Печенеги и лошади

В VIII—IX веках печенеги сложились как союз кочевых племён. Они практиковали кочевое скотоводство (овцы, коровы, волы, лошади) и не строили постоянных поселений. Это был чисто кочевой народ, богатством которого являлись стада лошадей и баранов, а также оружие. Печенегов хоронили вместе с конями и баранами.

Если в Европе стремена стали известны ещё в VI веке (проникнув в Византию через Иран), то половцам это изобретение было известно лишь в X веке. Появление стремени решительно изменило соотношение сил между пехотой и конницей и привело к настоящей революции в военном деле. С этого времени пеший перестал считаться воином. Если у половца весил этот конь, как пара колесничных лошадей античности или как четыре скифских лошади, то сидя на спине такого чудовища, рыцарь мог не обращать внимания на пехоту. Если в Европе появление стремени привело к резкому увеличению роста лошадей, то лошади половцев в средние века совершенно не изменились. В степях половцы продолжали разводить лёгких, стремительных и неутомимых в беге скифских лошадок.

Лошадей применяли не только при полевых работах, но и в доставке товаров из одного конца страны в другой. Особенно зависела от транспортного снабжения армия, которая в силу огромных пространств остро нуждалась не только в быстрой доставке приказов и распоряжений командования, но и в качественном и своевременном снабжении.

Слово "лошадь" восточные славяне переняли у тюркских наездников, оно звучало как "алоша". Тюркские племена кочевали в южно-русских степях и близко соприкасались со славянами Приднепровья. Слова же "конь", "кобыла", "жеребец" – чисто славянского происхождения, они встречаются в языках многих славянских народов и своими корнями восходят к индоевропейскому праязыку.

«Люди степей были не похожи на крестьян-земледельцев: они видели на 20 километров, за несколько миль слышали топот коня и чуяли запах костра. Они были неразлучны с конём; они могли спать в походе, прильнув к шее лошади, и могли несколько дней обходиться без пищи. Любопытно, что на Руси лошади стали использоваться в хозяйстве ещё в VI—XIII веках, что верховая езда стала известна в IX веке, а с начала XI века стали применяться и стремена, что в набег на хазар русские отправлялись либо на лодках, либо верхом.

Перед походом печенеги устраивали смотр: каждый воин должен был иметь три запасные лошади, два лука, два колчана, саблю, напильник для стрел, шило, иголки, нитки и кожаную флягу для кумыса. Любой воин кочевого племени отправляется в поход, имея три лошади (как необходимейший минимум – две). Одна везёт поклажу (небольшой «сухой паек», подковы, запасные ремни для уздечки, всякую мелочь вроде запасных стрел, доспеха). Со второй на третью лошадь время от времени нужно пересаживаться, чтобы один конь всё время был чуточку отдохнувшим – мало ли что стрясется, порой приходится вступать в бой «с колёс», т. е. с копыт. На запасных лошадей грузили седельные сумки с сушёным мясом и сухим молоком - это было всё, на что мог рассчитывать воин в походе: монгольская армия не имела обоза. Чингисхан говорил, что воин в походе не должен быть сытым: от сытой собаки на охоте нет проку. Если же голод становился нестерпимым, то монгол вскрывал вену своей лошади и пил кровь - ему хватало полулитра крови в день, а лошадь могла выдержать такие кровопускания две-три недели; степные лошади были необычайно выносливы и могли даже, разрывая снег, искать сухую траву».

Конина является достаточно жёстким мясом, чаще употребляют мясо молодых лошадей до 3 лет. Но наиболее питательным и приятным на вкус является мясо жеребят 9-12 месяцев. Чаще всего сначала лошадиное мясо коптят или маринуют, затем отваривают. Оно становится мягким после двух часов варки.

С 8-го века соль добывали на крупнейшем в Европе солёном озере Баскунчак Астраханского края. Однажды, когда "озеро совершенно обмелело, дно озера, образованное из соляных кристаллов, обнаружилось и соблазняло ездока прокатиться по белоснежной поверхности. Какой-то лихач решился воспользоваться случаем, чтобы сократить путь. Не жалея ни себя, ни лошади, ни собаки, провожавшей его, он пустился по дну озера. Благодаря быстрому бегу и добрым копытам, конь счастливо перенёс всадника", но собака погибла. Лошади были не только средством передвижения, но и верными друзьями хозяина.

В XIII—IV веках печенеги как единый народ перестал существовать, слившись частично с торками (гузами), половцами, венграми, русскими, византийцами и монголами.

Половецкая степь – Дешт-и-Кипчак и лошади

В начале XI века половцы (половчане, куманы, кипчаки) из Заволжья продвинулись на территорию Астраханского края, вытеснив оттуда печенегов и торков. Затем половцы пересекли Волгу и дошли до её низовий, таким образом, став хозяевами Великой Степи от Дуная до Иртыша, которая с этого времени в восточных источниках стала называться Дешт-и-Кыпчак или, в русских источниках, Половецкая степь. С этого периода половцы абсолютно доминировали в нижневолжских степях в течение двух веков, до прихода монголов. Это было раннеклассовое кочевое общество.

Можно предположить близость слова "конь" к старославянскому слову «комони». Относительно старорусского слова, обозначавшего коня, есть фразы у Даля: «Комонь м. стар. конь; поныне в песнях, особ. свадебных: Воротите вы комоней: комони, кони добрые». Факт, приручение лошади, вероятно, стал причиной появления термина коньман...".

