В пятницу в малом зале резиденции губернатора Астраханской области состоялось расширенное рабочее совещание о ситуации, сложившейся в астраханском мусульманском сообществе и мерах по профилактике и противодействию радикализации мусульманской уммы Астраханской области.
Совещание прошло под председательством руководителя администрации губернатора Астраханской области К.З. Шантимирова. AST-NEWS.RU предлагает своим читателям самую полную версию его доклада, содержание которого заинтересует каждого астраханца, не равнодушного к общественно значимым процессам в нашем регионе.
"Уважаемые земляки, друзья и коллеги! Сегодняшнее наше совещание, которое мы проводим в расширенном формате с участием представителей религиозных и национально-культурных объединений, силовых и надзорных структур, представителей органов государственной и муниципальной власти, посвящено обсуждению ситуации, сложившейся в астраханском мусульманском сообществе, и мерах по профилактике и противодействию дальнейшей радикализации мусульманской уммы Астраханской области.
По оценкам независимых экспертов, во многих регионах мира можно наблюдать общемировой феномен - политизацию и радикализацию современного ислама, превращение его в важную составляющую политического и социально-экономического процессов в странах с мусульманским населением. При этом происходит активизация радикальных течений в исламе, которая, в свою очередь, приводит к резкому обострению общественно-политической ситуации на местах, терактам и убийствам. Примером кровавой деятельности исламских радикалов стало двойное преступление, совершенное 19 июля 2012 года в г. Казани Республики Татарстан - убийство заместителя муфтия Республики Татарстан имама Валиуллы Якупова и покушение на муфтия Татарстана Ильдуса Файзова. Указанные тенденции также присущи ряду субъектов Российской Федерации, включая Астраханскую область. Экстремистские идеи распространяются сторонниками радикальных исламских течений - ваххабизма и салафизма.
В настоящее время в области сложилась довольно непростая религиозно-политическая ситуация. Используя фактор присутствия на территории Астраханской области значительного количества верующих, исповедующих ислам, эмиссары экстремистов значительно активизировали свою деятельность по привлечению в свои ряды новых сторонников и последователей. Следует отметить, что в расширении базы радикального ислама в регионе особенно негативную роль играют такие факторы, как являются - безработица, бедность определенной части жителей области, ощутимый разрыв в уровне жизни между различными социальными группами, межэтнические противоречия при решении вопросов о разделе сфер экономического влияния, доступа к ресурсам, финансовым потокам.
На неблагополучное развитие общей ситуации также негативно сказываются особенности структуры, социального расслоения и поляризации общества. В отдельных районах и населенных пунктах сложившаяся в конце 1990-х годов система управления имеет отчетливо выраженный клановый, а, зачастую, и семейно-родственный характер. В результате на местах не работают социальные лифты, молодежь не имеет реальных перспектив роста, что облегчает радикальным исламистам задачу внедрения в сознание людей антироссийских, антигражданских и антигосударственных идей. Тем временем тот сегмент общества, который составляет основу российского культурного влияния в регионах России, а это, как правило, представители русского и других славянских этносов, объединяет наименее обеспеченную и социально не защищенную часть населения учителей, врачей, инженеров, научных и культурных работников. Именно эта, наиболее законопослушная часть астраханского социума, столкнувшись с проблемами экспансии радикального ислама, вынуждена выезжать с территории области в регионы Центральной России, ещё более усугубляя ситуацию и нарушая сложившийся этноконфессиональный баланс территории.
К расширению базы радикального ислама также ведет и массовая, стихийная миграция - из горных районов в равнинные или из сельской местности в города и пригороды. Итог - появление целого слоя населения, уже отошедшего от традиционного уклада жизни и связанной с ним традиционной культуры, но еще не ставшего городским, не утвердившегося в новой системе ценностей. Наиболее опасны в качестве лидеров радикального тренда сторонники ваххабизма, проживающие в районах добычи нефти и газа, сумевшие, к тому же, в ряде случаев, создать стабильный бизнес и выстроить отношения с местными властями.
В Астраханской области при относительно низкой безработице и традиционно высоком уровне образованности населения носителями радикальных настроений являются, в основном, выходцы из этнически однородных сельских районов Республик Северного Кавказа и Закавказья, а также стран СНГ, таких как Казахстан, Узбекистан и Таджикистан.
В условиях возросшей за последние десятилетия религиозности мусульман радикальные исламисты убеждают верующих, что истинные мусульмане должны вести борьбу с несправедливостью даже вооруженным способом. А "джихад" трактуется ими как "прямой путь в рай». В 2010 году в «Красной» мечети № 3 г. Астрахани экстремистами банд-подполья эмира Доку Умарова была предпринята попытка распространения листовок с призывами к астраханским мусульманам начать вооруженную борьбу против существующего строя и его пособников - представителей органов государственной, муниципальной власти, а также сотрудников силовых ведомств и органов безопасности. Известны случаи выезда астраханских мусульман на территорию Республик Дагестана, Чечни и Ингушетии для прохождения военной подготовки в полевых лагерях маджахедов с последующим участием в террористических и экстремистских акциях. Масштабы пропаганды радикальных подходов исключительно широки. Так по данным, имеющимся в распоряжении управления по внутренней политике администрации Губернатора Астраханской области, в настоящее время деятельность ваххабитов и салафитов распространяется на следующие населенные пункты области, где отмечена деятельность как единичных представителей, так и групп последователей радикального ислама.
Так в г. Астрахани деятельность исламских радикалов отмечена в пос. Свободный, в «Белой» мечети № 5, в мечети им. Махмуда Эфенди, мечети № 34 по ул. Аэропортовская и в мечети «Рамадан». На территориях Володарского района - в пос. Володарский, с. Паромное, с. Новый Рычан, с. Актюбе, с. Тумак, с. Козлове, с. Калинино; Енотаевского района - в с. Восток; Икрянинского района - в с. Ямное, с. Оранжереи; Камызякского района - в с. Затон, с. Лебяжье, с. Жан-Аул; Лиманского района - в с.Зензели; Наримановского района - в пос. Буруны, с. Старокучергановка, г. Нариманов; Приволжского района в с. Растопуловка, с. Атал, с. Водяновка, с. Осыпной Бугор; Харабалинского района - в г. Харабали. Первоначальная вербовка идет на улицах, во дворах, в школах, причем никакого реального противодействия этому нет.
В то же время, следует отметить, что численность сторонников радикального ислама на территории области не столь велика, как утверждается в некоторых алармистских заявлениях СМИ: нередко ваххабитами объявляют и тех, кто становится жертвой столкновений политических или экономических интересов членов влиятельных семей и местных кланов. Уменьшение численности последователей ваххабизма и салафизма на территории Астраханской области связано с реализацией комплекса мер профилактического и оперативного воздействия, осуществленного сотрудниками УФСБ и УМВД России по Астраханской области, Центра противодействия экстремизму МВД России по Астраханской области во взаимодействии с органами государственной власти региона в период с 2009 по 2012 год.
На Северном Кавказе число активных членов радикальных исламистских бандформирований и "полуподполья" составляет, по приблизительным оценкам, на июль 2012 года 4500-5000 человек. Часть из них представляет лагерь непримиримых. "Полуподполье" радикального ислама живет в городах и крупных населенных пунктах и часто участвует в террористической деятельности, соблюдая строгую конспирацию. Структурно они составляют джамааты, общины закрытого типа, возглавляемые эмирами по территориальному признаку. Именно эти структуры ответственны за подавляющее большинство терактов, имевших место на территории Российской Федерации. Особую озабоченность вызывает тот факт, что террористическое подполье постоянно воспроизводится, а субкультура радикального ислама воспевает подвиги террористов, объявляя их шахидами, "мучениками за веру", положившими свои жизни за светлые идеалы ислама. Еще более тревожным представляется положение дел в информационно-идеологической сфере. Виртуальное пространство заполнено исламистскими сайтами, форумами и диспутами экстремистской направленности. Все теракты фиксируются на сайтах террористов, выступающих за "всемирный джихад" (будь то в России, или на Ближнем Востоке), а также в социальных сетях. Наличие экстремистских ресурсов в Интернете требует срочного принятия мер, вплоть до их ликвидации и последующего запрета.
