Лошади в древности

История лошади насчитывает 65 миллионов лет. Родом лошади из Америки по существовавшему естественному мосту мигрировали в Евразию. Эволюция лошадей началась около 55 миллионов лет назад.

26 млн лет до н. э. предки лошадей стали на новый путь развития - они приспособились к жизни на открытых пространствах и к питанию травой. В среднем по размерам они приближались к пони, череп у них стал как у лошади, зубы близки к современным.

7 млн лет до н. э. появились первые однопалые лошади. Они жили в Восточной Европе, Центральной Азии, Северной Африке. От них произошли тарпаны, зебры и ослы. В тот период саванный ландшафт (с сочной растительностью и сильно увлажнёнными почвами) сменился сухими степями.

70 тысяч лет тому назад на территории Астраханского края появились первые люди в балке Сухая Мечетка (ныне на северной окраине Волгограда). Здесь бродили первые животные: мамонт, зубр, бык-тур.

13,5-13 тыс. лет назад прошло длительное оледенение. Наступило глобальное потепление. Первыми стоянками человека на территории края были места вдоль берегов высохших ныне озёр, склоны или котловины выдувания больших барханов. Их было сотни. Человек изобрёл лук и стрелы. Господствовала бродячая охота. Развивалось собирательство и рыболовство.

В 6-5 тыс. до н.э. в степях Нижнего Поволжья появилось земледелие и скотоводство, чему уделялось всё больше внимания.

В конце 5 - начале 4 тыс. до н.э. на территории Астраханского края в природных условиях степей зародилось хозяйство скотоводческого типа близ воды.

Первые коневоды

В 4-тысячелетии до н.э. в сухих континентальных степях Нижнего Поволжья и Северо-Западного Прикаспия получили распространение дикие лошади степного типа, одним из представителей которых был южнорусский тарпан. Первыми, кто попытался приручить лошадь, были кочевники азиатских степей. Здесь ловили диких лошадей и разводили в неволе. Важным событием для дальнейшей истории стало одомашнивание лошадей. Прежде чем их стали использовать как рабочее животное, они служили источником мяса и молока.

Тогда человек научился пользоваться уздой. Примитивные удила из сыромятных ремней были уже в употреблении в южнорусских степях. Там же позднее появились и железные удила, или трензеля.

Долго люди ездили охлюпкой, без седла.

Это был период первого приручения и широкого использования коня в хозяйственной деятельности. Однако приручить ещё не значит одомашнить. Число видов действительно одомашненных животных очень невелико — не более 25.

Одомашненная лошадь всегда была рядом с человеком и считалась благородным, священным животным. В процессе эволюции человек видел в коне носителя и символ своих богов, поэтому всячески ублажал и украшал его. Первые астраханские скотоводы пасли овец, крупный рогатый скот и лошадей, перекочёвывая с места на место. Они также на солончаковых участках занимались лишь мелким рогатым скотом (овцы, козы).

Лошадь использовалась для верховой езды. Имелась, возможно, частная собственность на скот, на лошадей. При этом существовала древняя скотоводческая культура, характерная приручением лошадей, переходом части населения к кочевому образу жизни, развитием патриархального уклада у скотоводов и выделением знати и вождей, сосредотачивающих в своих руках власть и богатство. При развитии патриархальных отношений вероятна общинная собственность на лошадей. Стоянками скотоводов служили выдувы песчаных барханов в полупустынной зоне Астраханского Заволжья (в частности, в районах Досанга и Исекея). В полупустынных солончаковых степях растительный покров (типчаково-полынный) разрежён, а запасы воды невелики. Всё это делало древних скотоводов наиболее подвижными. Их житьё-бытьё было опасным и трудным.

Одновременно одомашнились: азиатский буйвол из Индии и Китая, одногорбый верблюд из Аравии, домашняя утка из Китая.