Со второй половины XI в. до монголо-татарского нашествия половцы производят постоянные нападения на южную Русь: опустошают земли, грабят скот и имущество, уводят массу пленных, которых или держат у себя в качестве рабов, или продают на невольничьих рынках Крыма и Центральной Азии. Свои нападения половцы делали быстро и внезапно; русские князья старались отбить у них пленников и скот, когда они возвращались к себе в степь. В этой битве половецкая конница сыграла решающую роль: сделав два заманивающих манёвра два дня подряд, половцам удалось вызвать на преследование тяжёлую кавалерию графа Луи дё Блуа, а за ним и всю рыцарскую конницу. Половцам удалось заманить их в места, в которых их ожидали в засаде болгары. Так погибло всё рыцарское войско".

Половцы были прекрасными степными наездниками и имели свой военный строй. Главным занятием половцев было скотоводство (разведение коров, коней, овец, верблюдов), вследствие чего они кочевали с одного места на другое. Тем не менее, они имели и постоянные летние и зимние стойбища. Поначалу половцы вели так называемое таборное кочевание, впоследствии (с конца XI века) сменившееся другим типом кочевья, когда за ордами, куренями и аилами закреплялись определённые участки земли под пастбища. Природа половецких степей немало способствовала развитию и процветанию кочевого скотоводства. С другой стороны, положение кочевников было довольно трудным в холодные зимы. Половецкие ханы вели роскошную жизнь. Главной пищей простых кочевников были мясо, молоко и просо, любимым напитком — кумыс.

К концу XI века князья и бояре на Руси взгромоздились на боевых «богатырских коней». А с начала XII века, подобно тому, как это двумя веками раньше произошло в Европе, главной силой на русских просторах стала тяжёлая кавалерия. Лёгкие же половецкие лошади в этот период продолжали использоваться конными лучниками.

В 1-й половине 12-го века всего в восточноевропейских степях кочевало не более 15 орд (примерно 600000 человек). Это были весьма представительные объединения вместе с окружающими кочевья стадами. Они были "похожи на города на колёсах". Кочевническое хозяйство (кони, верблюды, овцы) у половцев было высокоразвитым.

Кипчакские воины носили одежду из овечьих шкур и имели каждый по 10—12 лошадей. Основной силой кочевников, как и у любых степняков, были отряды лёгкой кавалерии, вооружённой луками (отряды легковооружённых конных лучников). Половецкие войска отличались манёвренностью, однако зачастую скорость их передвижения сильно замедлялась в связи с громоздким обозом, состоящим из телег с багажом. Некоторые повозки оснащались арбалетами и были пригодны для защиты во время нападений противника. Во время внезапных нападений противника половцы умели стойко обороняться, окружая свой стан повозками.

Тяжёлая конница у половцев, как и у всех кочевников, была: эти всадники были защищены кольчугами, шлемами с масками и бармицами, сравнительно небольшими круглыми щитами, панцирями из больших прямоугольных пластин, а вооружёны были копьями, луками, мечами, саблями.

В XI—XVI веках латный турнирный доспех весил до 40 кг, а прочее вооружение вместе с копьём ещё 25 кг. Полная конская броня (с нагрудником, с накрупником, с пластинами, защищающими шею и лоб) весила около 20 кг. Вес очень массивного седла - примерно 15 кг. Сам рыцарь мог весить 80—90 кг. В среднем обмундирование средневекового рыцаря весило 150-180 кг. Рыцарские лошади были способны выдержать на спине вес всадника в доспехах и были сильными, крупными и выносливыми. Их конница была практически неуязвима, она легко преодолевала пересеченную местность. Всадники были быстры, а лошадь часто ценой собственной жизни спасала всадника. Половцы высоко ценили за это свих преданных скакунов, всячески старались беречь своих лошадей.

В поход и в бой рыцарь отправлялся не один: с ним были обычно оруженосец, два лучника, пеший копейщик и два слуги (пеший и конный). Это боевое подразделение носило наименование "копьё". 25—80 копий составляли «знамя».

У половцев появлялись более или менее постоянные зимовища и летники.

Половцев хоронили вместе с конями или их чучелами, с конской сбруей.

Половцы были разбиты и покорены Бату-ханом (Батыем).

Коневодство в домонгольский период

Выведением различных пород лошадей занимаются в специальных заведениях - так называемых конных заводах. К XI-XII векам относят становление коннозаводства в Западной Европе. Проектирование и строительство конюшен осуществляется с учётом метеорологических данных, направления коневодства, системы содержания лошадей, их пола и возраста. Конюшня должна быть хорошо устроенной, удобной для размещения животных и выполнения производственных процессов. При строительстве конюшен предусмотрены все факторы, способствующие обеспечению нормативного микроклимата. Отопительные системы в конюшнях применялся крайне редко, с расчётом в основном на теплоту, выделяемую животными. Сенник располагается, как правило, ближе, чем 5-6 м. от построек. В конюшне сено никогда хранилось и не хранится в целях пожарной безопасности. В денниках и конюшне стены и пол делаются ровными, пороги - не выше 5-10 см., двери в денниках - широкими и высокими. Площадь отгороженного стойла в конюшне, где лошадь стоит без привязи, рассчитывается, как обычно, на более 2,5х3 м., или 2,5х2,5 м. Родильные денники 3х3 м. Там тёплое отделение в хлеву для лошадей, которым нужен особый уход. Конюшню строили и строят обязательно светлую, просторную, иначе у всего живого при недостатке света происходит недостаток витамина D; при недостатке света у лошадей снижается аппетит, что сказывается на их упитанности и работоспособности.

Коневодство как профессия на территории Астраханского края устойчиво развивалось до монголо-татарского нашествия. Рыцарских коней не набирали из крестьянских лошадей. Их разводили в конюшнях в замках или около них в особых усадьбах. Заведовали этими конюшнями маршалы. Это был придворный чин. Любопытно, что арабские кони жили в конюшнях, питались зерном, финиками и сушёной рыбой и предназначались только для войны, что за день арабы проходили те же 100 км, что и татары, но каждый конь нёс двух воинов в доспехах.

В Средние века сложились две принципиально различные разновидности сёдел: европейская и азиатская. "Европейские сёдла конструировались с целью обеспечения наибольшего удобства для боя на копьях. Азиатские сёдла предназначались для быстрой езды, стрельбы из лука и нанесения ударов саблей.

Для боя на копьях всадник должен был держаться в седле, «как на болтах». Поэтому европейское военное седло имело спинку и высокую луку. Обычно спинка доставала только до поясницы. Впрочем, высокие спинки сёдел польских рыцарей были исключением. Посадка должна была позволять всаднику не только прочно держаться в седле, но и срочно покинуть его, если конь начинал падать. Замешкавшийся всадник мог быть раздавлен упавшим конём. Европейское седло успешно выполняло задачу придания всаднику максимальной устойчивости при ударах с разных сторон. Стащить рыцаря с коня было трудно даже баграми. Зато рыцарское седло не защищало от толчков снизу. Седло со спинкой сковывало движения всадника. При нападении сзади рыцарь защищаться не мог".

Коневоды старались вывести сильных, тяжёлых лошадей, которые могли бы нести на спине рыцаря в полном вооружении. За лошадьми ухаживали опытные работники - конюхи, за ростом и развитием пристально наблюдали знающие ветеринары и тренеры, обучающие животных в соответствии с их предназначением. Они ухаживают за амуницией, подбирают её для лошади индивидуально, очищают все кожаные изделия от грязи и смазывают специальной мазью, чтобы амуниция была мягкой и не натирала тело лошади. На непроверенной амуниции выезжать нельзя. Рабочая бинтовка не должна быть слабой. Нельзя допускать, чтоб завязки болтались или были заправленными внутри. Завязки заправляют снаружи ног лошади. Денниковая бинтовка, наоборот, не должна быть слишком тугой, а завязки лучше заправить внутри. Любая бинтовка производится на ватник. Для коней применялись подковы, прибиваемые гвоздями (они были изобретены кельтами или римлянами). С тех пор подковы почти не менялись. Наряду с улучшением внешних данных лошади регулярная чистка сохраняет кожу и шерсть в чистом и здоровом виде и даёт возможность владельцу тщательно обследовать животное и увидеть различные набухания, опухоли, узлы. Чистка неотъемлема от гигиены и охраны здоровья лошади. В природе лошади совершают её самостоятельно катанием по земле, трением о деревья и столбы, а также обкусыванием друг друга. Человеческая версия преследует те же цели: избавление от коросты, грязи и стимуляция кожи.

Лошадь стала главным животным, которое приносили в дар богам (вместо быка). Лошадь стала олицетворением Неба и плодородной Земли, мужской силы и женского начала.

Лошадь на Хазарии ценилась невероятно высоко. Так человек с древних времён совершенствовал качества лошади, создавал породы, которые отвечали его потребностям.

На данный момент созданы три основных типа лошадей: верховой, упряжной и тяжеловозный. Внутри типов создано свыше 200 пород и породных групп лошадей. Что же касается боевых качеств астраханской конницы в период до нашествия монголо-татар, то она являлась относительно многочисленной и к тому же слишком мобильной, и в связи с этими положительными обстоятельствами усматриваются причины многочисленных побед астраханских татар в столкновениях с русскими, например, во время битвы на реке Калке в 1223 году.

Татарские лошади и Древняя Русь

Татары не только носились, как ветер, на коротких дистанциях, но и проходили за день до 100 километров. Тогда как европейская кавалерия — только 30 километров. С другой стороны, татарские кони не только были слишком слабы для боя, но и быстро уставали под седлом. Даже легковооружённый всадник должен был иметь двух коней. Если рост татарских коней составлял 140—145 см, то монгольские лошади имели всего около 130 см в холке. Естественно, огромную скорость на своих коротеньких ножках они развить не могли, и всаднику требовалось уже не два, а три или четыре таких коня. Зато в плане выносливости татарские лошади превосходили европейских. За день татарская кавалерия могла проходить до 240 км.

К концу X века относится начало становления отечественного коневодства. В Древней Руси были лошади пород, как местных, так и привезенных с Востока и Запада.

Лошади, безусловно - одни из самых важных животных. Оседлав лошадей, человек смог передвигаться гораздо быстрее и на более длинные расстояния, тем самым получив возможность осваивать новые земли. Со временем лошадей стали впрягать в повозки, сани, телеги и прочее, тем самым они помогали в перевозке грузов и людей. В степном хозяйстве лошадей часто использовали, как тягловую силу. Оценили лошадей и военные.

Стоит только вспомнить, что кавалерия до появления техники считалась элитным видом войск.

В XIII веке на территории Астраханского края профессиональное коневодство достигло весьма заметного развития и устойчивого расцвета его определённых традиций. Богатые люди (цари, ханы, князья, купцы, мурзы) и монастыри имели весьма значительные по размерам табуны и роскошные конюшни. Поголовье лошадей пополнялось в то время непрерывно, особенно в период войн с половцами и печенегами, когда лошади служили в качестве военной добычи. Татары использовали в качестве подковы для лошадей специальные кожаные накладки. Любопытно, что в VIII-IX веках подковывание было известно отдельным народам (Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Дания).

Ещё до монголов земля "Дешт-и-Кипчак" была страной, богатой водой и пастбищами, дававшей богатый урожай (пшеница, ячмень, бобы, просо, виноград, гранат, айва, яблоки, груши, абрикосы, персики, орехи, дыня, брюква, репа, капуста). Эта седая степь была покрыта кобылью, основным питанием для скота; много было и солончаковой земли.

Применялись категории возделывателей земли в Улусе Джучи – «сабанчы» (пахарь, плугарь), «ур-такчы», «сабан сермэк» (пахать поле яровое), «сабан тимере» (плужник, лемех), «сабан йире» (яровое поле). В исламской культуре конь предвещает счастье и богатство.

Вместе с тем немногочисленность русской конницы, существовавшая в домонгольский период, послужила одной из причин поражения в сражениях с монголо-татарскими завоевателями. Монголо-татарское нашествие XIII века, разорившее и поработившее Русь, губительно сказалось на коневодстве. На коневодство Средней и Северной Руси в это же время полностью прекратилось поступление грациозных и стремительных «фарей» из-за нежелания русских князей походить на быстрых татарских наездников: русские "предпочитали ездить шагом на тихоходных, массивных лошадях, которых получали путём отбора при обильном кормлении". Были созданы специальные лазареты, в которых лечили раненых лошадей и восстанавливали силы после тяжёлых травм, чтобы как можно скорее вернуть в строй бравого коня.

Лёгкая кавалерия татар действовала примерно так же, как и скифы в древности. Пехоту татары осыпали стрелами. Копья, сабли и палицы служили только для боя с конницей. Могла быть предпринята и имитация наезда на пехоту. Но только с целью взятия на испуг. Мелкие степные кони всё равно не пошли бы на копья. Другое дело, если пехота обращалась в бегство. Для того чтобы давить людей поштучно, достаточно велика любая лошадь.

Первым оценить преимущества быстрых и лёгких татарских лошадей для военных целей сумел русский князь Дмитрий Донской. Его конница была совершенно иной, нежели у прочих высоких сановников. Князь Дмитрий Иванович скупал у татарских купцов степных лошадей.

В XIV веке необходимость борьбы Руси с татарской конницей привела к стремлению увеличить скорость лошадей даже в ущерб их силе. Ведь для того, чтобы наступать на противника, надо не уступать ему в подвижности. Русские дружинники вынуждены были пересесть на таких же коней, которыми пользовалась панцирная кавалерия татар — уланы. Русские боевые кони стали быстрыми и неприхотливыми, но силой они уступали арабским скакунам, но и европейским верховым породам. Недостаточная ударная сила кавалерии способствовала тому, что пехота продолжала сохранять значение на Руси и в средние века.

Итак, в XIV веке на Руси особенной известностью пользовались две породы скакунов – русская улучшенная и татарская.

Увековечение лошадей

В начале глобального позднеледникового потепления (после длительного оледенения), то есть в период 13 тыс. лет, на тотемном столбе одного из племён были обнаружены рисунки коней.

Частые находки различных домашних сосудов с изображениями лошадей в погребениях людей указывают на роль лошади как символа божества. Имеется множество барельефов и монет с изображением лошади. Это животное играло важную роль в жизни древних людей.

Лошади – благородные животные, которые сопровождают человека испокон веков. Они помогали людям обрабатывать землю, преодолевать большие расстояния, перевозить грузы и даже воевать. Лошади всегда были верными друзьями и союзниками, и по этой причине понятно стремление людей создавать памятники лошадям и почитать их за помощь и поддержку.

В IV-III вв. до н.э. (раннесарматский период) для знатного скифа или сармата была изготовлена массивная золотая пектораль греческой работы со сценами терзания оленя, барана и быка львами и грифонами". Ныне эта вещь хранится в Астраханском музее-заповеднике.

С незапамятных времён лошадь являлась источником вдохновения для людей искусства: скульпторов и художников, писателей и поэтов. Они воспевали изящные формы лошади, её ум и преданность, спокойный нрав и скорость.

Каждый император, король, царь и монарх обязательно имел картину, где он изображался верхом на коне. Конь был эмблемой таких святых, как Евстафий, Губерт, Мартин Турский, Георгий, Мартин, Маврикий и Виктор.

К рубежу нашей эры у сарматной знати была изготовлена золотая обкладка наконечника пояса со сценами: "воин, убивающий копьём фантастического зверя, и воин, держащий за повод коня". Тяжело вооружённые сарматы были "защищены доспехами, набранными из пластин, сделанными из лошадиных копыт".

В славянской мифологии Солнце — это небесная лошадь. В христианстве образ лошади соотносится с Солнцем, смелостью и благородством, является атрибутом святых (например, святого Георгия); конь стал символом царской власти.

До наших дней живуча красивая легенда о существовании в XIII–XIV веках в Золотой Орде двух золотых статуй коней в натуральную величину. Якобы эти великолепные сверкающие стражи охраняли ворота в столицу Орды. Хан Белой (Ак) Орды Батый, внук Чингисхана, правил в 1236-1255 годы, прославился своими военными походами. В районе современного села Селитренное Астраханской области им в 1243 году была заложена столица Золотой Орды. Батый укреплял свои огромные владения и решил украсить столицу и двор такой роскошью, чтобы переплюнуть не только монгольских ханов, но и китайского императора и индийских махараджей. Покои Батыя украшали парчовые и шёлковые ткани, персидские ковры. Изысканные блюда подавались на золотой посуде, инкрустированной драгоценными камнями. Конскую сбрую, оружие, одежду хана и его первых военачальников украшали крупные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, жемчуг.

Хан завёл зверинец, где были тигры, львы, множество певчих птиц и даже слон. В пору умер любимый конь Батыя, и хан задумал сделать золотую статую арабского скакуна в натуральную величину. Мастеру, захваченному в своё время в Киеве, когда-то отливавшему колокола для православных храмов, приказали сделать золотого коня. По легенде на статую пошло 15 тонн драгоценного металла. Грандиозного сверкающего коня поставили у ворот Сарай-Бату. Батый решил, что две статуи, установленные по бокам ворот, смотрелись бы лучше. Был изготовлен второй конь, точная копия первого. Две статуи коней были сделаны из всего собранного за год в качестве дани золота (плюс рубиновые глаза). После этого убили русского мастера, чтобы он уже не мог создать подобный шедевр.

Посол французского короля Людовика Святого, Виллем Рубрук писал: "Ещё издалека мы увидели сверкание у ворот и решили, что в городе начался пожар. Подъехав ближе, поняли, что это сияют в лучах восходящего солнца две золотые статуи коней".

В 1255 году Батый умер. После правления его сына Сартака за несколько неделей в Золотой Орде воцарился брат Батыя, Берке (Баркай). Новый властитель перенёс свою ставку в Сарай-Берке и поставил статуи к воротам новой столицы. Около 100 лет украшали кони ворота двух главных городов Золотой Орды.

Легенда о золотых конях Батыя утверждает, что после поражения на Куликовом поле раненый хан Мамай вернулся в Сарай-Берке, где и скончался. Его якобы похоронили под защитной стеной столицы Золотой Орды и в знак признательности его боевых заслуг положили в могилу одного из золотых коней.

Памятник Курмангазы стоит в центре Астрахани и представляет собой 6-ти метровую бронзовую скульптуру лошади, на которой сидит Курмангазы с домброй. В Москве на Гоголевском бульваре есть очень необычный памятник лошади. Скульптура посвящена Шолохову и представляет собой человека, сидящего в лодке, по обеим сторонам которого находятся плывущие конские головы. В Красноярске есть памятник лошади, посвящённый русским казакам-первопроходцам Сибири.

Казак без лошади - не казак!

По сути своей казаки — это сословие, а не род войск, но им соответствовали вполне определённые войска, по тактике своей напоминающие улан. Вооружение казака — сабля, пика, кавалерийский карабин и пистолет; во многом тактика казаков была унаследована от конных лучников.

После монголо–татарского нашествия в 1242 г. появились первые казаки в пограничье Руси и Золотой Орды, столица которой находилась на территории Астраханского края, близ нынешней Астрахани. Они порвали со своей социальной средой и поселились на свободных окраинных землях в низовьях Дона, Волги, Яика, Терека… Служили в их пограничных районах.

Ханская Золотая Орда специально формировала летучие конные отряды из угнанных в плен русских юношей, называя их казаками. Казак без лошади - не казак. Казаки были составной частью Орды. Историки говорят, что в составе войск Золотой Орды была в 1256 году конница "казаков". Вооружением казаков была сабля.

Вольные казаки, состоявшие в основном из беглых крестьян и посадских людей, селились по реке Волге, где создавали казацкую вольницу.

В 1380 году энергичный хан Синей Орды Тохтамыш объединил Синюю Орду и Белую Орду в единое государство, правил им по 1395 год, имея свыше полумиллиона лошадей.

В 1395 году трусливые правители Астрахани сдались эмиру, полководцу Тамерлану. Тамерлан отдал город на разграбление, затем поджёг его и разрушил. Он называл себя казаком! В его записках сообщалось: "Усвоивши манеру сражаться по-казачьи, он снарядил свои войска так, чтобы я мог, как казак, проникнуть в расположение моих врагов". В войске Тамерлана казаки считались "лучшими воинами, лихими наездниками, атак которых в конном строю не выдерживал ни один противник".

Вооружённые силы Золотой Орды, её внутренняя организация, внешние и внутренние войны были «школой», в которой вырабатывались свойства «степной казачьей» конницы.

В последующие за XIV веком времена во всех крупных сражениях преимущество перед конным, как и в древности, получает пеший бой. Конница опять становится вспомогательным родом войск. Так было во все времена до первой мировой войны включительно.

С 1547 г., как Иван Грозный вступил на престол, он для борьбы с Астраханским ханством привлекал к себе на службу казачьи войска, испытанные в войнах с осколками Орды - более 15 тыс. донских, терских и яицких казаков и 10 тыс. татарской конницы. Свыше 25 000 лошадей! Эти силы сыграли роль при покорении Астрахани.

В 1550 г. московские казаки (донцы) захватили Астрахань и пленили бывшего астраханского хана Дервиш-Али ибн Шейх-Хайдара.

Весной 1554 г. начался первый поход московского войска и казаков (35 000- 40 000 лошадей) на Астраханское ханство. Казаками руководил Даниил Чулков.

27 июня 1554 г. казаки Чулкова совместно с конницей Вяземского (2 500 лошадей) у Чёрного острова в районе Чёрного Яра разгромили наголову передовые отряды астраханских татар, во главе которых стоял Сакмак (Сакман, Сакаман, Салман).

Безлюдная Астрахань была занята без боя казаками-войсками Ивана Грозного. Русские рабы освободились.

7 июля русские конные отряды, возглавляемые казацким атаманом Ф.Павловым, захватили царский гарем, в котором оказались пятая жена Ямгурчи - царица Мергивана и дочь царя Балбиче. Казаки Вяземского блокировали ставку - "царев стан" Ямгурчи.

Только вольные казаки, остававшиеся добровольно на территории астраханской округи, переходили в разряд астраханцев. Астраханские казаки при переходе Руси (Русского государства) в Россию первыми осознали себя россиянами именно в Астраханском регионе и становились творцами истории нашего края. После присоединения Астрахани к Русскому государству какая–то часть донских, гребенских и волжских казаков, бывших в Московском войске, бросив якорь, осталась со своими лошадями на астраханской службе.

С присоединением Астраханского ханства к России по покорённой территории проходили сухопутные дороги. На лошадях и верблюдах ведётся торговля: купцы из разных местностей привозили красные кожи, бараньи шкурки, уздечки, сёдла, ножи, деревянную посуду, хлеб, свинину, товары из хлопка, шерсти и шёлка, шёлковые нитки, краски, грецкие орехи...