Что касается национальной принадлежности, то деление по этому признаку среди ваххабитов не признается. Однако, на практике, в Дагестане, Чечне, да и на территории Астраханской области, существуют преимущественно аварские, даргинские, лезгинские, ногайские, казахские и иные малые этнические группировки. Они, соответственно, имеют больше контактов с представителями "своей" этнической группы на местах. На территории Астраханской области имеются мечети и общины, позиционирующие себя исключительно по этническому признаку, хотя структурно они входят в состав Астраханского регионального духовного управления мусульман (далее АРДУМ).
В последнее время, по имеющейся информации, ваххабистское подполье растет также за счет привлечения незначительной части русской молодежи, которая примыкает к ваххабитам ради защиты своих прав и интересов, не рассчитывая получить, либо реализовать их легальным образом. При этом важно учитывать, что радикальные исламисты предпринимают активные усилия по «маргинализации» русского населения в регионе, включая и вытеснение "русского элемента" из экономического сектора, властных и, даже, из силовых структур.
В Чечне своеобразие ситуации во многом определяется тем, что Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров, продолжая линию своего отца Ахмата-хаджи, выступает в качестве этнонационального лидера. Его можно считать проводником "исламского проекта", в котором заложен потенциал преодоления эксцессов радикализма за счет ставки на традиционные подходы, противостоящие ваххабизму и салафизму. Но, на фоне общероссийского кризиса этнонационализма (идеологии и практики образования наций-государств), такой "проект", без корректировки, не имеет четкой перспективы. Подобный сценарий не подходит для реализации в Астраханской области в следствие её полиэтничности и поликонфессиональности. Следует и дальше совершенствовать и развивать накопленные и апробированные веками принципы межнациональной и межконфессиональной стабильности, по которым в мире и согласии жили наши предки в Низовьях реки Волги на астраханской земле.
Логика развития общественно-политических процессов в России, в целом, и в Астраханской области, в частности, ставит перед нами задачу - создание отечественной модели мусульманского образования.
И, в этой связи, особый вопрос - учеба российских мусульман в зарубежных исламских учебных заведениях. В частности, в Пакистане, Египте, Катаре, Саудовской Аравии и в Афганистане российские шакирды (студенты) продолжают изучать ислам в его наиболее радикальных формах и подвергаются антироссийской идеологической обработке. Недавно уничтоженные лидеры вооруженного подполья в Кабардино-Балкарии, например, прошли обучение в исламском университете Эр-Рияда Королевства Саудовская Аравия. Число тех, кто получил исламское образование за рубежом после распада Советского Союза, уже превысило 10 тысяч человек.
Существуют две модели выезда мусульманской молодежи на учебу за рубеж - официальная и частная. Выезжающие официально, в рамках заключенных договоров между духовными управлениями мусульман и конкретными учебными заведениями, получают стипендии, имеют возможность решить социальные проблемы. Большинство же выезжает по частным каналам, чаще всего, по приглашениям уже обучающихся за рубежом земляков. Эти молодые люди не обеспечиваются стипендиями, жильем, пакетом социальных услуг, а потому легко попадают под влияние радикалов. В целях противодействия идеям радикального ислама в молодежной среде, насыщения астраханских мечетей собственными кадрами исламских богословов и предупреждения процесса выезда молодых мусульман за рубеж для получения религиозного образования, в Астрахани, по инициативе органов государственной власти совместно с руководством АРДУМ, с 1999 года образовано и осуществляет деятельность религиозное образовательное учреждение «Астраханский исламский колледж». Результатом деятельности указанного образовательного заведения стало насыщение половины астраханских мечетей имамами - выпускниками колледжа.
