ногая близ Дона напала на Токту и разбил его. В это время в стане Ногая появились "разброд и шатания". Некоторые конники Ногая были недовольны им, вскоре вступали в контакт с Токтой, предлагали выдать ему Ногая и его сыновей. Скоро второй сын Ногая был схвачен конниками Токты, но сумел убежать. А Джуке (он же старший сын Ногая) успешно отразил конный бой заговорщиков. Несмотря на эти поражения, конница Токты вступила в открытое сражение с конницами Ногая и его сыновей и нанесла им "сокрушительное поражение". Ногай был смертельно ранен и погиб. Гусев Владимир Матвеевич, член Союза журналистов России, член Российского Общества историков-архивистов, кавалер медали ордена "За заслуги перед Астраханской областью", Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 7 (568), 21.02.2014 г. Продолжение следует