С 1560 г. в Астрахани прославлялись "воровские казаки". Казаки же с лошадями после "смуты" направились в Астрахань на службу уже в качестве стрельцов и имели другой социальный статус. Из них 1000 стрельцов, бывших казаков, были "настоящими солдатами", охранявшими крепость, оказавшуюся в числе сильнейших крепостей средневековой Руси, наряду с Московской и Смоленской. Крымско-ногайское войско безуспешно пыталось овладеть Астраханью.

В 1563 г. и 1577 г. годы казачьи отряды и стрельцы перешли с Нижней Волги на реку Терек.

В 1569 году в зимнее время состоялся совместный поход Крыма и Османской империи на Астрахань с целью взять Астрахань и построить там крепость. К туркам присоединился 15-й хан Крымского ханства Даулат-Гирей I (Девлет-Гирей) (1551-1577) с тремя сыновьями и 50000 всадниками (100000 лошадей). Турки шли на конях вдоль Дона, а крымские татары - "полем", сойдясь с турками па Переволоке. Однако турки потерпели неудачу в строительстве канала от Дона до Волги и отправили суда вместе с тяжёлыми пушками обратно в Азов. Остальные войска двинулись к старой Астрахани, овладели ею без труда. "Когда же турки узнали, что Даулат-Гирей I со своей конницей вернётся в Крым после окончания строительства крепости, а они останутся зимовать в неприятельской земле, начался бунт". В итоге лошади и турки погибли от голода и холода.

В 1580 г. в Астраханской крепости содержались "в готовности" 2000 казаков и стрельцов. Целая конница!

В 1582-1589 годах каменный кремль в Астрахани был построен силами не только людей, но и лошадей (предположительно 6000 лошадей - подвод).

В 1605-1606 гг. Астрахань была взята и разграблена конницей, состоявшей из донских и гребенских казаков (8000 лошадей).

В 1606 терские казаки во главе с самозванцем, военным казаком Пётром Фёдоровичем Илейкой (ранее служилым казаком Илейкой Муромцем) совершили поход в Астрахань. На стороне восставшей Астрахани были воровские казаки, провозгласившие Илейку царём. "Астраханские люди" побили "воровских казаков". Крупный отряд воровских казаков и стрельцов (700 лошадей) из Астрахани направился в Царицын с целью овладеть его крепостью. Войско казаков двинулось вверх по Волге, разоряя все селения от Астрахани до Казани.

В 1613 г. к Астрахани выдвинулся Иван Заруцкий с Мариной Мнишек и царевичем Иваном Дмитриевичем, её сыном. В Астрахани он намеревался создать своё правительство. В августе 1613 года Заруцкий вошёл в Астрахань. Воевода Хворостинин не признал сына Марины Мнишек и был убит. Воинство Заруцкого представляло собой банду из волжских казаков и объявивших себя казаками беглых холопов, грабивших астраханских жителей. Заруцкий пытался завязать отношения с татарами, терскими казаками, персидским шахом Аббасом, но они отказались его поддерживать.

В 1616 г. в Астраханском стрелецком войске насчитывалось 1208 человек, в том числе 22 пушкаря, 172 конного стрельца. Их командирами были: Д.И. Милославский, А.Н. Шушерин, И.Г.Чертков, Г.А. Пальчиков, С.С. Соковнин. Постоянный гарнизон только одного в Астрахани состоял из шести сотен стрельцов.

Именно служилые городовые казаки на лошадях играли огромную роль в обороне и освоении южного пограничья России на Нижнем Поволжье и стали гарнизонами и первым населением поволжских городов и крепостей. Они вели борьбу с кочевниками и воровскими казаками, которые периодически перекрывали Волжский торговый путь.

В 1636 году "400 казаков, по свидетельству путешественника А.Олеария, хитростью напали на русский караван из 1500 человек и перебили более половины их".

В 1660 году татары напали на Астрахань, разграбили, сожгли, но стольник Прозоровский отразил их от Кремля, перебив до 10000 врагов.

В 1667 г. С. Разин появился впервые на Нижней Волге. Он набрал до 2000 лошадей. Отказавшиеся примкнуть к Разину стрельцы были поголовно перебиты. Уходившие добровольно с гарантией в Астрахань рядовые стрельцы присоединились к казакам.

В 1667-1669 годы казаки во главе со Степаном Разиным совершили походы в Астрахань «за зипунами».

В 1670 г. начался разинский мятеж. Казаки взяли город Астрахань. Летом и осенью войско Степана Разина, достигшее 10800 человек (по другому источнику, 1200), после месячного пребывания в Астрахани двинулось вверх по Волге. В городе осталось 2000 (по другому источнику, 1500) казаков-всадников под предводительством трёх атаманов: В. Уса, Ф. Шелудяка, И. Терского.

В 1670-1671 годы в городе Астрахани с прилегающими территориями была установлена «Казачья республика». Эта казачья оккупация сопровождалась "безудержным террором и грабежами".

В 1671 г. Степан Разин «был выдан царскому правительству казацкой старшиной….».

В 1693 г. в Астраханской посадской общине числилось 18 конных и 4 пеших стрельцов.

В конце апреля 1703 года нидерландский художник, путешественник и писатель Корнелис де Брюйн (Корнилий де Бруин) (1652-1727) побывал в Астрахани и писал, что в Астрахани размещены 2 конных полка по 500 человек из здешних русских. Он видел "множество виселиц с разных сторон города, на каждой из которых висело по полудюжине казаков". Русские власти всегда рассчитывали на помощь конницы из кочевников и могли выставлять в поле до 20000 войска.

