В общественное сознание астраханцев и приезжих студентов активно внедрилась мысль о том, что поступить в Астраханский государственный университет на бюджетные места престижных факультетов в последнее время без взяток невозможно, а учиться, сдавать экзамены и зачеты, не заплатив экзаменаторам, очень сложно. Из всего вуза по пальцам можно пересчитать преподавателей, которые не вовлечены в коррупционные составляющие. Многие родители уверены, что сегодня практически немыслимо стать студентом и обучаться, «не заплатив нужному человеку».
С коммерческого образования в год университет получает сотни миллионов рублей! Как расходует руководство АГУ денежные средства, мало кому известно. В то же время простые преподаватели вынуждены существовать на жалкое денежное довольствие, которое составляет 10-15 тысяч рублей в месяц. Премии в университете распределяются строго среди «своих». «Простой» преподаватель их может не получить. В это время заработная плата ректора и его сподвижников зашкаливает за 200 000 рублей.
У некоторых деканов, проректоров Астраханского государственного университета дети обучаются за рубежом, в престижных вузах столицы, проживают в Москве в собственных квартирах, разъезжая на дорогих иномарках, не имея своего дохода.
Практически все приближенные к ректорской «кормушке» свои заслуженные ежегодные отпуска проводят на лазурных берегах, в престижных отелях, тратя на себя и членов своей семьи солидные средства, при этом подавая и декларируя скромные доходы.
Теневая составляющая государственного университета не имеет границ. Ежегодные поборы на выпускных экзаменах таковы, что многие родители впадают в отчаяние, но сделать ничего не могут. В летний период деканаты «ломятся» от бытовой техники, спиртного, продуктов питания и т.д.
Многие обучающиеся в ВУЗе студенты, прибывшие из ближнего зарубежья и северного Кавказа, не могут говорить по-русски, но преподаватели закрывают глаза, проставляя им символические оценки против своей воли, получая команды от заведующих кафедр и деканов.
Механизмы коррупции при приёме зачётов и экзаменов в университете давно общеизвестны. Преподаватели Астраханского государственного университета разделены на три категории:
1. Берут взятки для себя и ставят оценки по указанию «сверху»;
2. Не берут взяток, но ставят оценки по указанию «сверху»;
3. Не берут взяток и не ставят оценок по указанию «сверху».
Последняя категория в ВУЗе является самой редкой и самой неуважаемой, хотя именно среди них львиная доля «незапачканных» ученых университета. Подобного рода преподаватели – своего рода «белые вороны» в сформировавшейся коррупционной среде; и администрация, и коллеги стремятся под разными предлогами и разными методами избавляться от них.
Вторая категория включает людей, которым хотя и стыдно перед усердно занимающимися студентами, но которые по разным причинам не могут или не хотят противостоять начальственному давлению и просьбам коллег. Студенты, разумеется, отлично всё видят и понимают, что их ранее уважаемый преподаватель – обычный конформист и что оценки, которые им достаются при помощи упорного труда, «блатной» или «деканатские любимчики» получают ни за что. Предпринимаемые иногда попытки выговорить у начальника, находящегося «на том конце провода», поблажку типа «пусть хоть чуть-чуть выучит», вызывают у руководства, в зависимости от его расположения духа, либо смех либо раздражение.
Зато первая категория преподавателей является своеобразной «высшей кастой» Астраханского государственного университета. Естественно, представителей данной категории (обычно не занимающих высших постов) иногда ловят за получение мзды и даже арестовывают, как например, с кафедры физкультуры или высшей математики. Но это случается крайне редко. Дальнейшая судьба уличенных взяточников иногда может вызвать зависть у менее удачливых коллег: очень часто освобождённые из мест заключения через некоторое время получают повышение по службе. Логика «верховных бонз» предельно проста: своих, доказавших лояльность к существующей системе, надо поощрять. Кроме того, мелкий взяточник, вызволенный из острога, чувствует себя обязанным по отношению к начальству, его спасшему; его новая должность (например, зам. декана) часто связана с выходом на родителей студентов, желающих щедро оплачивать пребывание в ВУЗе своих чад; и, наконец, теперь он вынужден делиться частью полученных взяток с протежирующими его покровителями. Сеть взяточников образует своеобразную институциональную «клику», действующую по принципу круговой поруки, с элементами «клана» и «клиентелы» (ректор, проректор или декан выступает в роли сеньора, а остальные – его вассалов).
