Понедельник, восемь утра в Ахтубинске, остановки переполнены, на рейсе нет ни одного автобуса местного муниципального предприятия АТП «Ахтубинское». 

Все эти автодорожные крутобокие, скрипучие «баржи» и «баркасы» ПАЗы, ЛиАЗы, ЛАЗы, весь былой цвет отечественного автопрома 60-70 годов, чьи водительские панели хранят наклейки «Монтана», «Рэмбо», фотографию ещё безбородого Гребенщикова и разбитной Сандры, а лобовое стекло мажорно окаймляют советские золотистые копейки, заботливо вставленные за уплотнительную резинку стекла – они в один миг исчезли с улиц «авиационной столицы». 

По головам ждущих проносится легкий матерок, кто-то, махнув рукой на долгое ожидание, бросается на работу пешком, наиболее боевые граждане с ожесточением пробиваются к переполненным маршруткам. Почти все местные предприятия начинают свою рабочую неделю с понедельничной задержки и с разговоров на рабочих местах об этом странном инциденте. Вечером по телевизору выступают местные чиновники, говорят проникновенно, с душой, сверкая глазами, полными праведного гнева, о тяжелой ситуации на автотранспортном предприятии, о том, как они борются и преодолевают всё на своём пути и благодарят предпринимателей-маршрутчиков, осуществивших экстренный развоз людей по городу).

В общем, оставалось только найти и наградить всех участников борьбы с пассажирским коллапсом - так оно, наверно, и случилось бы, если через несколько дней не произошла встреча рабочего коллектива АТП «Ахтубинское» с этими самыми чиновниками, с участием местного телевидения. Вкратце: лица чиновников под градом разоблачающей критики со стороны водителей, кондукторов, бухгалтеров вышеназванного предприятия буквально по мановению ока стали переливаться от жёлто-бледного до буро-красного. Оказалось, что невыход автобусов на маршруты был заранее запланирован мэрией, давшей указание всем работникам «сидеть по домам», пока они не утрясут финансовые вопросы, также работникам было обещано в дни простоя 70 % от заработной платы. 

Настал час икс, автобусы не вышли, а ахтубинская мэрия в лице замглавы Чернова тут же рапортовала в область, что предприятие забастовало (о том, что предприятие бастует, не знал ни один рядовой работник АТП «Ахтубинское»). Вопросов в тот день было задано много: к примеру, какой такой логикой следовали местные управленцы, когда отдали золотую вотчину АТП – осуществление переправы на о. Петриков – в частные руки, в руки одного из предпринимателей-маршрутчиков?! Вопрос этот, естественно, повис в воздухе. 

Паром держал на плаву всё автотранспортное предприятие, это была единственная прибыльная сфера глубоко убыточного муниципального предприятия. Повисли в воздухе и вопросы о том, почему мэрия выделила деньги на снабжение системами ГЛОНАСС муниципальных автобусов, а диспетчерский центр который год так и не создан? Почему по Ахтубинску некоторые маршрутчики осуществляют перевозки вообще без каких-либо на то разрешений? В общем, в тот день было за что бледнеть и краснеть ахтубинским чиновникам!

Не так много в нашей стране осталось госпредприятий, особенно на рынке бытовых и социальных услуг, тем более в Астраханской области. Те, кто выжил в мясорубке девяностых, в депрессии нулевых, те, кто сейчас накрепко загнан в экономический угол сумасшедшими арендами, долговыми обязательствами всяких стимулирующих программ. Загнаны в угол из-за непрофессионализма или воровства назначаемых горе-руководителей. Этих предприятий-могикан единицы, в них, как правило, работает уйма ныне краснокнижных людей: механиков, сварщиков, токарей, клепальщиков, жестянщиков, слесарей и прочего трудового люда, причём работают официально, работают десятилетиями, работают целыми семейными династиями! И вроде в последние годы забрезжил свет выхода из финансового тупика, и вроде вот она, реинкарнация былой стабильности, но не тут-то было, ведь государственное это ведь, пардон, ничейное, а такого безобразия быть в высоко капиталистическом мире не может... 

Что-то мне подсказывает, что скоро канут в Лету это ахтубинское и другие подобные ему ГП и МУПы, распадутся на кучу смежных ООО или ИП с серыми зарплатами, с односезонными гастарбайтерами, с откатами и распилами, с полукриминальными схемами оптимизации расходов, и будет всем счастье – и власти и многочисленным вдоль и поперёк проверяющим… Главное – находиться в нужное время и в нужном кресле!

Кантемиров, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 27 (588), 25.07.2014 г.