Русское правительство подчинило Астраханское казачество центральной власти; использовало казаков для охраны границ и в войнах, превратило их в привилегированное военное сословие, создав из него иррегулярные войска.

Астраханские калмыки-всадники

В 1613 году часть ойратских племён торгоутов, хошоутов и дербетов, каждая во главе со своими предводителями, тайшами, переселилась из Джунгарии (Западной Монголии) в низовья Волги. Там такие племена стали известны под названием калмыков. Первую группу переселенцев возглавил предводитель торгоутов Хо-Урлюк (с шестью своими сыновьями и с 50000 лошадей; 5000 кибиток). Вскоре к группе присоединилась вторая группа 3000 кибиток Хошоут (9000 лошадей).

Так кочевники – калмыки впервые двинулись к Волге.

В 1630 и в 1644 годах Хо-Урлюк напал на Астрахань два раза. Служба калмыков чисто конная, с луками и копьями, а огнестрельное оружие редко применялось.

В 1625 году в Астрахани первый русский гостиный двор был выстроен в складчину иноземцами.

В 1632 году калмыки закончили собой движение кочевых орд с востока на запад и «в числе почти 250000 душ» прикочевали навсегда, «расположив свою ставку на берегу реки Ахтубы».

Кочевой образ жизни калмыков, связанный со скотоводческим типом хозяйствования, повлиял на то, что основным видом жилища калмыков служила покрытая войлоком решетчатая кибитка. Она сооружена из кошем, то есть из войлочных ковров, из овечьей или верблюжьей шерсти. Деревянный остов состоял из 6-8 складных решеток, двухстворчатой двери, круглых или квадратных в разрезе и заостренных на верхнем конце жердей от 66 до 146 штук и верхнего круга. Все внутренние стены кибитки занавешивались сплошной ситцевой или коленкоровой занавеской, коврами, кошмами, шкурами, цинковами (чаканками), а земляной пол застилался кошмой или коврами. Зимой земляной пол утеплялся бараньими, козьими, телячьими, сайгачьими шкурами и толстой кошмой. Ночью кибитка освещалась светильником, заполнявшимся салом.

В середине кибитки всегда находится таган (очаг). Здесь же постель, сундуки, жертвенный стол с бурханами (идолами). Налево от входа находится конская сбруя.

Кибитка - сборно-разборное жилище, очень удобное, прочное, лёгкое и простое по устройству. Добротное войлочное покрытие кибитки хорошо выдерживало резкие перемены климатических условий: в жаркие летние месяцы в ней было прохладно, а зимой кибитка защищала людей от холодных ветров и морозов.

Почти все калмыки живут в кибитках круглый год.

Калмыцкие лошади очень редко болеют, видимо, благодаря своей генетике и кочевому образу жизни. Их толстая кожа отлично приспособлена к холодному климату, не перегревается летом и не переохлаждается зимой. Лошади, как верблюды, способны долгое время идти и жить без корма, получая энергию из запасов жира. Даже зимой под снегом для них не составляет труда найти корм. Калмыцкая лошадь имеет крупную горбоносую голову, короткую с кадыком шею, сильно развитую нижнюю челюсть; спина прямая и прочная, ноги крепкие, сухие, с развитыми мышцами, светлой, по большей части, масти. Масть чаще всего рыжая (бурая и гнедая). Лошади стройны, очень надёжны, легки, игривы, вихревы и быстры. Они способны бежать без остановок, без отдыха и корма до 100 и более верст. Характерно для лошади запавшее запястье, "бесколенность".

Средний рост маток 141 см, живой вес 390-400 кг. Лошадь была выведена калмыками в 17 веке. Она произошла от монгольской лошади, чистокровной английской породы и восточных лошадей. Эта «термоядерная» смесь и дала калмыцкой лошади столько преимуществ: скорость, прекрасный экстерьер, резвость и верховые качества. Порода считается мясной, достигая в весе 500 кг. Её используют как кумысную лошадь, так как она даёт много молока. Кочевая жизнь калмыков заставляет их иметь "самое ограниченное количество предметов хозяйства и при том, чтобы они были приспособлены к помещению в тесной кибитке и к перевозке не на телегах, а вьюком". Любопытно, что число калмыцких лошадей в XIX веке было более 500000 голов в России.

Пища калмыков мясная, молочная и мучная. Калмыки питаются кониной, верблюжатиной, притом не пропадает и падаль, если «животное околело не от заразительной болезни».

В буддизме лошадь есть нечто неразрушимое, вечное, скрывающее природу вещей. Одним из главных образов Авалокитешвары и Гуань-Иня является крылатый конь Туча. К тому же по старинным преданиям Будда покинул свой дом именно на белом коне.

В 1663-1665 годы в Астрахани основан русский гостиный двор, до этого русские купцы в силу неспособности конкурировать с азиатскими купцами почти не торговали с зарубежными странами, в основном товары продавали хивинцы, бухарцы, армяне, индийцы, привязав лошадей и верблюдов на улице. Тут сосредоточивалась торговля с киргизскими, калмыцкими, хивинскими, туркменскими всадниками. Кочевники не любили европейских магазинов.

В 1677 году подошло 4000 кибиток Дурбат и 8000 запасных лошадей. Ими в течение 1670-1724 годов правил первенствующий тайша Аюка (1642-1724) (он же четвёртый главный калмыцкий тайша (1672—1690), первый калмыцкий хан (1690—1724), старший сын и преемник Пунцука, внук Дайчина и Эрдэни-Батура).

В 1701,1744 и 1764 годы из-за междоусобиц часть калмыцких всадников ушла в Джунгарию. Группа кибиток Убаши (примерно 90000 лошадей) откочевала обратно в Китай.

