Лошади в Золотой Орде – 2 Хан Токта и лошади (1291-1313 годы) В 1291- 1313 годы царствовал хан Золотой (Белой) Орды Токта (Тохта, Токтай, Токтагу). После смерти Ногая между его сыновьями начались распри. Часть сыновей хотела подчиниться Токте, но старший - Джуке перебил их и со своей конницей бежал в Булгарию. В 1299 году конница старшего сына Ногая Агадая Бахадура напала на Астрахань и взяла её без боя. Вскоре он для своей безопасности соорудил при помощи грузовых лошадей ров и вал вокруг Астрахани и через 13 лет был убит. В 1310-1311 годы хан Золотой Орды Тохта провёл денежную реформу, оживал главный караванный путь Золотой Орды через Астрахань. Шла торговля Средиземноморья и Востока. Путь от Азова (город Тана) до Астрахани на лошадиной повозке занимал 10-12 дней, а на бычьей - 25 дней. Расстояние этой дороги - 950 км. Лошади возили пряности, шёлк, рыбу (белугу, осетра, севрюгу, стерлядь, белорыбицу, жерех, сазана, щуку, судака, сома, воблу, леща, сельдь), чёрной икры до Азова (на этом пути попадались навстречу вооружённые татарские конники), оттуда в Италию на галерах. От Астрахани до Сарая, находившегося в районе современного Красного Яра, лошади и верблюды шли один день. В Астрахань лошади привозили слитки серебра в качестве дани из вассальных княжеств Руси: Владимира, Рязани, Киева, Смоленска, Чернигова. В эти же княжества также лошадьми доставлялась астраханская соль в огромном объёме. Астрахань при этом стала крупнейшим центром по продаже соли и ещё энергично торговала лошадьми с Дели (Индия) за индийские золотые динары. Кипучей была торговля с Сараями, Кавказом, Ираном, Хорезмом, Закавказьем. При этом на Нижнем Итиле насчитывалось свыше 20 золотоордынских городов, с которыми Астрахань находилась на лошадином торговом пути за 1-3 дня. Хан Узбек и лошади (1313-1342 годы) В конце 1312 года Узбек-Мухаммед, внук хана Менгу-Тимура, убив законного наследника-сына умершего хана Орды Тохты руками торговых верхов Астрахани и Хорезма, захватил ханский трон и перенёс административный центр в Мордовские места, где отчасти при помощи грузовых лошадей был построен новый город Мохши. Этот город на протяжении 8 лет стал временной резиденцией хана Узбека (Узбек правил Ордой по 1342 год). Любопытно, что на верховую власть претендовали потомки Узбека в количестве 39 человек! Большое количество скота характерно и для периода могущества Улуса Джучи времён Узбека. Лошадей там «чрезвычайно много и стоят они безделицу», ими тюрки питаются. «Некоторые люди располагают лошадьми даже до 10 тысяч и более голов». При хане Белой Орды Узбеке (1313-1342) и его сыне Джанибеке (1342-1357) имелось конное войско свыше в 300 000 человек плюс как минимум 300 000 запасных коней или как максимум 600 000. Это было одно из сильнейших в военном отношении средневековых государств Евразии. Караваны лошадей из Хорезма на телегах шли через Астрахань в Крым совершенно спокойно, «без страха и опаски», в полной безопасности, в течение 3 месяцев, не брали с собой фуража для лошадей, продовольствия для проводников и кучеров, так как астраханские компактно и сытно заселённые земли снабжали щедро всем нужным за деньги (монеты). На астраханские рынки из Египта устремилось множество товаров на лошадях. Подача воды из реки Итиль и рукавов дельты осуществлялась трудом лошадей, быков, волов, верблюдов. Колесо в Астрахани было использовано для помола зерна трудом лошадей и рабов. Затем широко использовалось большое количество мельниц для нужд городского хозяйства. Для помола зерна на муку, крупу, для толчения толокна, получения льняного масла и для подъёма воды традиционно применялись ветряные мельницы. Мельник устраивал в мельничном амбаре просеивание муки и сукновальню. Всегда тянулись к мельнице подводы с зерном, а обратно - те же подводы со свежей мукой – возницы и лошади чуть белые от мучной пыли. Дорога часто шла через мельничную плотину. Кочевники обязаны были отдавать в качестве дани одну голову лошади с каждых 100; поставлять молоко кобылиц ко двору хана и эмиров; выделять лошадей, подводы и людей для почтовой службы, пастухов для пастьбы стад хана и эмиров; нести кормовую повинность; выставлять людей для загонных ханских охот. Отмечено, что у пяти эмиров было 30 000 всадников, а доходы темников (их в 14-м веке было до 70) составляли 100 000-200 000 динаров в год. В 1313 году все князи Руси, кто из них по воде, кто по суше на лошадях, совершили поездки к хану Золотой Орды Узбек-Мухаммеду. Это были: Михаил Ярославич (Владимир, Тверь, Новгород), Иван Александрович (Смоленск), Михаил Александрович (Чернигов), Василий Александрович (Брянск), Владимир Иванович (Путивльский), И.Я.Пронский (Переславль-Рязань), Александр Михайлович (Пронский), Василий Константинович (Ростов), Фёдор Михайлович (Белозерск), Юрий Александрович (Углич), Давыд Фёдорович (Ярославль), Иван - Калистрат Михайлович (Стародубский), Иван Давыдовович (Галицкий), Иван Ярославич (Юрьево-Польский), Борис Давыдович (Дмитровский), Александр Васильевич (Суздальский), Юрий Данилович (Москва). В 1314 году Ас-Тархан переименован в исламский Хаджи-Тархан в связи с провозглашением ислама государственной религией. Лошади при всеобщей веротерпимости людей помогали в строительстве главной соборной мечети, нескольких обычных мечетей, минаретов, медресе, башен, каналов, водоёмов, керамического водопровода, канализационно-сточных систем, католической церкви и францисканского монастыря в Астрахани, а также 11 францисканских монастырей в Орде и «степных» мечетей около Астрахани. Лошади перевозили огромную кучу бракованных, пережжённых кирпичей, горны для их обжига, известковый раствор, горны для обжига керамики и для обжига изделий, стекловидные шлаки, глиняные толстые трубы, чугунные втулки для колесниц, предметы вооружения (бронзовые шестоперы, кольца для натягивания лука, сабли, наконечники стрел). Строительной древесины не было в окрестностях. При хане Узбеке бурный размах на конях и по воде приобретали торговые отношения с Византийской империей, Китаем, Кашмиром, Индией, Египтом, Генуей, Венецией, Францией, Португалией. Только Великий Новгород и государство Ильханов расстраивали транзитную торговлю. В 1318-1319 годы лошади сражались в военном походе хана Узбека против ильхана Абу-Саида за то, что тот препятствовал транзитной торговле. В начале 1319 года вторжение в район Дербента конных войск золотоордынского Узбек-хана привело к восстанию среди эмиров. В 1326 году купцы Астрахани финансировали поход Узбека против хулагидского Ирана, мешавшего транзиту в Переднюю Азию и на Ближний Восток. Путешественник Ибн-Баттута и хан Узбек Осенью 1331 года путешественник Ибн-Баттута, доплыв по Чёрному морю до Кафы, поехал на караване лошадей хана Узбека до Астрахани, где жила третья жена хана Узбека-Байалун (она же дочь византийского императора Андроника III Младшего Палеолога). Он в Астрахани пробыл 6 месяцев, совершил езду по городу на лошади в ханских свитах. Осенью 1333 года Ибн-Баттута вновь посетил Астрахань, преодолев путь из Константинополя за 50 дней, и вновь на коне сопровождался ханом Узбеком. Он в свите хана Узбека ехал по льду реки и её рукавов дельты (в дельте нынешней Волги насчитывалось до 500 рукавов, протоков и мелких речек) за 3 дня до Сарая-ал-Махруса, предположительно, на конных санях. В 1333 году зимой, когда замерзает река Итиль, «по