В июне этого года президиум Общественной палаты Астраханской области рассмотрел на своем заседании вопрос «Об эксплуатации и содержании центрального городского кладбища в г. Астрахани».

«Волга» об этом писала и обещала следить за развитием событий. К сожалению, развития пока никакого нет. Вопрос так и висит в воздухе. Однако общественники так просто сдаваться не собираются. Они составили открытое письмо, где еще раз поднимают вопрос об эксплуатации и содержании центрального городского кладбища. Приводим его в сокращенном варианте.

«По итогам заседания Общественной палаты были направлены письма в правительство Астраханской области и в администрацию МО «Город Астрахань». Предлагалось определить необходимые меры по исправлению существующего положения и опубликовать их в средствах массовой информации до 1 октября 2011 г. Ответы были получены, но когда знакомишься с ними, хочется задать вопрос: когда и где наши чиновники потеряли свое сердце или, точнее, совесть? Вместо того чтобы подумать, что можно и нужно сделать для решения проблемы, ответ всегда один: не в их компетенции. А может, не в их компетентности?

Постоянно идут ссылки на то, что кладбище закрыто и содержание мест захоронения и надмогильных сооружений - это дело родственников, чьи родные там захоронены. Эту «песню» астраханцы слышали уже не раз. Между тем уставом муниципального образования «Город Астрахань» определено, что в составе своих полномочий администрация г. Астрахани в сфере благоустройства, озеленения, санитарной очистки «ведает кладбищами, расположенными на территории города, включая планировку территории, обеспечивает содержание в надлежащем состоянии мест захоронения». Какое на этом кладбище обеспечивается «надлежащее состояние», знает каждый, кто его посещает.

Более или менее регулярно наводится порядок на центральных аллеях, ведущих к мемориалу воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. После заседания Общественной палаты на аллеях была проведена обрезка старых деревьев - и все. Что касается всей остальной территории кладбища, то его состояние, с точки зрения санитарных, христианских, правоохранительных и просто человеческих норм, не выдерживает никакой критики. Значительная часть могил имеет варварские следы вандализма, бытового мусора.

Справедливости ради необходимо сказать и о том, что граждане, могилы родственников которых находятся на кладбище, не всегда содержат их в порядке. По довольно свежим цветам, прикрепленным к оградам и крестам, видно, что могилы посещаются. Но при этом не убирается старая растительность в оградах, тут же валяются старые цветы, окурки и прочее. Такое поведение свидетельствует о культуре посетителей, но и, наверное, общее состояние кладбища тоже способствует такому отношению.

Когда мы начали заниматься этим вопросом, то практически во всех инстанциях, куда обращались, приходилось слышать такие доводы: «Теперь о живых-то не всегда думают, а вы хотите, чтобы мы занимались умершими». Чувствовалось, что для них кладбище просто какой-то рядовой, обычный объект, а не место, требующее особого отношения души.

Недавно по телевидению показывали один сюжет. Жительница США разыскивала могилу своей прабабушки, которая с семьей в 1911 г. эмигрировала в Америку из России и в том же году умерла и была похоронена на кладбище в г. Чикаго. Женщина пришла в офис кладбища и назвала служащему фамилию, имя и год смерти прабабушки. Работник нашел в компьютере координаты захоронения, но сказал, что родственников нет. Дал женщине схему, указывающую, как пройти к месту захоронения. И дальше показывают, что она уже стоит у надгробия прабабушки. Для нас это из области фантастики. В каждую годовщину Победы проводятся официальные мероприятия по возложению венков. Люди приходят с искренними чувствами, и при этом им приходится идти мимо могил известных астраханцев, тех, кто также достоин народной памяти. Но вокруг этих могил царит запустение. Получается, одни достойны, чтобы их память чтили, а другие - нет.

Центральное городское кладбище на ул. С. Перовской было закрыто в соответствии с решением исполкома Астраханского Совета народных депутатов от 29.05.85 г. №193, продублированным постановлением главы администрации г. Астрахани от 24.06.92 г. №796. При этом в названных решениях не определен порядок деятельности соответствующих муниципальных подразделений и иных служб по содержанию и обеспечению необходимого порядка на территории кладбища, а также норм федерального законодательства о погребении и похоронном деле. Ни в одном федеральном документе нет статуса закрытого кладбища (есть только кладбища, закрытые для свободного захоронения). В федеральном законе, а также в п. 2.3 постановления мэра г. Астрахани от 13.04.2009 г. №1225-М существует положение о том, что на закрытых для свободного захоронения кладбищах могут производиться родственные захоронения, и определен порядок по оформлению решений на такие захоронения.

Наши предложения о необходимости изменения статуса закрытого кладбища на кладбище, закрытое для свободного захоронения, не находят понимания ни в городских, ни в областных структурах. Положение усугубляется еще и тем, что несколько лет назад при пожаре на кладбище сгорел (или был сожжен) архив.

Понимаем, что эта крайне важная проблема требует очень серьезной работы с учетом состояния кладбища, его расположения. Но сделать это необходимо. Это нужно не мертвым - они сраму не имут, это нужно живым.

Следует также отметить, что еще в 2005 году кладбище было принято на государственную охрану и получило статус памятника государственного (областного) значения. А в 2001 году было принято постановление главы администрации Астраханской области «О передаче памятников истории и культуры областного (местного) значения в государственную собственность Астраханской области». В данном постановлении утвержден перечень в составе 16 мест захоронений, расположенных в г. Астрахани на городском кладбище по ул. С. Перовской, т.е. по сути они уже приняты на охрану государством. Тем не менее, министерство культуры Астраханской области считает, что постановление главы администрации Астраханской области от 18.06.2001 г. №329 «О передаче памятников истории и культуры областного (местного) значения в государственную собственность» реализовано быть не может, так как действующее законодательство предусматривает иные принципы разграничения государственной и муниципальной собственности.

Этот ответ сообщен Общественной палате письмом от 02.03.2011 г., т.е. через

10 лет после принятия документа главой администрации Астраханской области. И за это время ни в областных, ни в муниципальных структурах не были определены какие-либо меры, устанавливающие отношение к этому кладбищу как к памятнику государственного (областного) значения. Что же нужно сделать? По нашему мнению, главное - определить статус центрального городского кладбища г. Астрахани по ул. С. Перовской; осуществить инвентаризацию захоронений на территории кладбища с целью выявления бесхозных захоронений. Также необходимо определить, исходя из требований законодательства к санитарным, экологическим условиям размещения мест погребения, возможные места использования участков признанных бесхозными могил для захоронения на общих основаниях. На основании этого обследования впоследствии может быть сформирован блок бесхозных могил. Разрешить повторное захоронение в родственные могилы по письменному заявлению граждан, на которых зарегистрирована могила, при соблюдении следующих условий: по истечении 20 лет с момента предыдущего захоронения и при предъявлении гражданами документов, подтверждающих захоронения на этом кладбище. Обеспечить уход и охрану объекта, создать при мэрии г. Астрахани попечительский (наблюдательный) совет. Надеемся, что это письмо не окажется гласом вопиющего в пустыне. Складывающаяся ситуация вызывает ассоциации с ситуацией во Владивостоке, когда там за долги была отключена подача газа и потушен Вечный огонь у мемориала. В решение вопроса тогда вмешался президент России.

Неужели и нам придется по вопросу об астраханском кладбище обращаться к президенту?»

Г. Головко, член президиума Общественной палаты Астраханской области,

"Волга" № 1, 11.01.2012.