«А ты почему не на фронте?». Окончание

Теперь обещанное продолжение.

Вся эта публика, любящая задавать вопрос «А почему ты не на фронте?» непременно из московской кофейни, любит так же давать советы. Военным, власти, всем, кого они считают виноватыми в просчетах и ошибках. Судят строго, приговоры выносят максимально суровые, клеймят, лепят тавро, пощады от них не жди. «Чтобы марки клеить у всех языки длинные». Требуют оправданий и объяснений. При этом скажи им, что такое дерьмо, как они производят, выдавать за прозу, публицистику, аналитику, стихи нельзя в принципе, тебя по собачьи облают матом, как в подворотне и поскачут дальше обличать, клеймить, требовать и сверкать очами.

Среди их советов есть любимые и наиболее часто встречающиеся. Например: «нужна всеобщая тотальная мобилизация». Дескать, проще всего задавить массой, ибо «всех не перестреляете». Логика проста как пареная репа. Население Украины около 36 миллионов, России – почти 145 миллионов. Призвали миллионов сто - ну как тут не победить.

А теперь давайте вспомним историю. У генерала армии С.М.Штеменко, начальника Генерального Штаба в 1948-1952 годах, есть мемуары («Генеральный штаб в годы войны»). Там он вспоминает, как после войны беседовал со Сталиным.

«…В ходе разговора И. В. Сталин вдруг спросил:

- А как думает молодой начальник Генерального штаба, почему мы разбили фашистскую Германию и принудили ее капитулировать?»

Штеменко стал отвечать в общем и целом, вспоминать слова самого Сталина. Последний прервал:

« - Все, что вы сказали, верно и важно, но не исчерпывает всего объема вопроса. Какая у нас была самая большая численность армии во время войны?

- Одиннадцать миллионов человек с небольшим.

- А какой это будет процент к численности населения?

- Быстро прикинув в уме численность перед войной населения - 194 млн., я ответил: около шести процентов.

- Правильно. Но это опять-таки не все. Нужно учесть и наши потери в вооруженных силах, потому что убитые и погибшие от ран бойцы и командиры тоже входили в численность армии...

Учли и это.

- А теперь,- продолжал Сталин, - давайте подсчитаем, как обстояло дело у Гитлера, имевшего с потерями более чем 13-миллионную армию при численности населения в 80 миллионов человек.

Подсчитали. Оказалось - больше 16 процентов.

- Такой высокий процент мобилизации — это или незнание объективных закономерностей ведения войны, или авантюризм. Скорее, последнее, - заключил Сталин. - Опыт истории, общие законы ведения войны учат, что ни одно государство не выдержит столь большого напряжения: некому будет работать на заводах и фабриках, растить хлеб, обеспечивать народ и снабжать армию всем необходимым. Гитлеровский генералитет, воспитанный на догмах Клаузевица и Мольтке, не мог или не хотел понять этого. В результате гитлеровцы надорвали свою страну. И это несмотря на то, что в Германии работали сотни тысяч людей, вывезенных из других стран...».

Очень точно и просто объяснено, почему «всеобщая тотальная мобилизация» это гибель страны. Проценты мобилизованных не с потолка берутся – они выработаны в ходе войн и есть «точка невозврата», после прохождения которой все начинает сыпаться и в тылу. Это не говоря уже о том, насколько возможно быстро и качественно организовать обучение огромного количества людей – в противном случае жертвы будут громадные и абсолютно напрасные, особенно сегодня, когда никто не ходит в атаку «каппелевскими» маршами из фильма «Чапаев». Вспомним Д,Лихачева: «Нас, «белобилетчиков», зачислили в институтские отряды самообороны, раздали нам охотничьи двустволки и заставили обучаться строю перед Историческим факультетом. Вскоре и обучение прекратилось: люди уставали, не приходили на занятия и начинали умирать «необученными»».

Казалось бы, это очевидно. Но ничего не читавшим, кроме своих опусов, дебилам этого не понять. «Мобиллииизааациияя. Всеоообщаяяяя».

Борис Якеменко