В 4-3 тысячелетиях до н.э. (в эпоху бронзы) у племён, находившихся в южных степях Евразии, существовала древняя скотоводческая культура, характерная приручением лошадей и переходом части населения к кочевому образу жизни. Кони помогали загонять скот, их запрягали в повозки, использовали как тягловых животных. В качестве тягловых животных используются также верблюды, волы, быки, буйволы, ослы, мулы, собаки, олени и др.

В 3 тысячелетии до н.э. засушливый степной климат снижал продуктивность пойменных лугов, поэтому держать придомных (пастушеских) лошадей, коз, овец, коров, верблюдов, собак на прежних местах стало затруднительно из-за недостатка воды и корма. На смену этому скотоводству приходило кочевое скотоводческое хозяйство. В этот период астраханские скотоводы (а это были первые степные кочевники) приобретали медные изделия (ножи копьевидной формы, шилья, булавки, украшения) на Кавказе путём обмена на лошадей, на скот.

2500 лет тому назад до н.э. на территории края одомашнились двугорбый верблюд из Центральной Азии и як из Тибета.

Любопытно, что Каспийское море получило своё название в честь древних племён каспиев (коневодов), живших в 1-м веке до н.э.

Основным объектом и одновременно инструментом скотоводства кочевнического населения служила лошадь. В меньшей степени паслись овечий и козий скот.

Когда человек приручил лошадь и оценил её ценные качества: скорость и силу, он возвысил её до пантеона богов.

Первая конная колесница

На рубеже 3-2 тыс. до н. э. начала применяться конная колесница. На территории Астраханского края использовались двух- и четырёхколёсные деревянные повозки на "колёсах, сделанных из цельных кусков дерева". Их тащила пара быков. Были изготовлены парные серьги, на каждой из них изображены "два всадника, стоящих на конной колеснице, украшенной желудевидными подвесами". На двухколёсных арбах и на четырёхколёсных телегах, возможно, с крытым кузовом, астраханские скотоводы перемещались со своими стадами овец по степным пастбищам от одного водоёма к другому. Конная колесничная упряжка распространялась на Древнем Востоке. Роль в этом деле играли именно евразийские степные племена.

В начале 2 тыс. до н.э. приручение лошадей полностью завершилось. Обряд хоронить умерших в повозках или вместе с повозками стал распространенной традицией в астраханских степях. Быки в этот период впрягались в повозки, а лошади в колесницы и телеги - лишь во второй половине 2 тыс. до н.э. В катакомбах вместе с умершим человеком погребена лошадь или другое домашнее животное (корова, коза, баран).

В середине 2 тыс. до н.э. до начала 1 тыс. до н.э. на территории Астраханского края активно развивалось коневодство. Энергично использовались одомашненные кони в качестве упряжных колесничных животных, а в качестве верховых - лишь позднее. В небольших поселениях (Сероглазово, Шошак lll,Караузек, Кок - Мурун, Кошалак, урочище Тау-Тюбе, урочище Наримбай, село Солёное Займище Черноярского района, Рын-Пески, у сёл Болхуны, Золотушинское, Удачное, Селитренное, Досанг, Успенский, Степная IV Ахтубинского района, деревня Барановка Черноярского района, Никольское Енотаевского района, у посёлка Комсомольский) имелись 3-6 длинных полуземлянок площадью по 100-150 кв.м и вместе с лошадями жили большие патриархальные семьи (50-100 человек). Существовали традиции захоронения "пар взнузданных колесничных коней и самих колесниц". По погребальным магическим обрядам савроматов на савроматских курганах захоронение покойника в могиле сопровождалось умерщвлением коней вместе с преднамеренно испорченной колесницей.

В конце 2- начале 1 тыс. до н.э. на территории нынешней Калмыкии использовались "арбы древней формы с колёсами из сплошных кусков дерева, с ярмом для бычьей упряжки".

В 1-ом тысячелетии до н.э. южнорусские степи становятся областью высокоразвитого коневодства. У скифов, живших в этих степях в VII–III веках до н.э., коневодство было важнейшей отраслью хозяйства, которая снабжала население верховой лошадью (она же является основным средством передвижения и орудием войны), конским мясом, молоком и кожами. Впервые готовить кумыс начали кочевые племена Средней Азии и Монголии ещё 5500 лет тому назад.