этой реке и соединённым с нею водам ездят в арбах на расстоянии 3 дней пути». Часто по рекам проходят караваны, но при этом «тонут и погибают», несмотря на конец зимней стужи. И лошади находят свой конец в воде. Иногда на медных пулах попадались «изображения схематизированных живых существ», среди них, возможно, были и лошади. В ноябре-декабре 1334 года, при знаменитом арабском путешественнике и странствующем купце Ибн-Баттуте, в караванах, следующих в Индию, бывало более 6 000 лошадей. Во времена венецианского дипломата, путешественника и государственного деятеля Иосафата Барбаро (1413 - 1494) татары отправляли в Персию лошадей по 4 000 в партии. Конная армия хана Узбека В Золотой Орде конница была самой главной силой всех ханов и правителей. Только опираясь на неё, они могли удерживать свою власть. Численность лошадей являлась признаком могущества их обладателя. Многие ханы, кроме лошадей для военных нужд, имели ещё несколько тысяч запасных. У каждого хана были любимые кони, делившие со своими хозяевами тяготы походов и опасности сражений. Ханы всячески опекали лошадей и воздавали им различные почести при жизни и после смерти. Многочисленная конница, состоявшая из татар, кыпчаков и других кочевых племён и народов, составляла основу военной мощи Золотой Орды, именно военной мощи государства, которая основывалась как раз на кочевниках, на их воинской повинности. Для армии в 400 000 либо 500 000 бойцов необходимо около 1 500 000 лошадей, в крайнем случае – 1 000 000. В 1335 году через Астрахань шло конное войско хана Узбека вместе с купцами в государство Хулагидов, где происходила междоусобица. Вскоре после этого купцы города Гянджа вели инициативную торговлю с Астраханью. В1335 году хан Узбек отправил конницу на отложившегося хана Белой Орды Мубарек-Ходжу. Войска возглавлял старший сын Узбека — Тинибек. Он сумел изгнать Мубарек-Ходжу и стал ханом Белой Орды сам. В 1335 году был отравлен ильхан Абу-Саид, последний ильхан, контролировавший свой улус целиком. У Абу-Саида не было прямых наследников, и в улусе Хулагу начинаются войны за власть. Воспользовавшись этим, хан Узбек снова выдвигает свои права на Азербайджан и двигает войска на Кавказ. Но зимой 1335-1336 года Арпа Кэюн, захвативший власть в улусе Хулагу после смерти Абу-Саида, наносил поражение армии Узбека на реке Куре. В 1338 году венецианский купец Джованни Лоредан, прибывший из Таны на лошади, прожил 50 дней в Астрахани, где по базарам, кишевшим лошадьми, ходили венецианские дукаты в огромном количестве. Поскольку во много раз возрос и усилился стремительно товаропоток из Астрахани в Хорезм и обратно, то на пути следования бесконечных караванов образовались сверхкомплектные караван-сараи. Это было большое общественное строение на Ближнем и Среднем Востоке и в Средней Азии, в городах, на дорогах и в ненаселённых местах. Оно служило кровом и стоянкой для путешественников, караванщиков, лошадей, верблюдов. Из Руси через Астрахань в Центральную Азию ехали большие караваны купцов отчасти на лошадях. Сами астраханские купцы со своими лошадями здравствовали в Москве, Ростове Великом, Твери. Грязелечение на Тинаках вблизи Астрахани начали применять во времена господства ханов Золотой Орды. Там лечились раненые всадники. Любопытно, что ванны из грязи использовались уже в 1340 году, что там заметили быстрое заживление ран на ногах лошадей, проходивших через грязи вдоль минеральных ручьев. В 1340 году Великий князь Московский И.