Чтобы противостоять радикалам на интеллектуальном уровне, нужны образованные специалисты по исламу, которых в «традиционалистских» мусульманских кругах, да и в АРДУМ, в настоящее время явно недостаточно. Однако, серьезную обеспокоенность вызывает подготовка соответствующих кадров: практически нет светских специалистов по исламскому богословию, не хватает знатоков арабского языка, грамотных переводчиков, ряд учебных текстов создается по системе средневековой схоластики, отсутствует аттестация учебников, не контролируется качество образования. Переводные книги с турецкого и арабского нередко культивируют экстремистские настроения. Полагаем, что включение в учебные программы обязательных предметов общеобразовательных учебных заведений Астраханской области с 2012/13 учебного года комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» будет способствовать подъему общего уровня религиозной образованности и толерантному восприятию иных вероисповеданий, представленных на территории региона.
В условиях социальной отчужденности и политической пассивности "официального ислама", его теоретической слабости, естественно, что свой шанс получает именно исламский радикализм с присущей ему мобильностью, простыми и внятными ответами на большинство вопросов.
Идеологически противостояние радикальным тенденциям возможно только на основе гуманистического, не конфронтационного толкования Корана. В этом русле уместны и необходимы широкие теоретические дискуссии - что вполне возможно, с учетом многообразия исламской мысли.
Для Астраханской области (где среди мусульман традиционно доминируют татары, ногайцы и казахи) традиционно характерно единство мусульман и единоначалие в реализации управления мусульманской умой посредством деятельности руководства АРДУМ. Для нас, к счастью, не характерна чересполосица деятельности множества муфтиятов и самостийных мухтасибатов. Негативной стороной организационного плюрализма в "российском исламе" является борьба между разными муфтиятами и мухтасибатами, которая не может не открывать дополнительные возможности для деятельности радикальных группировок. В этой связи нельзя не упомянуть, что ещё в 2009 году центробежные течения в АРДУМ имели место, когда отдельные одиозные фигуры из числа астраханских мусульман, такие как Юнусов Муслим, Кинжалиев Растям и другие во главе своих немногочисленных соратников, предпринимали попытки выйти из состава АРДУМ и перейти под юрисдикцию другого духовного управления мусульман.
По имеющейся у меня информации, поступившей из компетентных источников, в последнее время в мусульманской среде, в связи с болезнью муфтия Астраханской области Ильязова Назымбека-хазрата, различными группами мусульман области довольно активно обсуждается вопрос смены власти и даже всерьёз обсуждаются вероятные кандидатуры приемников на пост руководителя АРДУМ. Существует Устав АРДУМ, легитимная система смены руководителя духовного управления, есть, в конце концов, председатель Центрального духовного управления мусульман России шейх уль-ислам Талгат Таджуддин, который в случае необходимости, своим приказом назначит и утвердит кандидатуру нового муфтия. А пока, официальным приказом по АРДУМ от 2 августа 2012 года, исполняющим обязанности муфтия Астраханской области назначен имам мечети «Нугай» № 2 г. Астрахани Набиуллин Юнус-хазрат. Полагаю, что вопрос главенства в АРДУМ разрешен, по крайней мере, до выздоровления муфтия Ильязова Назымбека-хазрата и исполнения им его непосредственных обязанностей в качестве духовного лидера АРДУМ.
Жесткая религиозная вертикаль в районах (мухтасибаты), фактически совмещенная с районными администрациями, сложилась только в Татарстане. Причем в некоторых районах мухтасибаты, благодаря личности их руководителей, более авторитетны, чем местные власти. Но и здесь не удалось в полной мере противостоять идеологическому и кадровому влиянию радикалов, особенно ваххабитов, которые нацелены на сближение с группировками татарских и башкирских националистов, особенно молодежными. При этом исламисты пытаются в ряде случаев подменить лозунг суверенитета светской республики лозунгом исламского эмирата ("Булгар", "Идель-Урал").