Первый конный завод

На территории нашего края появился первый конный (конский) завод. Коневодство в древнейших очагах культуры возникло самостоятельно, независимо, так же, как и на юге Сибири, в Средней Азии, Закавказье, и достигло своего развития на рубеже этого же периода. Этому благоприятствовали обильные степные пастбища. На пастбищах лошади нуждаются в защите от естественных факторов дискомфорта и могут мобилизовывать самозащиту, однако несоблюдение гигиены может привести к кожным заболеваниям, например, грязевой лихорадке, так что это вопрос баланса - здоровье и практичность. Из всех кормовых средств, скармливаемых лошадям, овёс представляет самое обыкновенное и, безусловно, наилучшее и в нашем климате ничем не заменимое. Без соли-лизунца у лошади может случиться депрессия! При поедании соли у лошади срабатывает механизм удовольствия. Она действительно наслаждается, восхищается, когда облизывает свой соляной брикет в деннике. Во время тренировок соль из лошадиного организма выводится вместе с потом! Вот почему соль нужна лошади в деннике постоянно.

Численность лошадей у скифов и высокий уровень коневодческих навыков населения были чрезвычайно огромными. Скифы использовали лошадей для верховой езды и в колесницах, ими велась конная охота за зайцами, дикими козами и антилопами.

Всадники были исключительно ловкими, а скифские лошади отличались большой подвижностью и резвостью.

В Астраханском крае сформировались также степные лошади, но они имели больше верховых достоинств. Человек начал создавать для лошадей искусственные условия жизни. От палящего зноя или зимнего холода их защищали конюшни. Лошадей не заставляли самих добывать корм зимой из-под снега - сено и зерно припасали заранее. Так возникал конный завод с конюшнями, манежами, с огороженными участками для выпаса и водопоя, с лугами и полями, на которых человек сам заготавливал сено, солому и зерно для животных на всю зиму. Тогда для лошадей применялась первая подкова, которая похожа на современную восточную подкову. Изначальное назначение подковы – это предохранение копыт лошади от повреждений. Известно, что самая первая подкова представляла собой нечто вроде обычного башмака, сплетенного из конопли или из крепкой коры (лыка) и обмотанного кожей. Такие подковы были недолговечны и быстро изнашивались. Позже появились металлические пластины, которые крепились к копыту аналогичным образом, т.е. с помощью кожаных ремней.

В савроматскую эпоху (6 век до н.э.- 4 век н.э.) вместе со знатными воинами погребали их коней. Все савроматные изделия звериного стиля рисуют хищных птиц, зверей и лошадей, как и других копытных животных. Первые следы коня в культовых обрядах у племён, населявших в древности астраханские земли, появляются в период зарождения религии.

В IV веке до н.э. первые стремена (не железные, а петли из ремней) появились у скифов.

В рационе у савроматов лошади занимали второе место после овец.

Тарпан-предок лошадей

За тысячелетия человек стремился путём выведения новых пород развить у лошади желаемые качества. У одних пород это были размер и сила, у других - скорость. Вскоре после приручения раскрылись подлинные возможности лошади - она стала незаменимым помощником в поле, при транспортных перевозках, на войне. Немало послужила лошадь человеку и на поле брани.

Лошадь в Астраханском крае стала использоваться как вьючное животное. Она была неотъемлемой частью существования человека вплоть до начала технической революции. Долгое время лошади использовали лишь как продуктивное животное.

На территории Астраханского края предком домашней лошади был, как сказано выше, южнорусский тарпан, который ещё не так давно обитал в южных русских степях. Тарпаны были относительно небольшого роста (высота в холке – около 135 см), с короткой, густой и волнистой шерстью, серо-мышастой масти с тёмным ремнем по спине, тёмными ногами и стоячей гривой. Хвост длинный, но не густой. Местные жители преследовали и истребляли тарпанов, так как они вытаптывали посевы и уничтожали заготовленные в степи стога сена. Пойманные тарпаны плохо переносили неволю и быстро погибали. Обуздать и приручить их не удавалось.