Д. Калита побывал в Астрахани, гулял по ней, возможно, на лошади. Хан Тинибек (1342 год), хан Джанибек (1342-1357 годы) и лошади Мать хана Золотой Орды Джанибека (правившего в 1342-1357), Тайдулла, использовав подпору лошадей, построила православный храм в Астрахани. Она же активно поддерживала православное духовенство и торговлю с Великим княжеством Владимирским. В 1342 году Джанибек со своей матерью вступили в заговор с эмирами и убили законного претендента Тинибека (он же старший сын хана Узбека). Джанибек стал ханом Золотой Орды и правил по 1357 год. На мавзолеях городища Лапаса в районе нынешнего Харабалинского района были преданы земле ханы Берке, Узбек, Джанибек, Бердибек. Лошади служили подспорьем на похоронах этих ханов. В своё правление (1344-1353) Великий князь Владимирский и Московский С.И. Гордый побывал в Астрахани 4 раза, проехав отчасти на коне. В 1346 году во время правления Джанибека в Астрахань, Сарай-ал-Джедид, Сарай-ал-Махруса (75 000 жителей, 10 кв км), близлежащие города пришла эпидемия чумы «чёрная смерть» из Китая, где погибло около 13 млн человек. У кочевников-степняков лошади меньше пострадали, чем у жителей золотоордынских городов, где чума истребила лошадей до 95 %, притом хоронили их на протяжении трёх лет: «в живых осталось меньше [людей], чем погибло от мора». Астрахань после эпидемии стала безлюдной как бы совершенно пустынной. Известно, что в 1352 году чума пришла в Псков, в 1353 году — в Москву, где от болезни умер Великий князь Симеон Гордый. Итак, ущерб от потери населения, лошадей и скота был велик. Вскоре в обезлюдевшей, обезлошадевшей Астрахани появились новые жители. Это рабы, которых продал Крым, возобновивший торговые операции с Астраханью. Астрахань поставила в Солхат (Венеция) золото, шёлк, кожу, мех, ткани, красители. В 1349 году в Астрахани пробыли литовский князь Кориат Гедиминович Новогрудский и литовский князь Семён Свицловский, прогуляв на конях по городу. В 1350-х годах на территории Золотой Орды насчитывалось свыше 100 городов, где жизнь лошадей была на самой высшей ступени и превосходном атрибуте в Европе. Тем более в Астрахани как крупнейшем сосредоточении торговых международных путей качество жизнедеятельности лошадей оказалось на мировой высоте. Лошади и верблюды на "большие базары" Астрахани привозили китайский фарфор и шёлк, византийские, итальянские вещи, сирийско-египетское стекло, украшенное эмалями, арабские и персидские ткани, индийские золотые монеты, издания иранской литературы. В 1350-х годах в Астрахань потекло великое множество миссионеров из Франции, Венеции, Генуи то ли на конях, то ли по воде. Они, пользуясь силой грузовых лошадей, построили свои храмы в городе и в кочевых ставках, а также в Сарай-ал-Махрусе. Вскоре там появились купцы и всевозможные авантюристы из Италии. Не произошли ли у них приключения со славными лошадями? Знает только история. В 1354 и 1357 годы в Астрахань 2 раза прибыл Великий князь Владимирский и Московский Иван II, проезжая по городу на коне. С Астраханью оживлённую торговлю на лошадях и по воде вели закавказцы: Алагир, Ардебиль, Баби, Баку, Бердаа, Гянджа, Дербент, Кара-Агач, Махмудабад, Нахичевань, Тебриз (Тавриз), Сарах, Тифлис, Шаберан, Шемаха, Ширван. В 1354 году Астрахань «потеряла рынок сбыта в Иране». В 1356 году хан Джанибек (Чинибек), правивший в 1342-1357 годы, набрал конников в Астрахани на её средства и на фонды государства для совершения похода в Закавказье и объединил все золотоордынские конские войска именно в той же Астрахани. Армия хана Джанибека захватила Тебриз (Тавриз), истребила государство Чобанидов, уничтожила правителя Ашраф ибн Тимурташа на азербайджанской земле. Хан Бердибек и лошади (1357-1359) 22 июля 1357 года на обратном пути хан Джанибек был убит своим родным сыном наследником Бердибеком. Сторонники хана Бердибека убили его 12 братьев, в том числе и 8-месячного ребёнка, сделав, таким образом, Бердибека единственным законным наследником золотоордынского трона. Так Бердибек убил всех прямых потомков Батыя-хана. После смерти хана Джанибека в Астрахани и в Орде началась смута. Она занимала около 20 лет, в ней менялось более 25 ханов, а жизнь лошадей продолжалась своим чередом. Итак, в течение 1357-1380 годов после Джанибека престол захватывался тем же количеством ханов, имеющих огромную конную армию. 13 ноября 1359 хан Бердибек был убит руками Кулпы, сына Иринбека, внука Узбека. Так, практически все представители династии хана Батыя в течение свыше 100 лет (1255-1357 годы) занимались убийствами своих ближайших родственников (убито 39 ханов). Между тем лошади чуть ли не ежегодно (порой через несколько недель) переходили от одних рук убитого хана к другим очередным без конца. Смута в Астрахани с 1359 по 1380 год В связи с «Великой замятней» на рынках Астрахани поток товаров из Средней Азии уменьшился отчётливо. Предметы торговли и продукты труда из Индии, Хорезма становились нечастыми, единичными. В Астрахани и в Орде появлялись внешние и внутренние враги. Они чаще нападали на лошадиные караваны, отталкивали великое множество желающих торговать. Охотников торговать на лошадиных телегах в обстановке, опасной для жизни и сохранности товаров, без защиты от врагов, становилось всё меньше и меньше. А лошади всё реже и реже использовались, находившись в отпуске на пастбищах. Однако для них нашли новую работу: возведение защитных сооружений, башен и крепостной стены в Астрахани и укрепление центральной части города (свыше 300 га или 3 кв. км) валом и рвом. На территории Астраханского края конь связан с ритуальными обрядами. В финно-угорской мифологии лошади выступают как держатели земли: «Земля стоит на трёх конях: чёрном, красном и белом. Если держит чёрный конь, то на земле воцаряется голод и смерть. Если белый — войны и раздор. Красный конь способствует установлению мира на земле и благополучию». Лошади - строители города Астрахани на высоте Лошади возили плинфу (для строительства дворцов, караван-сараев, мечетей, мавзолеев, домов, крепостной стены), белый камень, стекло тёмного цвета, ганч, гипсовое панно, местную красную глину, обожжённые кирпичи (на известковом растворе), воды, строительный инструментарий, обжиговые печи, тандыры, изразцовые плиты (для строительства дворцов, мавзолеев, мечетей, медресе, караван-сараев), зеркала, железные котлы, свинцовые пломбы, металлические крючки. При помощи грузовых лошадей строились каменные жилища для ремесленников, стеклодувов, оружейников, металлургов (производство стали), каменщиков, рабов, бедных людей. Табуны лошадей систематически прилаживали к возводимым кирпичным стенам, в строительстве которых помогали сами грузовые лошади. Лошади вывозили строительный мусор, шлаки от металлургии, активно участвовали в ассенизации, в откачке из стационарных хранилищ (в отличие от канализации) и последующей утилизации стоков. Они возили систему ассенизации либо машину истерна-насос для этой цели. Это поистине оздоровление города и за его пределами. Астрахань оказалась на высоте по стабильной жизни по сравнению с Сарай-ал-Джедидом, где часто бывали государственные перевороты. Поэтому с 1371 года в Астрахань ради своей безопасности и предпринимательства хлынули купцы, торговцы, лавочники, ремесленники, дельцы, скотоводы, чабаны и ряд простых людей. Гусев Владимир Матвеевич, член Союза журналистов России, член Российского Общества историков-архивистов, кавалер медали ордена "За заслуги перед Астраханской областью", Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 8 (569), 28.02.2014 г. Продолжение следует