Удерживать ситуацию в Астраханской области удается, прежде всего, за счет традиций мирного сосуществования этнических и религиозных общин преимущественно мусульман-казахов, татар, ногайцев и православных-русских. Фактором стабилизации являются также смешанные браки (около трети по области, иногда в нескольких поколениях). Вместе с тем, в некоторых регионах с преобладающим мусульманским населением, де-факто, происходит проникновение в повседневную жизнь шариатских норм, звучат даже требования введения элементов шариатского права в конституции отдельных субъектов Федерации. Это создает угрозу фрагментации российского правового поля, что допускать ни в коем случае нельзя. Бытовые нормы шариата, однако, не всегда противоречат российскому гражданскому законодательству. Поэтому при безусловном сохранении единого правового поля требуется гибкость в решении конкретных частных вопросов, а также выработка современных правовых норм, регулирующих отправление культа.
Современное государство может достичь успехов в гражданском строительстве только на основе ценностей, общих для представителей всех религий и культур. Более того, только светское государство способно обеспечить подлинную личную свободу вероисповедания.
Существуют отдельные призывы в пользу контактов властей с салафитами, но их осуществление чревато негативными последствиями для развития отношений с последователями традиционного ислама. Так, в Дагестане, попытка властей провести переговоры с "лесными" привела к тому, что те стали предъявлять претензии и выдвигать свои условия, в том числе, требуя назначения своих представителей на должности заместителей глав администраций и заместителей начальников местных УВД. При этом, по-прежнему, в качестве объектов поражения целенаправленно выбираются сотрудники администрации, органов внутренних дел, имамы и муфтии.
Практический опыт противодействия религиозному экстремизму и радикализации мусульманской уммы Астраханской области позволяет констатировать, что решение проблемы необходимо осуществлять сразу по нескольким направлениям: сдерживанию и сокращению внутренней миграции; обеспечению востребованности и занятости трудовых ресурсов; разработке эффективной молодежной политики с учетом конфессиональных и этнокультурных особенностей региона; созданию отечественной модели мусульманского образования, что позволило бы перехватить инициативу у зарубежных центров в сфере как очного, так и дистанционного обучения; подготовке нового поколения ученых-исламоведов, знающих реалии и языки российских мусульман; стабильной информационной политике по исламской проблематике, включая издание печатных материалов, созданию сайтов и подконтрольного Интернет-портала.
Усиление экстремистских сторон политического ислама, которое проявляется в террористической активности, радикализации мусульманского населения Астраханской области может стать существенным фактором территориальной и социальной дезорганизации. Если не предпринимать комплексных адекватных мер, то может проявиться тенденция роста напряженности, а, значит, и угроза культурной и национальной безопасности области. Цель экстремистов - дестабилизация ситуации в мусульманской умме. Их задача - выбить из рядов астраханских мусульман наиболее последовательных и принципиальных сторонников ханафитского масхаба. Поэтому для нормализации ситуации следует усилить роль совместной целенаправленной работы государства, общества и Астраханского регионального духовного управления мусульман.
В ходе подготовки к совещанию, администрация Губернатора Астраханской области направила многим из вас Московскую богословскую декларацию -итоговый документ, принятый на международной конференции: «Исламская доктрина против радикализма», которая проходила в г. Москве 25-26 мая 2012 года, с участием крупнейших исламских ученых международного уровня из 23 стран мусульманского мира, признанных исламоведов и экспертов. Декларация представляет собой программу, создающую шариатско-правовую базу для толкования основополагающих вопросов исламского вероучения, исключающего спекуляции религиозными догмами и их субъективную трактовку понятий джихада, такфира и халифата. Текст декларации роздан всем участникам нашего совещания для ознакомления и обсуждения в ходе выступлений.
Выражаю уверенность, что планы экстремистов и радикалов не будут реализованы в Астраханской области, так как это противоречит стратегическому курсу развития области как региона с относительно высоким уровнем стабильности и качества жизни, привлекательного для инвестиций и открытого для международного сотрудничества".