Большая часть студентов очной формы обучения подрабатывает во время занятий, чтобы хоть как-то выжить. Многие студенты просто не ходят на занятия, но успешно закрывают свои сессии через «деканатских толкателей».
В это же время ректор Лунёв А.П. с высоких трибун пропагандирует свои достижения, которые порой не находят никакого оправдания. Одну только траву вокруг учебных корпусов сажали десяток раз, тратя огромные деньги. В государственном ВУЗе страны идет постоянный ремонт, переоборудование учебных классов по японской системе обучения. Списываются в «пустоту» финансы, масштабы которых трудно понять нормальному человеку.
На заочных факультетах процветает «мздаимствование», которое на протяжении 20 лет ни кем не искореняется. Чтобы сдать успешно сессию, надо просто отдать 3-5 тысяч старосте группы или перечислить на её карту, и все вопросы будут решены.
Порой преподавателям, которые преподают заочникам, приносят пачки зачёток, которые они вынужденно проставляют. Некоторым студентам-заочникам ставятся оценки в зачётные книжки и в ведомости в то время, когда они находятся за пределами Астраханской области или работают.
Практически каждый диплом заочника астраханского государственного университета можно назвать фиктивным. Редкое исключение составляет тот факт, что заочник сам пишет диплом. Как правило, его написанием занимаются сами преподаватели, которые преподают те или иные дисциплины, устанавливая свои расценки. Стоит проверить архив дипломных работ в Астраханском государственном университете и одинаковых экземпляров найдется не мало.
Ещё можно смириться с тем, что дипломированный «специалист» АГУ пойдет в народное хозяйство, но самое страшное, что ВУЗ выпускает и юристов, которые работают в правоохранительной системе, судебных органах, верша над судьбами людей. На этом факультете преподают юридические дисциплины люди, которые никакого отношения не имеют к юриспруденции. Сам декан Савельева Е.В. имеет историческое образование, но почему-то более 15 лет руководит вместе с Лунёвым А.П. И кого может выпустить этот факультет, если обучающие там студенты уже ловятся на распространении наркотиков в особо крупном размере, управлении машинами в состоянии алкогольного опьянения и т.д.
Воспитательная работа на факультете, как и в самом вузе отсутствует. В период получения советского образования, если студент был замечен в негативном поведении, не говоря уже о совершении особо тяжкого преступления, из этических соображений деканы увольнялись, подчеркивая свою значимость как учёные. А сегодняшние деканы просто отсиживаются.
И юридический факультет АГУ в таком воплощении не единственный. «Наука» стоит просто на месте. Многие факультеты не имеют ни одного доктора наук, профессора. И это не удивительно. Чтобы выйти на защиту диссертации, учёному нужно участвовать в конференциях, демонстрировать свои публикации, которые осуществляются за счет авторов или с обязательным включением первых лиц университета. Многие учёные ВУЗа просто шокированы таким подходом к науке. В редакционном совете журнала фундаментальных и прикладных исследований, который выпускает издательский дом «Астраханский университет», числится заместитель председателя правительства Астраханской области Лукьяненко Е.А., которая органами предварительного следствия обвиняется в получении взятки в особо крупном размере и находится под домашним арестом.
Одного молодого и перспективного доктора экономических наук из вуза изжили только за то, что он посмел претендовать на выборное место ректора университета. Но в университете никто и не задумывается о том, кого выбрать. Все выборы проходят по известному сценарию.
Основные дисциплины в вузе преподают не остепененные люди, в нарушение всех инструкций Минобрнауки, а порой и вчерашние студенты.
До каких пор всё это будет продолжать в АГУ?!
Валерий Артамонов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 42 (652)