Предками лошадей были кондиляртры, жившие ещё 75 млн лет назад, от которых и произошли все копытные.

В холодное время года шерсть тарпанов становилась длиннее. Горбоносая толстая голова этих животных увенчивалась остроконечными ушами. Хвост тарпанов имел среднюю длину. Тарпаны обитали большими табунами, которые насчитывали порой по нескольку сотен животных. Они распадались на небольшие группы, каждую из которых возглавлял один жеребец.

По нраву тарпаны отличались осторожностью, были достаточно пугливы и дики. В настоящее время тарпаны уже вымерли, но ещё в 18-19 веках этих животных можно было встретить в степях на юго-востоке и юге России, ряде стран Европы, в Западном Казахстане и Западной Сибири.

Сарматы, аланы, гунны и лошади

Сарматы, как и скифы,- неоднородное племя. Сарматы, входившие в «гуннский союз племён» при Аттиле (правил в 434-453), занимались не только выпасом овец и лошадей, но и керамическим производством, прядением, ткачеством, кожевенным ремеслом, косторезным, кузнечным и литейным делами.

При помощи сарматов оздалась отличная тяжёлая конница. Тяжёлая конница кочевых народов по качеству и воинскому искусству многократно превосходила соответствующие ей конные и пешие подразделения оседлых народов. Тактика массированного удара тяжёлой конницы кочевников прослеживается ещё с I в. н. э. на всей территории Евразии. Просто в первые столетия тяжёлая степная конница не получила распространение на территории Евразии из-за отсутствия стремян. По качеству кочевники (особенно тяжёлая конница) зачастую превосходили своих оседлых противников. Конница оседлых народов всегда в несколько раз уступала степной коннице в численности и превосходила её по качеству, отсюда разница тактик, это целый пласт истории.

Впоследствии племя аланов среди сарматских племён стало доминирующим. И название "сарматы" постепенно исчезает и заменяется названием "аланы". Это племя проживало на территории Астраханского края в течение долгого времени.

К 3-му веку н.э. аланы подчинили себе роксоланов, языгов, аорсов. Они были воинственными кочевниками, сохраняли родоплеменное устройство, не знали рабства. Сами гунны не употребляли огня, питались полусырым мясом, "отпаренным на скаку между собственными бёдрами и лошадиными спинами", кочевали всю свою жизнь на лошадях и в кибитках, считая, что спать под крышей опасно. В мифологии зачастую лошадь сливалась с человеком в одно целое. Это единство воплощалось в образе кентавра или гиппогрифа (кентавр с крыльями).

В 4-ом веке н.э. на территории нашего края аланы продолжали вести кочевой образ жизни, "гоня перед собой упряжных животных и стада, они пасут их; наибольшую заботу они прилагают к уходу за лошадями". У аланов не имелось ни шалашей, ни заботы о хлебопашестве. Они "по звериному" "питались мясом и в изобилии молоком", жили в кибитках, перевозили их "по беспредельным степям".

В конце 4-го века аланы были разгромлены гуннами.

Гунны, кочуя по степям Астраханского края, "с колыбели приучены переносить голод, холод и жажду". "Денно и нощно проводя на коне, они прекрасные наездники. Даже не слезая и сидя на коне боком, едят и пьют, а склонившись на его шею, засыпая, видят сны".

"Священным деревьям и почитаемым Богам жертвовали лошадей, кровь которых проливалась вокруг дерева, а голову и шкуру жертвенного животного вешали на сучья. Во время религиозных церемоний и похорон проходили состязания в борьбе и сражения на мечах, скачки на конях, игры и пляски". Гунны клали мясо "для того, чтобы лечить ссадины на спинах лошадей".

Подковы (с гвоздями) были изобретены только в V веке.

Гусев Владимир Матвеевич, член Союза журналистов России, член Российского Общества историков-архивистов, кавалер медали ордена "За заслуги перед Астраханской областью",

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 50 (560), 27.12.2013 г.

Продолжение следует