В 1727 году при Аюке-хане отряды калмыков, когда выступали против кубанских и крымских татар, выставляли 10000 - 20000 всадников и больше, "не требуя великого жалованья". Отряды калмыцких всадников для борьбы с другими кочевниками всегда пригодились и обходились очень дёшево.

Русская армия нанимала калмыков, населявших степи в районе Астрахани, применяла их в рейдах на территорию Швеции. Определённая ставка делалась на то, что эти колоритные всадники окажут моральное воздействие на местное население, запугивая его. Калмыки, представители кочевых народов, использовали в боях свои традиционные сложные (композитные) луки вплоть до XIX века. Peter Henry Bruce, посетивший Россию в XVIII веке, так описывал этих степняков: "Они низки ростом и как правило кривоноги, поскольку либо постоянно сидят на коне, либо, садясь на землю, сворачивают ноги перед собою. Их лица широки и плоски, с приплюснутыми носами и чёрными глазами, расставленными, как у китайцев. Кожа их оливкового цвета, а лица покрыты морщинами и почти лишены растительности. Они выбривают себе головы, оставляя только пучок волос на макушке".

В 1733 году отряд, составленный из 4000 калмыков и 1000 донских казаков, совершил поход в Дагестан, где и сражался с войсками Отемшанского султана Махмуда. Очевидно общее число 10000-15000 коней. Видную роль играл Дондук-Омбо, который "усердно добивался для себя ханства, каковым и был признан в 1737 году". Тогда "степи между Башкирею, Яиком и Волгою были заняты калмыцкими улусами, считавшими у себя десятки тысяч кибиток". Это примерно 30000-40000 лошадей.

По указу Сената от 4 января 1737 года в день 10 февраля была сформирована Астраханская трёхсотенная (300 лошадей) казачья команда, в состав которой вошли 277 крещёных калмыков. Эта команда предназначена для конвоирования курьеров, почты и караульной службы, а также для прикрытия обширных степных пространств от набегов казахов и закубанских татар, грабивших русских поселенцев, российских подданных – калмыков и ногайцев. Командиром команды был назначен А. Н. Слободчиков, выходец из астраханских стрельцов. Однако сам строй жизни калмыков был «чужд оседлости и элементарным понятием воинской дисциплины». К сентябрю 1737 сбежали 150 калмыков вместе с лошадями.

В 1741 году, когда умер хан Дондук-Омбо, начались усобицы; гибли "насильственною смертью один за другим владельцы, нойоны, зайсанги". А их лошади попали в руки агрессора. Это случилось в годы губернаторства известного историка В.Н. Татищева (1741-1745), назначенного Правительством "особого начальника" "Особой калмыцкой комиссии".

В 1742 г. большинство калмыков дезертировало, украв казённых лошадей. В команде осталось 111 человек. Для пополнения команды стали набирать в неё «всякий сброд».

В 1743 г. казаки по указу императрицы Елизаветы Петровны вошли в состав гарнизона Енотаевской крепости (около 1265 лошадей, привезённых из Астрахани).

В 1746 г. под Красным Яром казахи захватили в плен 700 калмыцких коней.

28 марта 1750 г. Астраханская казачья команда (трёхсотенная) была переформирована в Астраханский казачий военный полк (600 коней). Полк получил новые знамёна и печать, на которой под короной и саблей (воспроизведение астраханского герба) был изображён скачущий влево казак, натягивающий лук. По краю шла надпись: «Печать Астраханского казачьего конного полка». Полк составлял передовую, легкоконную часть кочевого войска и нёс регулярную кордонную и охранную службу.

В 1771 году правящий с 1761 года наместник Калмыцкого ханства Убаши (Убуши) и нойны увели большую часть своих подданных с 60000 лошадями с левобережья Волги обратно в Джунгарию. При этом Россия потеряла 124 тысячи (по другим данным, 170 тысяч) своих подданных – калмыков с лошадями. Уход калмыков изменил обстановку, расклад сил и этническую ситуацию в астраханских степях. В Астраханской губернии осталась небольшая часть калмыков (13000 кибиток по 2-3 лошади по России), поданных России.

В декабре 1773 казахи разбили форпосты и, переходив через Волгу на нагорную сторону, побили многих людей, отобрали прочих в плен, угнали скот, лошадей. Для противодействия казахским набегам по луговой стороне Волги и на форпостах предписывалось содержать по 30 казачьих лошадей, а в общей сложности для этих целей было рассредоточено по станицам 330 лошадей.

В июле 1774 г. калмыки были переведены на права казачьего сословия в положении военно–служилого населения.

Калмыки выступили в поход под командой: 1-й отряд Серебджаба Тюменя (которого поставил его отец Тюмень-Джиргалан) в 1250 человек, 2-й отряд - Торгоутовского владельца Санджи (Санжи)-Убаши в 1150 человек. Савельев тогда руководил формированием 10 калмыцких полков, которые состояли из 5196 человек. Отряд Тюменя сопровождал пристав Амельченков. В отряде было 2500 лошадей и 125 верблюдов.

В кампанию 1807 г. калмыки снарядили более 5000 человек, а через 5 лет просили снарядить два полка всего в тысячном составе.

К маю 1807 г. на сборный пункт явилось 10 пятисотенных полков, имевших на вооружении около 2800 ружей, до 800 сабель и более 2000 пик. Калмыцкие всадники прибыли «о двуконь», полки имели более 10 200 лошадей.

К концу 1807 калмыки снарядили и выставили к Екатеринограду вновь пять пятисотенных полков.

Гусев Владимир Матвеевич, член Союза журналистов России, член Российского Общества историков-архивистов, кавалер медали ордена "За заслуги перед Астраханской областью",

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 1 (561), 10.01.2014 г.

Продолжение следует

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

2014 -год Лошади. История лошадей Астраханского края. Часть 1