А за астраханского сайгака ответишь!
Помню времена, когда сайгаки в холодное время года по ночам подходили прямо к сельским поселеньям. Здесь можно было прокормиться: стога стояли совсем близко от дворов. Сейчас на околицах сайгаков не встретишь. Их осталось немного. Когда-то их в Астраханской области, например, считали тысячами. Теперь в общей сложности трудно даже тысячу насчитать.

Да что там наш регион! По некоторым данным, их численность во всей Европе сократилась до четырёх-пяти тысяч. И не удивительно, что вид этой степной антилопы занесён в Красную книгу Российской Федерации. Значит, будет всё делаться для того, чтобы сайгак выжил.

Конечно, думать об этом надо было раньше. Но не думали, а может быть, и думали, да плохо. Надеялись на авось. А в это время сайгаков безбожно истребляли даже на государственном уровне. Стреляли из-под фар автомобилей, уничтожали с вертолётов.

Можно понять, когда плановый отстрел сайгаков вёлся в пятидесятые и шестидесятые годы прошлого столетия. Тогда их было так много, что требовалось плановое сокращение поголовья. Степных кормов становилось меньше, а численность животных увеличивалась. Эта одна причина. Другая – сельское хозяйство страны работало нестабильно. Особенно тяжёлое положение было в животноводческой отрасли. Мяса не хватало. Поэтому разрешили отстрел сайгаков в зимний период. Это сразу же сняло «мясную» проблему. Во всяком случае, в Астраханской области.

Сейчас на нехватку мясной продукции жаловаться не приходится. Были бы деньги. А вот их-то и не хватает. Но не «мясная» проблема заставляет жадных до наживы людей стрелять практически беззащитных животных. Именно нажива заставляет. Дороги рога степных антилоп, лекарственная ценность которых высоко ценится на Востоке. В частности, в Китае, где из них приготавливают высокоэффективные лекарства. Сюда и намеревались переправить 115 сайгачьих рогов задержанные в Ахтубинском районе пограничниками граждане Узбекистана.

Сколько голов молодых сайгаков уничтожили браконьеры, у которых, по заявлению задержанных, они приобрели рога, можно догадываться. По прикидкам, больше полусотни. Довезти приобретённое до места назначения перекупщикам не удалось. А значит, и дохода, на который они рассчитывали, не получат. Выходит, уедут восвояси, как говорится, не солоно хлебавши. Их мне не жалко, жалко сайгаков. Последних и так у нас почти не осталось. Не защищает от уничтожения даже Красная книга...
Перекупщики рогов, надо полагать, получат своё. А получат ли своё те, кто непосредственно уничтожал сайгаков, а потом продавал их по красной цене? Что-то не верится. Пока попали «под раздачу» только перекупщики. Браконьеры пока не названы. А значит, не наказаны.
На что только не идут браконьеры ради наживы. Применяют самые изощрённые методы убийства животных. Будет ли положен конец этому беспределу? Хочется верить, что будет. Тех, кто будет убивать краснокнижных животных и торговать ими, ждёт не только штраф, но лишение свободы. С такой инициативой выступило правительство страны. Охотников, которые незаконно уничтожают зверей и птиц в больших масштабах, ожидают штрафы и лишение свободы на срок до двух лет. Конечно, это наказание скорее символическое – «двушечку» у нас дают, как правило, условно. А вот тех, кто позарится на краснокнижных животных, ждёт кара посерьёзнее вплоть до девяти лет лишения свободы. Эта инициатива уже принята депутатами парламента в первом чтении.

В общем, животные из Красной книги взяты под особую охрану. Серьёзным образом будут наказаны преступления, связанные с оборотом краснокнижных зверей, птиц и рыб через масс-медиа и интернет. Если такое преступление совершит физическое лицо, то оно поплатится штрафом от пятисот тысяч до полутора миллионов рублей. Или лишением свободы до четырёх лет. Должностному лицу грозит до шести лет. А браконьер, который действовал в составе преступной группы, получит до девяти лет. Правительственный законопроект должен остановить поток продаж животных. Особенно занесённых в Красную книгу России. До последнего времени законодательство по охране природы и защите окружающей среды не отвечало международным правилам. Необходимо это изменить. Государственная дума седьмого, прошлого созыва, определённые сдвиги в лучшую сторону уже сделала, и кое-что доработала в законодательных документах, защищающих животных от жесткого отношения. В частности, была запрещена контактная притравка охотничьих собак на диких зверей.

Остаётся пожелать депутатам – в том числе и от Астраханской области – не сбавлять темпов и продолжать защищать братьев наших меньших.

Борис Касаткин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат»